лидия попова
Творческий проект «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.
Задачи:
Публикация «Творческий проект „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1. познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
2. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры, мелкую моторику, творческие способности дошкольников, навыки действовать коллективно;
3. воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
Актуальность проблемы:
Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.
Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем городе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре, так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому мы решили, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Этапы реализации проекта:
Формы работы с дошкольниками:
• беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
• рассматривание элементов росписи
• рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения
• занятия
• познавательные рассказы воспитателя
• просмотр фильма «Дымковские мастера»
• дидактические игры
• чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках
• раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
• рассматривание иллюстраций и др.
Взаимодействие с родителями:
• консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Деятельность педагога:
• подбор литературы о народном промысле "Дымка"
• иллюстраций дымковских изделий
• изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек
• организация выставки работ на тему «Дымковская игрушка»
Продукт проектной деятельности:
• мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;
• литературно-художественный материал: стихи о дымковских игрушках; исторические справки;
• Выставка детских работ «Дымковская игрушка».
• Консультация для родителей «Влияние народных промыслов («Дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Ресурсное обеспечение проекта:
• информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
• материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
• кадровое (педагоги ДОУ, родители).
Сроки и этапы реализации проекта:
Проект осуществляется в несколько этапов:
• Организационно-подготовительный.
• Основной (этап непосредственной реализации).
• Итоговый (результативный, рефлексивный).
Организационно-подготовительный:
• обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач
• подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения
• разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед
• составление плана реализации проекта
• оформление папки-передвижки «Дымковская игрушка»
• создание презентации «Дымковская игрушка».
Основной этап:
ознакомление с историей промысла;
• ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки
• составление орнаментов
• роспись бумажных силуэтов игрушек.
Итоговый:
• обобщение результатов работы
• оформление выставки детских работ «Дымковская игрушка».
Ожидаемые результаты:
дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;
выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т. п. ;
лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;
самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.
Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.