Людмила Полевая
Творческий проект «День здоровой семьи»
▼ Скачать
Творческий проект "День здоровой семьи"
Содержание
1. Введение…. 3
1.1 Анализ внешней ситуации…4
1.2 Анализ внутренней ситуации…. 6
1.3 Проблема проекта…. 10
2 Основная часть…. 12
2.1 Концепция…12
2.2 Целеполагание….13
2.3 Ожидаемый результат….14
2.4 Реализация проекта…. 15
2.4.1. Этапы работы над проектом…. 17
2.4.2 План реализации…. 20
2.4.3. Ресурсы проекта…. 21
Публикация «Творческий проект „День здоровой семьи“» размещена в разделах
- День здоровья. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
2.5 Мониторинг проекта…23
Заключение…. 28
Список литературы….29
Приложения
1. Введение.
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Учитывая это, одним из приоритетных направлений деятельности МДОУ д/с №11 «Колокольчик» является сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них сознательного отношения к собственному здоровью.
Как известно, развитие и воспитание ребёнка зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример (положительный или отрицательной) они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью своих детей в первую очередь следует формировать у родителей.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит». Не секрет, что в детском саде и дома большую часть времени проводят за столом, у телевизора и т. д. О необходимости физического воспитания детей, о роли движения, его исключительном значении для физического, интеллектуального и эмоционального развития написано немало. Однако на практике в семейном воспитании это не реализуется в полном объеме или, что бывает чаще, остаётся лишь декларативным пунктом.
1.1 Анализ внешней ситуации
Положительные факторы Отрицательные факторы
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00 №751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепления здоровья населения. От здоровья зависит многое, если не сказать – все!
Одним из условий успешного развития республики в образовании является оздоровление людей, здоровых физическим, интеллектуального и моралью, духовного «Каждое новое поколение должно быть здоровье, должно избавляться от вредных привычек».
Формирование физического и психического здоровья детей, здорового образа жизни является важным компонентом гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания. Чувашская республика, президент Н. В. Федоров большое внимание уделяют формированию здорового образа жизни молодежи.
Разработаны оздоровительные программы «Юность Чувашии», «Образование и здоровье детей».
В республике походят чемпионаты России, мира по разным видам спортивных состязаний. Спортсмены Чувашии часто завоевывают призовые места, кубки Мира, тем самым прославляют в мировом масштабе свою республику.
Последние годы много оборудуются спортивные стадионы, площадки для занятий спорта, создаются спортивные клубы по разным видам спортивных игр. Все это направлено на формирование здорового образа жизни молодежи, для подрастающего поколения.
В городе Шумерля ежемесячно проходят чемпионаты по футболу, баскетболу и т. д.
Открылся физкультурно – оздоровительный комплекс «Олимп».
В ДДТ созданы секции по разным видам спорта. Неблагоприятная экологическая среда (район ЖД, автовокзал, автомобильная трасса, большое количество индивидуальных гаражей).
Наличие спортивных клубов, спортивных секций не всегда доступны каждой семье, из – за высокой платы.
Большое количество населения проживают за чертой бедности.
Молодежь сильно увлекается алкогольными напитками, большое количество курящей молодежи, как среди мужчин, так и женщин.
Молодые родители не уделяют воспитанию детей, полностью передоверяя на дошкольные и общеобразовательные учреждения.
1.2. Анализ внутренней ситуации
Положительные факторы
Отрицательные факторы
Наше дошкольное образовательное учреждение на протяжении многих лет занимается по направлению физическое воспитание и оздоровление дошкольников. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста является первостепенной задачей нашего детского сада.
Основным направлением ДОУ является новые подходы к коррекционно-оздоровительной работе в ДОУ.
Физическое воспитание и оздоровление дошкольников, которое реализуется через использование комплексной программы: Воспитание и обучение в детском саду, М. 2006г. ВасильеваА. М., парциальных.
В ДОУ созданы определенные условия, способствующие формированию у детей представлений о целесообразности физкультуры воспитанию, коррекционно-оздоровительной работе, осознанного отношения к своему здоровью.
В распоряжение детей предоставлены оснащенный инвентарем физкультурный зал, оборудованы зоны для спортивных и подвижных игр, беговые дорожки, полоса препятствий. В групповых комнатах имеются нестандартное оборудование.
Наиболее распространенными формами работы по физической культуре с семьями воспитанников являются дни здоровья, спортивные досуги, консультации, беседы.
Совместная с детьми двигательная деятельность раскрепощает родителей, способствует сближению в общении «педагог - родитель».
Родители знакомятся с физкультурно – оздоровительной работой дошкольного учреждения и охотно осваивают физические упражнения, тем самым у них формируется практические умения в области физического воспитания ребенка.
Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своими детьми, что позволяет оценить результаты своего воспитания.
Сохраняется высокая заболеваемость детей, недостаточная двигательная активность, нарушение осанки, плоскостопия, искривление позвоночника.
Сложности появились при подборе квалифицированных кадров по физической культуре.
Пассивное отношение многих родителей к проблеме физического воспитания детей, не желание участвовать в воспитании детей.
Отсутствие условий в семье для самореализации детей.
Родители не всегда принимают участия в спортивных досугах, днях здоровья, а если и принимают, то чаще всего выступают в роли зрителей и гораздо реже – в качестве участников.
В целом динамика здоровья воспитанников свидетельствуют об увеличении заболеваемости; определение по группам здоровья, результаты профилактических осмотров.
Динамика здоровья воспитанников
В целом динамика здоровья воспитанников свидетельствуют об увеличении заболеваемости: сравнительный анализ заболеваемости детей за три года; определение по группам здоровья, результаты профилактических осмотров:
Результаты заболеваемости за последние 3 года
По болезни пропущено одним ребенком за год
года 2008 2009 2010
Количество дней по болезни 6.0 6.1 7.2
По группам Здор. 242дет 230реб 234дет
1 17 12 14
11 211 207 211
111 14 11 12
Итак, мы наблюдаем увеличение заболеваемости из года в год. Из ежегодного анализа следует отметить, что заболеваемость детей повышается после выходных, праздничных дней. Так, как многие родители часто выезжают из города, или же дети дошкольных групп в выходные дни предоставлены сами себе. Условия общежитий не позволяет ограничения контакта с больными детьми. Из этого следует, что необходимо повысить агитационную работу по сохранению здоровья детей.
Медицинское обслуживание организовано детской поликлиникой, медицинское обслуживание курирует детский врач-педиатр Гогина Людмила Алексеевна и старшая медсестра ДОУ Арюхина Галина Ивановна.
В ДОУ проводится оздоровительные мероприятия : дыхательная гимнастика, точечный стимулирующий массаж, сбалансированное питание, рациональный режим. Имеется оборудованный физкультурный зал, физкультурная площадка.
Адаптация детей к условиям детского сада из года в год проходит без осложнений. Воспитатели всех своих воспитанников посещают на дому, знакомятся индивидуально с каждым ребенком. Родители посещают дошкольное учреждение в период адаптации, проводятся совместные игры и прогулки, эмоциональное общение по вопросам воспитания детей. Педагоги проводят беседы, консультации для молодых мам, пап. По вопросам семейного воспитания, по ознакомлению родителей с Конвенцией о правах ребенка и т. д.
1.3. Проблема проекта.
Постановка проблемы:
Запросы современного родителя ориентированы только на то, чтобы к концу дошкольного периода дети умели читать и писать. Родители мало уделяют внимание на оздоровление детей, на приобретение и закрепление практических навыков ЗОЖ (утреннюю зарядку, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. д.)
проблемы Причины проявления проблем Кто эту проблему может решить
1. Ключевая проблема:
«Сохраняется высокая заболеваемость детей».
Условия жизни детей не соответствуют современным требованиям - 48% проживают в общежитиях. Тесное взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию здорового образа жизни.
2. Проблема: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ и дома».
Современных условиях дети часто сталкиваются бытовыми приборами, где возникают проблемы; встречи с незнакомыми людьми и т. д.
Необходимо организовать безопасную предметно-пространственную среду в ДОУ и семье.
Совместные мероприятия ДОУ и семьи
3. Проблема: «Неосведомленность родителей в вопросах воспитания». Мало интересуются вопросами детского сада Памятки для родителей, открытые мероприятия
Высокая заболеваемость
Создание единого образовательно-оздоровительного пространства «Детский сад-семья»
Дифференциация предметно-развивающей среды
Низкий уровень знаний родителей в вопросах воспитания детей.
Необходимость системы работы с воспитанниками и их родителями по приобщению их к здоровому образу жизни.
2. Основная часть
2.1 Концепция
Наиболее распространенными формами работы по физической культуре с семьями воспитанников являются дни здоровья, спортивные досуги, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители не всегда приходят на них, а если и приходят, то чаще всего выступают в роли зрителей и гораздо реже – в качестве участников. Также большая часть родителей не осознает значимости эмоциональных взаимоотношений и не использует выходные дни для совместной двигательной деятельности с детьми. Во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется такими играми, как мозаика, лото. При этом не принимается во внимание то, что стать усидчивым ребенок только тогда когда будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении. Поэтому совместные физкультурные занятия родителей с детьми являются, на наш взгляд, активной и эффективной формой работы.
2.2 Целеполагание
Цель:
Создать систему работы с воспитанниками и их родителями по приобщению их к здоровому образу жизни.
Задачи:
* Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, профилактика заболеваний и утомляемости детского организма;
* Активизация педагогического коллектива и родителей воспитанников к поиску новых нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления дошкольников;
* Привлечение внимания общества к проблеме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
2.3 Ожидаемый результат
Оздоровить детский организм за счет двигательной активности. Приобщение родителей и детей к здоровому образу жизни, к физической культуре в повседневной жизни и на активном отдыхе. Установить эмоционально – тактильный контакт между родителем и ребенком.
группы содержание
ДОУ Повысится имидж ДОУ;
Улучшение качества образования в ДОУ;
Регулярные проведения физических занятий, утренних гимнастик, индивидуальных занятий с детьми и т. д.
Проведение диагностики два раза в год.
дети Снижение заболеваемости детей до минимума;
Здоровые дошкольники - успешные ученики;
Появления стимула заниматься спортом;
Повышение двигательной активности до оптимальной величины.
педагоги Сохранение положительного, творческого отношения к своей работе;
Внедрение в педагогический процесс инновационных технологий;
Развитие у педагогов исследовательских умений.
родители Повысится заинтересованность родителей в развитии физических качеств и здорового отношения к себе и своему ребенку;
Большинство семей будут заниматься спортом;
Повысится уровень психолого-педагогической культуры родителей в воспитании и оздоровлении детей.
2.4 Реализация проекта
День здоровой семьи
Повышение Диагностика Разработка плана Разработка
Профессиональной мероприятий плана
Компетенци «День здоровой семьи» взаимодействия с родителями
Взаимодействие с семьёй
2.4.1. Этапы работы над проектом
Этапы Задачи Мероприятия Сроки
1. Подготовительный. * повысить профессиональную компетентность;
* оценка физического развития детей ;
* выявить знания родителей о физической, культурно – оздоровительной работе ДОУ, об активном отдыхе с детьми.
*Изучение методической литературы.
* Изучение опыта работы по данной теме педагогов ДОУ города.
* Анкетирование родителей.
* Диагностика.
* Экспресс информация для родителей
«Система оздоровления детей в ДОУ».
* Организация бесед.
* Организация родительского собрания: «О здоровье – всерьез».
* Приглашение родителей на открытые показы.
Октябрь
2. Основной.
Обеспечить условия реализации проекта.
• Организация системы физкультурных занятий с родителями и детьми.
• Проведение занятий, спортивных развлечений с родителями.
• Составление плана мероприятий «День здоровой семьи» и его реализация
Ноябрь
3. Заключительный. Выявить результаты эффективности работы с воспитанниками и их родителями по приобщению их к здоровому образу жизни.
Выявить уровень знаний родителей о физической, оздоровительной работе в ДОУ с детьми.
* Анкетирование родителей.
* Анализ полученных результатов
Декабрь.
2.4.2 План реализации
Основные блоки по работе с родителями
Блоки Основные задачи формы
Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей Практические занятия, открытые занятия, родительские собрания, консультации и др.
Привлечение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения. Соревнования, конкурсы, акции, совместные мероприятия и др.
2.4.3. Ресурсы проекта
Здоровье ребенка, его закалка и физическое развитие определяется не только наследственностью, но и укладом жизни, условием и режимом, в которых он развивается и взрослеет.
Кадровое обеспечение
Нормативно-правовое и
программно-методическое обеспечение
Разработчик проекта :
Старший воспитатель - Полевая Л. А неоконченное высшее педагогическое образование,пед. стаж-10 лет;
Заведующая ДОУ -
Караганова Л. Ю. заведующая ДОУ. высшее педагогическое образование, стаж педагогической работы 20лет. в должности руководителя 2 лет, имеет 1 квалификационную категорию.
Старшая медицинская сестра Арюхина Г. И.
Врач детской поликлиники Гогина Л. А.
Воспитатели, младший персонал.
Родители воспитанников.
Приказ МЗ и МО РФ №186/272 от 30.08.92г. «О совершенствовании систем медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
Методические рекомендации МЗ СССР «Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста». М. 1998г.
Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Методическое пособие/под ред. Г. Н. Сердюковской. М. 1993г.
Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ. Дошкольное воспитание,2004.№1
«Программа воспитание и обучение в детском саду» М. А. Васильева. М. 2006г.
Парциальные программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Стеркина Р. Б. Князева О. Л. Авдеева Н. А. «Старт» Юдиной Р. А. Яковлева Л. В. и методических пособий Руновой М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду».
Субъекты проекта : дети, родители
Сроки реализации проекта : октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года.
Данный проект адресован коллективу ДОУ, родителям воспитанников.
-подготовительный
-практический
-заключительный
Содержит мероприятия, которые помогут взаимодействовать педагогам с детьми, родителями, специалистами.
Тип проекта :
По методу: информационно-практический.
По содержанию: закрытый в рамках ДОУ, средней продолжительности-3 месяца.
Материально – техническое обеспечение.
• Спортивный зал, оснащенный спортивным инвентарем: гимнастическая лестница, спортивный комплекс, дуги, ребристые доски, наклонные доски, гимнастические скамейки, баскетбольная сетка, мишень маты, канаты, туннели, мячи разной величины, массажные мячи, кегли, массажные коврики, боксерская груша и т. д.
• Мини – стадион: футбольные ворота, баскетбольная корзина, спортивный уголок.
• Физкультурно – оздоровительный уголок : мячи, скакалки, обручи, ростомер, мат, модули.
• Уголок здоровья : дидактические игры, альбомы, энциклопедии, наглядный материал для изучения органов человека.
2.5 Мониторинг проекта
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Психолого-педагогический мониторинг — это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, носителями которых являются участники, выполняющие различные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие ребенка.
Мониторинг за состоянием здоровья
и физическим развитием детей
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками дошкольного учреждения. Медицинское обследование детей должно проводиться с углубленным изучением анамнеза каждого ребенка. С целью учета эффективности двигательного режима необходимо осуществить двукратное обследование каждого ребенка в течение года.
При первом обследовании в начале учебного года дается оценка состояния здоровья, физического развития (по антропометрическим показателям, жизненной емкости легких (спирометрия, определение силы рук (динамометрия, определение функциональных возможностей организма детей (по показателям функциональной пробы, с дозированной физической нагрузкой — Мартинэ-Кушалевского) и др.
Особое значение придается выявлению изменений в опорно-двигательном аппарате. Все дети, поступающие в дошкольное учреждение, осматриваются врачом-ортопедом поликлиники, фиксирующим нарушение осанки и формирование свода стопы, как правило, визуально. По итогам обследования дети распределяются по группам здоровья. В зависимости от группы здоровья, результатов тестирования функциональных возможностей организма определяется объем нагрузки для каждого ребенка. После второго обследования (в конце учебного года) проводится анализ эффективности воздействия различных средств физического воспитания по тем же самым показателям с учетом перераспределения детей по группам здоровья.
Проверка условий санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий и физкультурного оборудования
Эффективность занятий зависит не только от его содержания и организации, но и от санитарно-гигиенических условий, в которых оно проводится. Проверку условий и санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий (групповые участки, спортивная площадка, физкультурные залы, физкультурного оборудования и инвентаря, спортивной одежды и обуви осуществляют заведующий, методист, инструктор по ФК, врач, медсестра. При этом необходимо руководствоваться СанПин 2.4.1.1249-03.
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
С целью углубленного изучения индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности и получения объективных характеристик ДА необходимо провести комплексную оценку основных её показателей (объема, продолжительности, интенсивности). Для этого можно воспользоваться разнообразными методиками обследования.
Методы обследования двигательной деятельности
метод наблюдений метод шагометрии метод хронометража (объем) (продолжительность) (интенсивность)
Наиболее полное представление о двигательном поведении ребенка может дать метод наблюдений. Воспитатель может достаточно объективно оценить индивидуальную подвижность ребенка, наблюдая за ним в часы самостоятельной деятельности и на занятиях, в том числе не связанных с физкультурой. Более подробно как оценить подвижность ребенка без шагомера можно прочитать у В. А. Шишкиной, М. В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» М. 1998.
Одной из наиболее важных является методика шагометрии, с помощью которой можно определить количество движений, выполненных ребенком за определенный отрезок времени. Эта методика удобна для массового обследования детей – она не требует много времени от воспитателя (инструктора по физкультуре, а используемый в обследовании по данной методике прибор (шагомер) прост в употреблении. Шагомер фиксирует количество движений (шагов) ребенка. Количество движений - это показатель объема ДА.
Измерение продолжительности ДА детей (времени затраченного на движения) осуществляется методом хронометража с помощью секундомера. Кнопка секундомера всегда нажимается в момент начала и окончания каждого периода движений ребенка. В конце наблюдения показывается общее время движений за весь период обследования ДА ребенка.
Отношение продолжительности ДА к общему времени наблюдения (длительность всего занятия) в процентах позволит определить моторную плотность занятия.
Например:
длительность занятия – 35 мин
продолжительность ДА – 28 мин.
тогда моторная плотность будет (28 мин. : 35 мин. х 100%) – 80%.
Для объективной характеристики ДА детей наряду с определением её объема и продолжительности необходимо вычислить интенсивность ДА. Интенсивность ДА – это количество движений в одну минуту, она вычисляется путем деления объема ДА на её продолжительность (минуты).
Например:
объем ДА – 2500 движений,
продолжительность ДА – 26 мин. ,
общая длительность занятия – 35 мин. ,
тогда интенсивность ДА будет
(2500дв. : 26 мин) – 96,1 дв. \мин.
Полученные показатели комплексной оценки ДА (объем, продолжительность, интенсивность) каждого ребенка заносится в заранее подготовленный протокол.
Показатели ДА детей 5-7 лет
на физкультурном занятии
№ Показатель 5 лет 6 лет 7 лет
1. Объем ДА (дв.) 1700-2100 2230-2600 2750-3800
2. Продолжительность
ДА (мин.) 23-25 26-29 30-33
3. Интенсивность
ДА (дв. \мин.) 73-84 85-90 92-115
Показатели ДА детей 5-7 лет
за день пребывания в ДОУ
№ Показатель 5 лет 6 лет 7 лет
1. Объем ДА (дв.) 13 000-14 000 14 500-15 000 15 500-17 500
2. Продолжительность
ДА (мин.) 260-275 265-280 267-315
3. Интенсивность
ДА (дв. \мин.) 50-53 53-60 60-70
ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Своевременная и углубленная диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам. Результаты тестирования детей помогают изучить особенности их моторного развития и определить необходимые средства и методы физического воспитания. Тестирование позволяет выявить неравномерности в развитии двигательных функций детей, что дает возможность определить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приемы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.
Уровень физической подготовленности ребенка можно определить, ориентируясь на:
• степень овладения ребенком «азбукой движений» : базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
• умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал двигательных действий в различных условиях;
• развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных особенностей;
• общую двигательную активность ребенка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении (с помощью комплексной оценки ДА).
Обследование двигательных навыков направлено на получение сведений о его возможностях и умениях, которые по мере роста и развития ребёнка изменяются и уточняются, что в свою очередь корректирует последующую работу с конкретным ребёнком. Само по себе обследование является для инструктора своеобразной точкой отсчёта и сигналом к коррекции последующей работы.
Можно выделить несколько основных видов обследования* :
1. фронтальные, которые проводятся в начале и конце года или
квартала, по завершении какой-либо работы и т. д. ;
2. по видам движений;
З. по видам спорта;
4. по творческим способностям;
5. по владению каким-либо спортивным предметом (мяч, скакалки и др.)
По форме проведения можно выделить основные виды занятий с детьми:
1. плановые;
2. индивидуально-групповые (индивидуально-подгрупповые);
З. соревнования;
4. специальные (предметно-образные, сюжетные и др.);
5. досуги;
6. праздники.
Использование диагностических тестов
Невозможно строить работу, не зная способностей ребенка, потому очевидно значение первоначального обследования. Проводя такое обследование, помимо цифровых показателей по основным движениям, необходимо особое внимание обратить на степень владения ребенком своим телом, а также постараться выявить его способности или хотя бы предрасположенность к какому-либо спортивному движению, виду спорта.
Во время тестирования важно учитывать: индивидуальные возможности ребенка; особенности проведения тестов, которые должны выявлять же самые незначительные отклонения в двигательном развитии ребенка.
Перед выполнением контрольных двигательных заданий следует провести небольшую разминку с детьми. Она включает спокойную ходьбу, постепенно переходящую в бег, легкий непрерывный бег в течение 1—1,5 мин., дыхательные упражнения.
Заключение
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит». Не секрет, что в детском саде и дома большую часть времени проводят за столом, у телевизора и т. д. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные мышцы и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопия, задержку возрастного развития. Но развитие и воспитание детей во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Главным образом это члены семьи дошкольников.
Поэтому мы особое внимание уделяем совместным физкультурным занятиям, подвижными играми и упражнениями родителей с детьми, характеру эмоциональных отношений в системе родитель – ребенок, взаимоотношению членов семьи и отношению родителей к здоровому образу жизни. Результаты показывают, что совместным физкультурным занятиям, подвижными играми и упражнениями родителей с детьми дают возможность оздоровить детский организм, вырабатывается потребность систематически и с удовольствием заниматься физкультурой. Большинство родителей заметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось и на сплоченности всех членов семьи, что в свою очередь очень важно для поддержания здоровья на протяжении всех жизни.
В дальнейшем педагогический коллектив сохранит традиции детского сада в проведении Дней здоровой семьи и других семейных праздников, которые, мы надеемся будут активно поддерживаться и родителями воспитанников ДОУ.
Список литературы
1 Послание Президента Чувашкой Республики И. В. Федорова Ч. -2009.
2 Программа воспитания и обучения в детском саде под редакции М. А. Васильевой М. 2006 г.
3 Степанова Э. Я. 2005 г. «Методика физического воспитания».
4 Осокина Т. И. 2003 г. «Физическая культура в детском саду».
5 №4 2002 г журнал «Дошкольное образование».
6 №12 2003 г журнал «Дошкольное образование».
7 №3 2005 г журнал «Дошкольное образование».
8 № 7 2009 журнал «Старший воспитатель».
9 № 9 2010 журнал «Старший воспитатель».
10 Рунова М. А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровье детей. Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. – М., Линка – Пресс, 2007.
Приложение №1.
Анкета для родителей
«Физкультура и семейное воспитание»
Уважаемые родители!
Убедительно просим Вас ответить на следующие вопросы. Искренние ответы помогут нам организовать Вашу совместную деятельность по сохранения и укреплению здоровья.
1. Фамилия, имя ребенка___
2. Состав семьи, количество детей___
3. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким? Есть ли спортивный разряд? ___
4. Занимается ли Ваш ребенок спортом (посещает ли спортивную секцию?___
5. Кто из членов семьи делают утреннюю гимнастику?
* мама;
* папа;
* дети.
6. Установлен ли для ребенка режим дня дома?
* да;
* нет.
7. Проводите ли Вы дома закаливающие мероприятия?
* да (указать какие)___
* нет
8. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у Вас дома?
* для взрослых ___
* для детей ___
9. Спит ли Ваш ребенок в выходные?
* да;
* нет.
10. Гуляет ли Ваш ребенок после детского сада и в выходные дни?
* да ;
* нет.
11. Чем занимается Ваш ребенок по возвращению из детского сада и в выходные дни?
* подвижными играми;
* настольными играми;
* компьютерными играми;
* чтением книг;
* просмотром телепередач;
* гуляет, ходит вместе с родителями в походы.
12. Что для Вас является здоровым образом жизни?
* отсутствие вредных привычек;
* систематические занятия спортом;
* закаливание организма;
* система мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
* другое___
13. Обсуждаете ли Вы с ребенком вопросы охраны его здоровья?
* да;
* нет.
14. Какие трудности в воспитании детей Вы испытываете?___
___
15. Чтобы воспитать ребенка здоровой, гармонично развитой личностью, нужно ли его родителям активно участвовать в воспитательной работе группы, которую посещает ребенок?
* это имеет решающее значение;
* не имеет значения, если правильно налажено воспитание в семье;
* не задумывались.
16. Какие формы работы с родителями Вы считаете эффективными в вопросах физического воспитания?
* родительские собрания;
* совместные спортивные праздники;
* открытые занятия;
* родительские конференции;
* круглые столы;
* тематические выставки;
* групповые консультации;
* другое ___
17. Какую помощь Вы могли бы оказать в решении проблем физического воспитания дошкольников?___
___
Благодарим Вас за сотрудничество.
Мира, здоровья и добра Вашей семье!
Приложение №2.
Стратегический план улучшения здоровья детей
№
п/п
содержание
Периодичность выполнения
сроки
ответственные
1 Оптимизация режима
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима ежедневно В течение года Воспитатели, врач
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ежеквартально, врач
2 Организация двигательного режима
Физкультурные занятия 3 раза
в неделю В течение
года Воспитатели
Утренняя гимнастика, после сна ежедневно В течение
года Воспитатели, контроль мед раб.
Прогулки с включением подвижных игр ежедневно В течение
года Воспитатели, контроль ст. воспитателя
Музыкально-ритмические занятия 2 раза в неделю В течение
года Муз. рук.
Спортивный досуг 2 раза в мес. В течение
года воспитатели
Гимнастика глаз На 1-блоке физ. минутках В течение
года воспитатели
Пальчиковая гимнастика 3-4 раза в день В течение
года воспитатели
Оздоровительный бег Ежедневно на прогулах В течение
года воспитатели
3 Охрана психического здоровья
Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы Ежедневно несколько раз В течение
года воспитатели
4 Профилактика заболеваемости
Массаж «волшебных точек» 3-4 раза в день В течение
года воспитатели
Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой Во время гимнастики, утром и после сна В течение
года воспитатели
5 Оздоровление фитонцидами
Чесночно-луковые букетики, ароматизация помещений Октябрь, апрель воспитатели
6 Закаливание, с учетом состояния здоровья детей
Воздушные ванны, прогулки на воздухе, хождение босиком по дорожке здоровья, полоскание зева и т. д. В течение года Воспитатели,
7 Витаминотерапия
«ревит»,поливит,
Мед. работник.
8 Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушение осанки
Корригирующая гимнастика Воспитатели
Оздоровительный сон В течении года Воспитатели
Приложение №3.
Перспективный план взаимодействия с родителями.
Октябрь Ноябрь декабрь
- консультация «Путь к здоровью ребенка - через образование и семью».
- Консультация «Здоровьесберегающии технологии в ДОУ».
- Родительское собрание: «О здоровье – всерьез».
- Создание копилки «Нет пагубным привычкам!»
- Консультация «Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйся постепенно».
- Посещение физкультурных занятий, утренней гимнастике.
- информация в родительский уголок «Здоровый образ жизни».
- Создание информационного пространства «В здоровом теле – здоровый дух».
- Консультация «Система оздоровления детей в ДОУ».
- КОНКУРС «Спортивный фотоальбом моей семьи».
- Антиреклама (рисунки детей) «Мы против вредных привычек».
-Фото репортаж (хроника одного дня) : «День здоровья в своей семье».
- совместная с родителями физкультурная деятельность в физкультурных уголках «Будь здоров, малыш».
- «День здоровой семьи».
- написание творческого сочинения «Традиции здоровья в нашей семье».
- Поощрение и внедрение положительного опыта физического воспитания в семьях, принявших активное участие в «Дне здоровой семьи»
План мероприятий «Дня здоровой семьи»
Время проведения мероприятие Участники
8.00 – 8.35 Утренний прием в форме игровой гимнастики
Все возрастные группы
9.00 – 9.15 Спортивное развлечение «Необитаемый остров»
Младшая группа
9.30 – 9.50 Спортивный досуг «Путешествие в Спортландию»
Средняя группа
10.00 – 10.30 Спортивный досуг «Будь здоровым, малыш»
Группа коррекции зрения
13.30 – 14.00 Интенсивный тренинг «Час движений»
Педагоги
15.30 – 16.20 Эстафеты с родителями «Веселые старты» Родители и дети старшей и логопедической группы
16.20 – 16.40 Подведение итогов. Награждение победителей и активных участников.
Дети, родители, педагоги
Приложение №4.
«Здоровый образ жизни»
Подготовила и провела
Старший воспитатель
Полевая Л. А.
Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение здоровья.
Изучение состояния здоровья населения показало, что 41 % случаев заболеваемости, около 33 % преждевременной смерти и 20% случаев нарушения физического развития населения связаны с неправильным отношением к своему здоровью.
В Международном терминологическом словаре санитарного просвещения дается следующее определение понятия «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни – гигиеническое поведение, базирующееся на научно – обоснованных санитарно – гигиенических нормах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. Перечислены и основные аспекты здорового образа жизни :
1. укрепляющий здоровье жизненный режим, пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой;
2. физическая культура и занятия спортом;
3. рациональное питание;
4. гармонические отношения между людьми;
5. правильное сексуальное поведение;
6. личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение в сфере труда и быта;
7. негативное отношение к вредным привычкам (употреблению табака, спиртного, злоупотреблению лекарствами).
Одним из ведущих исследователей факторов здорового образа жизни Степанов А. Д. пишет о следующих аспектах здорового образа жизни :
- правильно организованный, физиологически оптимальный, приносящий удовлетворение труд;
- достаточная двигательная активность;
- балансированное в качественном и количественном отношении питание;
- достаточный сон;
- соблюдение режима дня;
- закаливание;
- вызывающие положительные эмоции формы досуга;
- отказ от вредных привычек.
Все перечисленные факторы и являются, по мнению ученого, принципами здорового образа жизни. Возможность следовать этим принципам зависит от целого ряда условий:
1. социально – экономические (общественный строй, политическая организация общества, условия труда, быта и т. д.);
2. развитие «индустрии отдыха»(спортивные залы, стадионы, бассейны и т. д.);
3. психо - эмоциональная обстановка в обществе и т. д.
Но следует помнить о том, что, это лишь предпосылки для здорового образа жизни, для реализации его принципов. Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие – либо заболевания. Здоровый образ жизни может вести не только здоровый, но и больной человек, что позволяет ему сохранить свою активность продлить жизнь.
Приложение №5.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Убедительно просим Вас ответить на следующие вопросы. Искренние ответы помогут нам организовать Вашу совместную деятельность по сохранения и укреплению здоровья.
1. Какие формы совместной спортивной деятельности Вам были интересны и почему?
• занятия;
• развлечения;
• праздники;
• консультации;
• родительские собрания.
2. Используете ли Вы упражнения, игры, эстафеты дома?
да;
нет.
2. Занимаетесь ли Вы упражнениями, играете ли с ребенком в игры, которые увидели на совместных физкультурных занятиях, праздниках в детском саду?
• да;
• нет.
3. Что полезного Вы видите в совместной спортивной деятельности детей и взрослых?
• радость общения с детьми и родителями;
• узнали, какие упражнения, подвижные игры можно использовать для физического развития детей;
• возможность родителями заниматься физкультурой вместе с детьми;
• создание атмосферы доверия в общении родителей и сотрудников детского сада;
• другие варианты.
5. Какие предложения и замечания будут у Вас по совместной деятельности детей и взрослых___
Благодарим Вас за сотрудничество.
Мира, здоровья и добра Вашей семье!