Татьяна Дощинская
Творческий проект «Дымковская барышня»
▼ Скачать + Заказать документы
Ишимский район
МАОУ Черемшанская СОШ — Плешковский Детский сад
Районный креатив - фестиваль
«Надежда»
Направление: «Мир увлечений»
Творческий проект
Автор:
Дощинская Настя, 6 лет, воспитанница
Плешковского Детского сада
Руководитель:
Дощинская Татьяна Александровна
Дощинская Анастасия
Дата рождения: 06.03.2012.
Публикация «Творческий проект „Дымковская барышня“» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Образовательное учреждение:
МАОУ Черемшанская СОШ - Плешковский Детский сад.
Дощинская Татьяна Александровна
Дата рождения: 02.12.1986.
Образование: Педагогика и методика дошкольного образования, ИГПИ им. П. П. Ершова, 2008г.
Место работы: МАОУ Черемшанская СОШ - Плешковский Детский сад, Музыкальный руководитель.
Оглавление:
Введение.
Глава 1. История возникновения дымковской игрушки.
1. Появление промысла.
2. Особенности внешнего вида и процесса изготовления.
Глава 2. Технология изготовления дымковской игрушки из соленого теста.
1. Изучение материалов по работе с соленым тестом.
2. Основные этапы работы (разработка эскиза игрушки, приготовление теста, создание формы игрушки, роспись).
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей известностью пользуются дымковская игрушка. Родина их - слобода Дымково под Вяткой. В настоящее время дымковская игрушка стала одним из брендов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю. С этим народным промыслом и связан наш творческий проект.
Тема нашего проекта «Дымковская барышня». Перед нами стоит проблема – отсутствие знаний и практических умений, позволяющих самостоятельно изготовить дымковскую игрушку.
Цель нашего проекта – изготовить дымковскую игрушку «Барышня».
Для достижения цели мы будем решать следующие задачи:
1. Изучить литературу о происхождении дымковской игрушки.
2. Познакомиться с оригинальной технологией ее изготовления.
3. Изучить технологию работы с соленым тестом.
4. Разработать эскиз.
5. Самостоятельно изготовить дымковскую игрушку «Барышня».
В начале нашей работы мы изучим литературу по теме, посетив библиотеку, а так же обратившись к сети интернет.
Глава 1. История возникновения дымковской игрушки.
1. Появление промысла.
Дымковская игрушка представляет собой небольшую глиняную статуэтку, раскрашенную яркими красками. Каждая такая игрушка уникальна, ее формы и стиль росписи не имеют аналогов в мире.
История дымковской игрушки берет свое начало на Руси еще в XVI веке. Зародился этот старинный народный промысел в слободе Дымково, около города Вятка (сегодня это Кировская область). Именно по месту происхождения дымковской игрушки она и получила свое название. Изредка ее также называют кировская или вятская.
Появлением дымковской игрушки мы обязаны языческому празднику Свистунья. В этот день было принято чтить память погибших во время столкновений в 1418 году между Вятскими и Устюжскими дружинами (так называемое Хлыновское побоище). Трагедия состоит в том, что участники побоища были уверены, что сражаются с татарами, так как из-за темноты не могли рассмотреть противника. Постепенно трагедия была забыта, а праздник остался. В этот день проводились массовые гуляния с песнями, плясками, и, как несложно догадаться из названия Свистунья, свистом. Специально с этой целью к празднику делали свистульки, которые, по сути, и являются первыми дымковскими игрушками. Традиция настолько полюбилась жителям слободы, что они стали делать фигурки постоянно, не приурочивая их к празднику.
Глиняная игрушка предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили глиняные игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.
Дымковская игрушка стала одним из брендов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.
Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров[2].
Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях:
2. Особенности внешнего вида и процесса изготовления.
Дымковские игрушки делают исключительно вручную, и даже с развитием технических возможностей производство не было автоматизировано. Материалом для изготовления фигурок служит красная глина, тщательно вымешанная с речным песком. Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами (молоко с мелом, после чего раскрашивают. Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость.
Дымковские игрушки отличаются контрастностью и четкостью цветовых границ, что подсознательно вызывает положительные эмоции. Орнамент хоть и кажется сложным, но делается из простых геометрических фигур – круг, клетка, полоска и точка. Возможно, поэтому создается впечатление, что игрушки расписаны детьми.
Сюжеты для дымковских сувениров могут быть взяты из различных сфер жизни. Здесь не существует никаких ограничений. Самыми распространенными являются фигурки домашних животных, водоносов и детей.
Глава 2. Технология изготовления дымковской игрушки из соленого теста.
1. Изучение материалов по работе с соленым тестом.
В нашем проекте мы решили создать игрушку из соленого теста, так как этот материал легко доступен, а техника выполнения не нуждается в специальном оборудовании для обработки изделий (в отличие от лепки из глины).
Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из солёного теста.
Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки.
Классический рецепт:
Мука – 1 стакан
Соль – 1 стакан
Вода – 0,5 стакана
Растительное масло – 1 столовая ложка
Замес теста:
Замешивать тесто лучше в глубокой миске. Сначала смешиваем соль и муку, затем добавляем воду и масло. Тесто для лепки должно быть крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности. Готовое солёное тесто нужно положить в холодильник на пару часов. Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.
Сушка изделий из солё ного теста:
Первый способ. Сушка воздушная. В среднем тесто сохнет примерно по миллиметру в день. Значительно ускорить этот процесс поможет размещение поделки на ровной поверхности.
Второй способ. Сушка в духовке. Нагревать духовку нужно до восьмидесяти градусов, поместив в неё поделку и внимательно следить за термометром. Для полного высыхания работы требуется от двух до четырёх часов.
Третий способ. Комбинирование двух предыдущих. Примерно сутки сушится поделка естественным путём, а потом доводят процесс до конца в духовке.
Раскрашивают изделия из солёного теста чаще всего гуашью – её цвета наиболее яркие и стойкие.
Лакирование. Лак не только придаёт блеск и законченность поделке – он предохраняет её от воздействия влаги и постепенного крошения. Для лакирования поделок из солёного теста используют жидкий лак. Жидкий лак придаёт зеркальный глянец и подчёркивает яркость красок. Но нужно лак наносить много раз, так как он очень быстро впитывается. Густой лак придаёт украшениям матовый блеск, им достаточно покрыть изделие 1-2 раза, а от влаги и крошения он защищает изделие надёжнее жидкого.
Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т. д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из трубочки, палочки, проволоки; сделать надрез стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т. д.
На первом этапе мы используем лепку мелких орнаментальных деталей. Несмотря на то, что в изготовлении эти фигурки довольно просты, они являются важными составными элементами композиции. Эти детали настолько красивы, что и сами по себе могут являться украшениями: это цветы, листья, ягоды, фрукты, овощи и т. д Изготовление мелких элементов важный этап работы перед переходом к сложным композициям.
На втором этапе мы изготавливаем простые поделки, которые имеют множество вариантов выполнения. Кольца, косы, медальоны–это распространенные украшения. Их мы украшаем мелкими орнаментальными деталями.
На третьем этапе мы переходим к изготовлению более сложных композиций: сюжеты из р. н. сказок, настенные панно, плоские украшения которые изготавливаем с помощью шаблонов.
2. Основные этапы работы.
Перед тем, как приступить к непосредственному изготовлению конкретной игрушки, мы делаем эскиз на основе полученных при изучении литературы нами знаний о внешних особенностях дымковских изделий.
Далее мы делаем тесто. Для этого смешиваем все ингредиенты (1 стакан муки, 1 стакан соли, 0,5 стакана воды и 1 ст. ложка растительного масла) и отправляем тесто на 2 часа в холодильник.
Когда тесто готово, приступаем к формированию статуэтки. Обрезаем верхнюю часть бутылки - получаем юбочку.
Покрываем поверхность бутылки-юбочки тестом.
Формируем туловище барышни. Раскатываем круговыми движениями из кусочка теста голову, шею и прикрепляем к туловищу.
Из кусочка теста раскатываем руки и прикрепляем к туловищу.
Делаем косу – две тонкие колбаски скручиваем в виде спирали, крепим сзади.
На голову надеваем кокошник.
После высыхания фигурки приступаем к ее росписи. Расписываем игрушку гуашью согласно придуманному заранее эскизу.
Заключение
В процессе реализации нашего творческого проекта мы достигли поставленной цели – изготовили дымковскую барышню из соленого теста.
Так же решили поставленные задачи: изучили литературу о происхождении дымковской игрушки, познакомились с оригинальной технологией ее изготовления, изучили технологию тестопластики, разработали эскиз и изготовили игрушку.
Полученный результат соответствует ожидаемому. В процессе работы с тестом возникали некоторые сложности, которые могут быть устранены путем развития умений через регулярные занятия тестопластикой.
Список литературы:
1. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л. : Художник РСФСР, 1988. - 332 с.
2. Изготовление дымковской игрушки. © "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В. В. 1993-2007 гг.
3. Конышева Н. М. Секреты мастеров. - Издательство Ассоциация XXI век,2001.
4. Осетров Е. Живая древняя Русь: Книга для учащихся. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1984. – 304 с.
5. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителей. М. : Просвещение, 1984. -144 с.
6. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы : учеб. для проф. учеб. заведений / П. И. Уткина, Н. С. Королева. - М. : Высш. шк., 1992. - 159.