Наталья Соловьева
Творческий проект «Я ношу очки»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
В нашем детском саду нет отдельной коррекционной группы для детей этой категории, однако имеется достаточно много детей, кому рекомендовано ношение очков в качестве лечения зрительного недуга.
А началось все с того, что однажды ко мне за помощью обратилась мама одного из таких детей. Ситуация была в следующем. Ее дочке, которой на момент обращения было 3 года поставили диагноз сложный астигматизм и было рекомендовано постоянное ношение очков. Проблема, состояла в том, что девочка носить очки категорически отказывалась. Девочка сама вместе с родителями ездила в оптику, сама выбирала очки, чехол. Все члены семьи носили очки, чтобы ребенок привык к этому образу. Даже куклам были куплены кукольные очки. Но все принятые меры имели только краткосрочный эффект. Через некоторое время девочка снова снимала очки, могла в любой момент их бросить или спрятать. В общем, носить очки отказывалась. Были и другие случаи, которые указывали на то, что есть запрос на определенную работу с данной категорией детей. Так начался мой творческий поиск приемов и форм работы с детьми с ОВЗ, в частности с детьми, имеющими нарушения зрения. У меня возникла идея организовать проект под названием «Я ношу очки»
Темочки:
Актуальность данной работы была обусловлена тем, что дети с нарушением зрения часто стесняются носить очки. Такая реакция возникает, когда ребенок только начинает носить очки (после обследования) и (или) в период лечения. Причина этого нежелания чувство дискомфорта и непривычности, неловкость перед друзьями, страх перед обидным словом «очкарик». Даная ситуация не позволяет ребенку хорошо видеть, к тому же препятствует восстановлению и сохранению зрения. Если период привыкания к очкам затягивается, то у ребенка может выработаться отрицательное отношение к детскому саду. Поэтому такая проблема как нежелание ребенка носить очки является актуальной. С целью профилактики отказа ребенка от ношения очков необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на адаптацию детей к очкам.
Поэтому возникла идея запустить творческий проект «Я ношу очки» и привлечь к работе над этим проектом детей «очкариков» и их родителей.
Цель проекта : толерантное отношение к ношению очков; формирование осознанно-правильного отношения к своему зрению, принятие своего образа в очках.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию положительного отношения к ношению очков, принятию «себя в очках».
2. Расширять и дополнять знания детей о значении очков, правилах пользования очками.
3. Развивать коммуникативные навыки.
Вид проекта : творческий, групповой.
Участники: педагог-психолог, воспитатели, дети 5-7 лет, которые носят очки и их родители.
Сроки проведения: краткосрочный (1 месяц)
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
Целью этого этапа было привлечение родителей к проблеме, поиску информации. На этом этапе с родителями было проведено анкетирование, целью которого было выяснение способов воздействия на ребенка с целью согласия носить очки. С детьми на этом этапе был проведен рисуночный тест «Мой портрет» с целью выявление у детей собственного отношения к ношению очков.
Медицинским работником были подготовлены информационные листы и консультации на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения». Таким образом, главной задачей данного этапа было вызвать интерес к дальнейшему исследованию этого вопроса.
2. Основной. Обсуждение проблемы
На этом этапе были проведены следующие мероприятия. Мною как психологом и воспитателями с детьми проводились ситуативные беседы с использованием иллюстраций и демонстрационных материалов на тему «Как видят наши глаза» «Почему дети носят очки», «Как ухаживать за очками».
Осуществлялось чтение художественной литературы по теме (стихотворения, загадки, сказки, дети смотрели мультфильм «Жирафа и очки». На занятиях дети рассматривали иллюстрации сказочных героев в очках, обсуждали какую роль они играют в их жизни.
Осуществлялась продуктивная деятельность: дети занимались конструированием очков, лепили очки и украшали их. В ходе занятий и в режимных моментах с детьми проводилась гимнастика для снятия напряжения с глаз, лечебный массаж. Вместе с воспитателем дети играли в сюжетно-ролевые игры «Прием у врача-офтальмолога», «Оптика», «Лечим глазки».
В ходе проекта мною проводились арт-терапевтические занятия с детьми, целью которых было формирование положительного отношения к очкам и принятие себя в очках. Вместе с психологом дети рисовали свой портрет, на котором изображали себя в очках, также рисовали своего любимого сказочного героя в очках, лепили очки из пластилина и украшали их различными природными материалами.
Родителям был предложен мастер-класс «Сказка - лучший наш помощник», на котором обсуждалась проблема, как приучить ребенка носить очки, используя ресурсы лечебных сказок. На этом занятии родители узнали, что такое терапевтические лечебные сказки для детей и каков алгоритм их создания для решения проблем их ребенка. В результате данного занятия родителями были сочинены сказки для их детей, которые в дальнейшем были использованы на занятиях с психологом.
Кроме того, родителями вмести с психологом, была подготовлена выставка художественной литературы, которые может использоваться для чтения с детьми.
3. Итог проекта. Оформление итогов и результатов проекта. В результате проведения проекта была создана картотека лечебных сказок для детей, которые носят очки, картотека гимнастики для глаз, альбом с иллюстрациями «Сказочные герои в очках», картотека лечебного массажа, возникла идея оформить мини-музей очков. Организована выставка поделок детей «Волшебные очки».
Результат проекта. У детей появилось желание носить очки. Сформировалось понимание того, что зрение нужно беречь, повысилась мотивация к сохранению и укреплению здоровья, зрения. Они приобрели навыки снятия зрительного напряжения. В группе к таким детям стали относиться с уважением. Родители получили нужную информацию о том, как помочь своему ребенку привыкнуть к постоянному ношению очков. У ребят возникла идея собрать и оформить в мини-музей очков. Таким образом, в ходе проекта жизнь детей и их родителей обогатилась, они научились новым партнерским отношениям и получили радость от познания нового.