Марина Ситник
Творческий образовательный проект «Домашняя мини-лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта
Вид, тип проекта: познавательно-исследовательский.
Направление развития: познавательно-исследовательская деятельность.
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель проекта: создать условия для развития познавательного интереса детей, исследовательской активности, любознательности, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи проекта:
1) знакомить детей со свойствами различных предметов, материалов;
Публикация «Творческий образовательный проект „Домашняя мини-лаборатория“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
2) развивать исследовательские умения, способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
3) воспитывать инициативность, самостоятельность, интерес к познанию через экспериментальную деятельность;
4) заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в домашних условиях;
5) способствовать организации развивающей совместной деятельности детей и родителей в период карантина.
Время осуществления проекта: 1 неделя (краткосрочный).
Участники проекта: дети средней группы «За!Знайки», воспитатели, родители воспитанников.
Форма проведения: подгрупповая, дистанционная.
Актуальность проекта. Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. (К. Е. Тимирязев)
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте – одна из культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Дошкольникам 4-5 лет присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Дети очень любят экспериментировать!
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента развивается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и становление целостной картины мира дошкольника. Происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие личности ребенка.
Проблема: в период самоизоляции из-за карантина по коронавирусу многим родителям сложно организовать продуктивное, развивающее времяпровождение с детьми. Может ли совместное домашнее экспериментирование стать не только увлекательным, но и эффективным методом развития ребенка-дошкольника?
План подготовки и реализации проекта.
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
· Определение темы проекта, формулирование цели и задач, прогнозирование результата.
· Составление плана реализации основного этапа проекта.
· Подбор материалов для детей и родителей (наглядность, видео, консультации, беседы).
Деятельность детей:
· Беседы и рассматривание иллюстрации о лаборатории, опытах, ученых, экспериментах.
· Игры с водой, воздухом, песком.
Деятельность родителей:
· Знакомство с проектом.
· Подготовка материалов для проведения опытов в домашних условиях.
Практический этап.
«Познавательное развитие». Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Магнитная рыбалка», «Выложи фигуру». Рассматривание предметов под микроскопом.
Просмотр развивающих мультфильмов: «Фиксики», "Почему мы слышим эхо?", "Слух" (Смешарики).
Просмотр видеозаписей опытов: "Плавающее яйцо", "Необычный дикобраз", "Пенный джин", "Бурлящий вулкан", "Магнетизм", «Как увидеть электричество» (опыты с воздушными шариками).
«Речевое развитие». Дидактические игры: «Кто что слышит?», «Определи место для предмета».
Дыхательная гимнастика «Задувание свечи».
«Физическое развитие». Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей», подвижная игра «Солнечные зайчики» (с зеркальцем).
Заключительный этап.
· Обобщение материалов.
· Фото- и видеоотчёт.
· Публикация о проекте на сайте группы «За!Знайки».
Заключение. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволило детям стать первооткрывателями, исследователями окружающего мира, а также получить незабываемые положительные эмоции.
Специально организованная деятельность по детскому экспериментированию в домашних условиях создала условия для формирования у детей представлений о свойствах предметов и материалов, умений наблюдать, анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы о практической значимости физических явлений для человека и самого себя.
Реализация проекта способствовала повышению профессиональной компетентности воспитателей в вопросах дистанционной работы с родителями, обогащению опыта межличностного общения детей, родителей и воспитателей.
Итак, эксперименты в «домашней мини-лаборатории» показали свою эффективность для организации продуктивного творческого взаимодействия родителей с детьми и познавательного развития дошкольников.
Приложение
Консультации для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Памятки для родителей: «Правила проведения экспериментов», «Как развивать поисково-исследовательскую деятельность дома», Картотека игр-экспериментов с водой.
Публикация на сайте группы (с фото и видео): https://7338.maam.ru/maps/events/48572.html