Арюткина Ольга Николаевна
Творческий проект «Цветные недели»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект «Цветные недели»
для детей средней группы с ОВЗ
Авторы проекта:воспитатель I квалификационной категории Арюткина О. Н., учитель-логопед высшей квалификационной категории Якоби Е. В. Участники проекта:
Дети, родители, педагоги средней группы.
Сроки проведения проекта: с 02 ноября 2020г. по 5 февраля 2021г.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.
По содержанию: обучающий.
Публикация «Творческий проект „Цветные недели“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Разноцветная неделя. Проекты, тематические недели
- Темочки
По времени проведения: среднесрочный (14 недель).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По профилю знаний: многопредметный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Цель проекта: усвоение детьми среднего возраста с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета.
Задачи проекта:
• Закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;
• Находить предметы заданного цвета в окружающем мире.
• Учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении рассказывать о цвете.
• Упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету,
• Закреплять знания о цвете в памяти,
• Обучать действиям с цветом по словесной инструкции,
• Учить построению цветовых сочетаний по образцу,
• Учить составлению рядов из аналогичных по цвету предметов,
• Тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету в сериационных и классификационных рядах,
• Развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете.
• Развивать речь и словарный запас детей.
Для родителей:
1. Привлечение родителей к оформлению предметно-развивающей среды.
2. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Формы организации детей: (в зависимости от содержания деятельности, возможности детей и педагогических задач) групповая, подгрупповая, индивидуальное решение частной задачи.
Виды деятельности: предметная, экспериментирование, двигательная, восприятие смысла сказок и стихов, рассматривание картинок.
Методы реализации проекта:игровой, наглядный, практический, использование художественного слова, самостоятельная игра.
Ресурсы проекта: в группе созданы условия для реализации проекта. Оформлен каталог педагогической, детской художественной литературы; картотека дидактических игр, экспериментов, утренней гимнастики. Имеются технические средства: фотоаппарат, видеокамера, музыкальный центр.
Риски проекта и пути по их преодолению:
Участники: Руководители проекта (педагоги).
Риски: Небольшое количество участников из числа родителей; недостаточное количество пособий, материала для интерьера и оформления развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) группы.
Пути преодоления :Своевременная презентация проекта для родителей в группе; установка контактов с родителями; привлечение родителей и совместное обсуждения подготовки материалов и пособий для оформления групы.
Участники: Родители воспитанников.
Риски: Слабая мотивация; трудности в участии проекта вследствие общей занятости.
Пути преодоления: Заинтересовать родителей для участия в реализации проекта; свободный выбор времени для оформления интерьера группы.
Участники: Дети.
Риски: Слабая мотивация; сложность содержания материала проекта.
Пути преодоления: Подача материала в игровой форме; ситуация успеха (поощрение).
Структура проекта: Содержание материала проекта распределено по этапам. Количество мероприятий может варьироваться в зависимости от освоения детьми материала.
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получают и закрепляют знания об основных цветах.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители:расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Актуальность
В настоящее время в дошкольном образовании происходят значительные изменения. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт определяет необходимость пересмотра содержания, мотивов, форм, методов, роли семьи и педагога в организации образовательного процесса.
В связи с обновлением методов и форм организации детских видов деятельности в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, необходимостью решения педагогических задач разных образовательных областей, мы используем комплексно – тематическое планирование образовательного процесса. Одной из ведущих форм комлексно – тематического планирования выступает проектная деятельность.
Изучение технологии метода проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ позволило нам создать проект «Цветные недели».
Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребёнок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.
Недостаточное сенсомоторное развитие детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Таким образом, возникла необходимость реализации проекта «Разноцветная неделя», направленного на формирование представлений дошкольника о сенсорных эталонах цвета.
Проблема
На сегодняшний день существует проблема системы и новых идей в развитии детей с задержкой психического развития и детей с тяжелыми нарушениями речи, организации работы в рамках индивидуализации образования. Поэтому возникла идея разработать и реализовать проект «Цветные недели», создать РППС в группе, которая включает соответствующие материалы, гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактур, цветовой гаммы предметов, привлечь родителей к участию в реализации проекта через разные формы совместной деятельности с детьми и создать особый эмоциональный настрой участников образовательных отношений.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Учитель-логопед и педагоги группы: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Ожидаемые результаты
• Дети будут знать: основные цвета – красный, зеленый, синий, желтый, белый;
• Родители получат необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей с ОВЗ, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудования, в совместной игровой деятельности с детьми, тем самым решая задачу ФГОС: вовлечение родителей в образовательный процесс.
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Основное содержание и этапы реализации проекта
1. Этап – Подготовительный (ноябрь 01-13 ноября 2020г.)
Цель: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности за счет создания игровой ситуации.
Деятельность педагога:
1. Изучение литературы (законодательной, научно-методической, популярной).
2. Проведение начальной диагностики детей, автор Н. Верещагина
3. Оборудование РППС.
4. Составление плана мероприятий, создание проекта.
5. Презентация проекта для родителей.
6. Введение детей в игровую ситуацию.
Совместная деятельность взрослого с детьми:
Принятие детьми игровой ситуации, начало совместной деятельности.
Работа с родителями:
1. Презентация проекта на родительском собрании (онлайн)
2. Проведение опроса среди родителей на тему «Игры «Изучаем цвета» с ребенком в семье»; мастер – класс «Семейная игротека: игры своими руками».
3. Участие в оформлении интерьера группы (подготовка к цветным неделям: украшение группы и раздевальной комнаты)
4. Помощь в создании дидактического материала для реализации проекта.
2. Этап – Основной (16 ноября 2020 - 22 января 2021г.)
Цель: обеспечить активную совместную деятельность родителей и детей по реализации проекта.
Красная неделя (16-20 ноября 2020г.). Атрибут «Красная Шапочка»
Тема недели: «От улыбки хмурый день светлей» (наши эмоции).
Совместная деятельность взрослого с детьми:
o Утренний круг «Утреннее приветствие - подари улыбку»
o Утренняя гимнастика с флажками красного цвета.
ПОНЕДЕЛЬНИК: Основное мероприятие: логопедическое занятие – Беседа о красном цвете.
ВТОРНИК
Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. «Украсим чашку красными узором»
СРЕДА
Чтение художественной литературы. «Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
ЧЕТВЕРГ
ФЭМП. Счет до двух. Цифры 1 и 2. (предметы красного цвета)
ПЯТНИЦА
Художественно-эстетическое развитие. «Рисование. Украсим тарелочку».
o Дидактические игры: «Что бывает красного цвета», «Кто скорее принесёт», «Волшебный мешочек», «Тактильный мешочек», «Цветные стёклышки», «Мозаика».
o Подвижные игры: «Автомобиль», «Найди свой домик», «Прокати шарик через ворота».
o Эксперимент «Окрашивание воды в красный цвет», рисование цветной водой (красного цвета) по снегу, «Тонет, не тонет».
o ЧХЛ «Потешки о красном цвете».
Итоговое мероприятие «Вечер свободного творчества» (совместная деятельность детей и родителей): Станция: «Веселые фигуры» (конструирование из строительного материала «Домик для Красной Шапочки»);
Жёлтая неделя (23 – 27 ноября 2020г.) Атрибут «Солнышко»
Тема недели: «Неделя волшебных слов».
Совместная деятельность взрослого с детьми:
o Утренний круг - приветствие «Ладошки»
o Утренняя гимнастика с платочками желтого цвета.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Основное мероприятие: логопедическое занятие – «Путешествие желтого лучика»
ВТОРНИК
Художественно-эстетическое развитие.
Лепка. «Столик для Мишутки»
СРЕДА
Чтение художественной литературы. Сказка «Желтая сказка» (развитие цветовосприятия).
ЧЕТВЕРГ
ФЭМП. «Цифра 3. Знакомство с формой наглядного изображения числа 3».
ПЯТНИЦА
Рисование. «Украсим скатерть» (жёлтым узором)
o Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
o Физминутки «Желтая песенка», «Апельсин».
o Дидактические игры: «Что бывает желтого цвета», «Веселые крышечки», «Цветные стёклышки», «Волшебный мешочек», «Мозаика», шнуровка «Солнышко».
o Подвижные игры: «Найди домик», «Автомобиль».
o Эксперимент «Окрашивание воды в жёлтый цвет», рисование цветной водой по снегу, «Тонет не тонет».
o ЧХЛ «Стихи о жёлтом цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
o Театрализованные игры: «Путешествие по сказке репка», «Колобок».
Итоговое мероприятие «Вечер свободного творчества»: Станция: «Веселые фигуры» (конструирование из геометрических фигур (бумага) «Цыплёнок»);
Белая неделя (30 ноября- 04 декабря 2020г.) Атрибут Снеговик.
Тема недели: «Мы умные, мы смелые, мы сегодня белые»
Совместная деятельность взрослого с детьми:
Утренний круг- приветствие «Дружба начинается с улыбки»
o Утренняя гимнастика с лентами белого цвета.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Основное мероприятие: логопедическое занятие – «Белоснежная Зима»
ВТОРНИК
Художественно-эстетическое развитие.
Лепка. Снеговик.
СРЕДА
Речевое развитие. Заучивание стихотворения «Всё вокруг белым-бело»
ЧЕТВЕРГ
ФЭМП. «Цифра 3. Знакомство с формой наглядного изображения числа 3».
ПЯТНИЦА
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование. Снегопад.
o Пальчиковая гимнастика «Снежок»
o Физминутки «Снежная баба», «Выпал беленький снежок»
o Дыхательное упражнение «Снежки»
o Дидактические игры: «Что бывает белого и черного цвета», «Волшебный мешочек», «Весёлые фигуры», «Разложи по цвету».
o Эксперимент «Окрашивание воды в белый цвет», рисование цветной водой по снегу, «Тонет, не тонет».
o Подвижные игры «Зайка беленький сидит»
o ЧХЛ «Стихи о белом и черном цветах» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
Итоговое мероприятие: «Вечер свободного творчества» конструирование из геометрических фигур по образцу (из ватных дисков) «Снеговик».
Зеленая неделя – (07-11 декабря 2020г.) Атрибут Лягушка.
Тема недели: «Прикоснись к природе сердцем»
Совместная деятельность взрослого с детьми:
o Утренний круг приветствие «Давайте порадуемся»
o Утренняя гимнастика с кубиками зелёного цвета.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Основное мероприятие: логопедическое занятие – «В гости лягушка пришла»
ВТОРНИК
Художественно-эстетическое развитие.
Аппликация. «Ёлочки растут в лесу»
СРЕДА
Чтение художественной литературы. Рассказывание сказки «Почему лист зеленый» (развитие цветовосприятия).
ЧЕТВЕРГ
ФЭМП. Счет в пределах 3. Цифра 3
ПЯТНИЦА
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование. Ёлочки растут в лесу.
o Дидактические игры: «Что бывает зеленного цвета», «Волшебный мешочек», «Мозаика», «Весёлые фигуры».
o Физминутка «Зеленый луг».
o Эксперимент «Окрашивание воды в зелёный цвет», рисование цветной водой по снегу, «Тонет, не тонет».
o Подвижные игры: «Кто скорее принесёт», «Прокати шарик через ворота», «Лягушки – зеленые ушки».
o ЧХЛ «Стихи о зеленом цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
Итоговое мероприятие: «Вечер свободного творчества»: конструирование из геометрических фигур «Ёлочки»).
Синяя неделя (14 - 18 декабря 2020г.) Атрибут «Тучка»
Тема недели: «Неделя добрых дел».
Совместная деятельность взрослого с детьми:
o Утренний круг «К нам гости пришли»
o Утренняя гимнастика с мячами синего цвета.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Основное мероприятие: логопедическое занятие – «Путешествие тучки»
ВТОРНИК
Художественно-эстетическое развитие.
Аппликация. «Птицы» (синие птички-сенички)
СРЕДА
Речевое развитие. Заучивание потешки «Туча синяя плыла…»
ЧЕТВЕРГ
ФЭМП. «Счет до 4-х, число и цифра 4»
ПЯТНИЦА Художественно-эстетическое развитие.
Рисование. «Птицы на кормушке».
o Дидактические игры: «Что бывает синего цвета», «Весёлые фигуры», «Мозаика», «Тактильный мешочек», «Выложи картинку».
o Пальчиковая гимнастика «Тучка солнце повстречало»
o Эксперименты «Окрашивание воды в синий цвет», рисование цветной водой по снегу, «Тонет - не тонет».
o Подвижные игры: «Автомобили», «Прокати шарик через ворота».
o ЧХЛ «Стихи о синем цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
Итоговое мероприятие «Вечер свободного творчества»: конструирование из геометрических фигур по образцу (бумага) «Грузовик»
Цветные дни (11 января 2021г- 29 января 2021г)
Закрепление изученных цветов
Деятельность педагога:
Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми.
Совместная деятельность взрослого с детьми:
o Дидактические игры: «Назови цвет по названию предмета», «Волшебный мешочек», «Мозаика», «Весёлые фигуры»,
o Физминутки по цветам.
o Эксперимент «Получаем зеленый цвет» (смешивание желтого и синего цвета, «Что будет с белым платочком, если его опустить в подкрашенную воду»
o Художественно- эстетическое развитие «»
o Подвижные игры: «Кто скорее принесёт», «Прокати шарик через ворота», «Лягушки – зеленые ушки».
o ЧХЛ «Цветные странички» Аксаментьева Е. С.
o Театрализованная деятельность: «Красная Шапочка», «Колобок», «Репка».
o Просмотр мультипликационных фильмов: «Синий трактор», «Зеленый Кузнечик», «Снеговик», «Цыпленок и Утенок», «Петя и Красная Шапочка».
3 этап – заключительный (01.02.2021-05.02.2021)
Цель: подвести итоги работы в процессе презентации проекта.
Деятельность педагога:
Продукт: Оформление фотовыставки «Разноцветная планета». Презентация «Реализация проекта «Цветные недели» для родителей группы. Итоговая диагностика Верещагина Н. В.
Совместная деятельность взрослого с детьми:
Развлечение
«Путешествие в разноцветную страну»
Рассматривание фотовыставки.
Работа с родителями:
Помощь в оформлении фотовыставки. Поощрение родителей благодарностями за участие в реализации проекта.