Федюнина Юлия
Творческий коллективный проект во 2 классе «Сохраним память в камне»
▼ Скачать + Заказать документы
СОХРАНЯЯ ПАМЯТЬ В КАМНЕ…
(творческий коллективный проект)
( авторы: Каримова Арина, Шкитов Леонид, обучающиеся 2 класса)
Введение
У каждого человека есть Родина и каждый любит то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы горы, поля, леса. Какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Публикация «Творческий коллективный проект во 2 классе „Сохраним память в камне“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Есть на Уральской земле город Полевской, знаменитый бажовскими сказами, горняками, камнерезами, металлургами.
Полевской, город строгий и маленький,
Затерялся средь гор и лесов,
Бесконечных лугов и покосов,
Голубых и прохладных озёр.
Полевской – город сказов Бажова.
Присмотрись – где-то там, вдалеке,
Зеленеют вершины Азова,
Огневушка поёт на селе.
Косой Брод золотишком богат был.
Кто не знал про Жабреев ходок?
На Гумёшках из недр добывали
Малахита зелёный узор.
Элина Гражданкина
Началом своего существования город обязан залежам медной руды на Гумёшках, обнаруженным Сергеем Бабиным и Козьмой Сулеевым в 1702 году. Спустя семь лет на реке Полевой, в честь которой позже будет назван населённый пункт, были обнаружены месторождения медной и железной руд. В 1718 году началась разработка Гумёшевского рудника – этот год считается датой основания города.
Однако не только медная руда скрывалась в недрах местности – именно здесь были обнаружены зелёные камни малахита, вдохновившие уральского писателя Павла Петровича Бажова на создание сказа о Хозяйке Медной горы. Хозяйка или, как её ещё называли, Малахитница, считалась покровительницей рудокопов – добрых и чистых сердцем она награждала, злых и коварных наказывала.
Малахит…
Красив он! А какая радость взгляду!
Пленит и более придирчивый узор.
Оттенки зелени и бирюзы – все сразу
Легли в волшебный неземной узор.
Елена Ножкова
Познакомившись малахитом и другими минералами на уроках окружающего мира, мы узнали, как велика и притягательна сила камня, как поразительно разнообразен и многолик мир камней. Сверкая и переливаясь всеми цветами радуги, самоцветы доставляют огромное наслаждение. Мы очарованы этими уникальными образованиями необъятного минерального царства.
Багрецом, желтизною и просинью
Самоцветы Урала полны –
То блеснут малахитовой озимью,
То блеснут синевою волны.
В этих камешках искры рассеяны –
Удивляют и радуют взгляд:
То зажгутся сиянием северным,
То, как южные звёзды, горят…
Побывав в Петровском выставочном зале на выставке «Малахитовая шкатулка», мы познакомились с удивительными работами не только полевских мастеров, но и собранные со всей России и за рубежом (почти сто редких экспонатов). Здесь же мы встретились с талантливым камнерезом Вадимом Павловичем Кукушкиным, который помог нам попасть в неповторимое царство, где правят красота природы и мастерство людей, создающих из камня великолепные произведения искусства. Мы захотели подробно узнать об одном из чудес природы – камнях, научиться определять их.
Актуальность темы исследования обусловлена низкой заинтересованностью подрастающего поколения в изучении истории малой родины и творчества соотечественников, прославивших своим искусством родной край.
Актуальность работы подтверждается ещё и необходимостью сохранения самобытного искусства уральских мастеровых.
Поэтому цель нашей работы – представить талантливого полевского художника, сохранившего традиции камнерезного дела в наши дни.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1) узнать об истории развития камнерезного искусства на Урале;
2) выявить факты биографии, которые вдохновили мастера заняться любимым делом;
3) познакомиться с творчеством полевского камнереза;
4) изучить особенности флорентийской мозаики как одного из направлений произведений В. Кукушкина.
Гипотеза: желание доносить до людей красоту мира, умение добиваться поставленной цели способствуют созданию неповторимых, уникальных, эксклюзивных шедевров.
Объект исследования: работы полевского камнереза Вадима Павловича Кукушкина.
Предмет исследования: воплощение любви к родному краю через творчество мастера.
В своей работе мы использовали газетные статьи, материалы сети Интернет, отзывы ребят, побывавших на выставке народных мастеров, интервью с Вадимом Кукушкиным.
Методы исследования:
• эмпирический (экскурсия в Полевской краеведческий музей, посещение выставки в выставочном зале ДК и Т СТЗ);
• поиск и отбор информации – анализ материалов сети Интернет;
• интервью (Приложение № 1);
• систематизация собранного материала.
1. Неповторимая судьба полевского камнереза Вадима Павловича Кукушкина
1.1. История камнерезного искусства на Урале
Камнерезное искусство появилось в самые древние времена, так как камень всегда был основным материалом для изготовления большинства вещей.
В России камнерезное искусство зародилось в начале 18 века на Урале. В связи с развитием строительства Санкт-Петербурга появились масштабные заказы на архитектурные детали, предметы интерьеров и декора. В 1720 году по указу царя Петра I первым горным начальником уральских и сибирских заводов был назначен Татищев Василий Никитич. Осваиваются самоцветные месторождения, начинает активно развиваться обработка камня.
К середине 18 века Екатеринбургская гранильная фабрика специализируется на обработке твёрдых пород поделочного камня – яшмы, агата, родонита, топаза, кварца; на работе с мозаичным набором из разного камня, преимущественно из малахита.
К 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика стала мощным предприятием по переработке самоцветов. Произведения уральских камнерезов украшают интерьеры царских резиденций.
Новый этап в истории Екатеринбургской гранильной фабрики наступил с её переходом под начало Академии художеств в 1797 году. С этого времени мастера работали над созданием предметов высокого художественного и технического качества.
В 1851 году, после Всемирной выставки в Лондоне, уральские самоцветы прославились и полюбились всему миру.
Свою лепту в каменное дело внёс горный мастер Данила Зверев (1858-1938). Говорили, будто он чувствовал, где находится месторождение с ценными самоцветами. Он участвовал в изготовлении методом флорентийской мозаики знаменитой карты Франции, которая была представлена на выставке в Париже в эпоху сближения России и Франции перед Первой мировой войной. Позднее сыновья Данилы Зверева подбирали самоцветы для изготовления звёзд Московского Кремля, для гигантской карты индустриализации СССР – самой дорогой в мире.
Но наибольшую славу среди уральских резчиков по камню вызывает Алексей Козьмич Денисов-Уральский (1864-1926). Мастеру не было и тридцати лет, когда он стал получать призвание и награды в России и за рубежом. Петербургская выставка 1911 года на Большой Конюшенной «Урал и его богатства» стала подлинным триумфом Алексея Денисова-Уральского. За время работы её посетило множество жителей и гостей столицы, неоднократно появлялись в выставочных залах представители правящей династии и высокопоставленные зарубежные гости.
XX век важен для камнерезного искусства. Екатеринбургская гранильная фабрика начала сотрудничество с поставщиком императорского двора, самой известной в мире ювелирной фирмой России – фирмой Карла Фаберже. Именно на Урале выполнялись ответственные заказы по изготовлению изделий из камня для царской семьи.
К началу XXI века камнерезные мастера получили выход на свободный рынок минералов, активно осваиваются передовые технологии обработки камня, сохраняются лучшие традиции этого благородного мастерства. Теперь художникам важно передать в камне характер каждого героя через мимику и позу, проработать эмоцию.
В наши дни уровень мастерства современных российских школ камнерезного искусства непрерывно растёт и развивается.
Итак, в разные периоды отрасль то стремительно развивалась, то переживала кризисные моменты. В камнерезном искусстве разрабатывались новые мотивы, шлифовались техники, расширялась область применения камня. За многие века сложилась собственная манера. На Урале выросло не одно поколение блестящих мастеров, заказы которым поступали из столиц всего мира.
1.2. Начало творческого пути Вадима Кукушкина
Талант, мастерство, внутренняя наполненность рождают шедевры. А шедеврами в камнерезном искусстве Россия может гордиться заслуженно.
Мы гордимся и нашим земляком, полевским художником по камню Вадимом Павловичем Кукушкиным.
Любовь к художественной обработке камня сложилась у него из двух юношеских увлечений. С детства он любил рисовать и увлекался камнями. Часто Вадим ходил на Азов-гору, Гумёшки и находил там камни, которые привлекали его своей красотой. Он вспоминал сказы Павла Бажова, которые любил читать.
Когда Вадим учился в школе, он записался в кружок юных геологов при Полевском Доме пионеров, где научился определять камни, знакомился со специальной литературой по горным породам и минералам. Особенно Вадиму нравился малахит, может быть, потому, что любил сказ П. Бажова «Малахитовая шкатулка», а также горный хрусталь.
После окончания школы долго не раздумывал – поступил в Исовский геологоразведочный техникум. Учился с интересом, самозабвенно. И здесь Вадим начал заниматься камнерезным делом. Первый сувенир – розу из родонита – Вадим Кукушкин вырезал в подарок маме.
После окончания Исовского геологоразведочного техникума Вадим несколько лет отработал по специальности. Покорял острова Северной Земли на Северном Ледовитом океане, наслаждался непередаваемыми красотами северного сияния. Но любовь к родному краю привела его в родной город. Как говорит Вадим Павлович, Хозяйка Медной горы позвала. Вернувшись в Полевской, он узнал о вакансии резчика по камню на открывшемся участке по изготовлению сувениров Северского трубного завода. С тех пор профессию и хобби он совмещает уже 29-й год. И это огромное счастье, признаётся Вадим Павлович.
1.3. Уникальные работы Вадима Кукушкина
Работы художника по камню Вадима Кукушкина украшают музейные экспозиции и коллекции политиков, бизнесменов и деятелей искусства в стране и за рубежом, а одна из любимых картин – по мотивам сказов Бажова – была подарена российскому премьеру Дмитрию Медведеву.
Яркая скульптурная композиция Вадима Кукушкина – «Данила-мастер», изготовленная в единственном экземпляре с использованием минералов, выполнена в лучших традициях К. Фаберже и А. Денисова-Уральского. Мы видим Данилу-мастера, героя сказа П. Бажова «Каменный цветок», который держит шкатулку «с каменьями» (Приложение № 2 рис. 1). Данила, так же как и автор этой работы, стремится поведать людям о природной красоте камня, показать его силу. Путь героя – попытка разгадать тайны природы, сделать живым самое, казалось бы, неживое – камень, но может ли быть для мастера неживым то, что создала природа? Для Данилы камень живой, и художник должен быть свободен. Герой работает не за вознаграждение, он свободен от власти денег. Мастерство он ценит превыше всего.
Вспоминаются слова Данилы-мастера: «Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок. самый что ни на есть плохонький, а глядишь на него – сердце радуется». Сердце радуется, когда смотришь на это произведение Вадима Павловича. Какое разнообразие камней использует в своей работе художник по камню! Основание скульптуры, сапоги, штаны выполнены из яшмы, паркет – из тигрового и соколиного глаза, руки, рубаха, лицо – из мрамора, фартук – из ирнимита, глаза – из мориона, кошачьего глаза и кахалонга, волосы – из агата, ларец – из малахита и долерита. В ларце 15 минералов: пирит, аметист, изумруд, рубин, аквамарин, гелиодор, горный хрусталь, гранат, топаз, рубеллит, хризолит, родонит и другие.
Второе мозаичное панно на тему сказов Павла Петровича Бажова о Полевской земле выполнено в технике флорентийской мозаики. В. Кукушкин изображает Данилу-мастера, который трудится над созданием чаши, и Хозяйку Медной горы, или Малахитницу – покровительницу творческого труда, мастерства, искусства. Перед людьми она выступает обычно в образе сказочно красивой женщины. Данила-мастер «по красоте да по платью малахитову сразу её признал». Хозяйка горы проникает в мысли и чувства людей, в их намерения, по крайней мере, в пределах её владений. Являясь хранительницей секретов высокого мастерства, она – воплощение творческой неудовлетворённости, творческих исканий мастера-художника.
Картина состоит из 1120 фрагментов. При её изготовлении было использовано более 30 видов минералов и полудрагоценных камней, в том числе малахит, змеевик, родонит, халцедон и другие. В работе Вадим Кукушкин обыгрывает естественный природный рисунок камней : на все тени и блики в глазах Хозяйки Медной горы ушло почти 30 крошечных деталей (Приложение № 3 рис. 1).
Ещё одно мозаичное панно Вадима Кукушкина - на тему сказа П. Бажова «Серебряное копытце». Вспоминаем произведение: «Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зелёные, бирюзовые – всякие. К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может». Картина Вадима Павловича состоит из 980 фрагментов. При её изготовлении мастер использовал более 50 видов минералов и полудрагоценных камней (Приложение № 3 рис. 2).
К слову, описание наиболее значимых работ В. Кукушкина вошло в собрание достижений российского камнерезного искусства и хранится в государственном хранилище Эрмитажа.
Предметы домашнего уюта Вадим Кукушкин тоже создаёт своими руками – например, шкатулки (Приложение № 4 рис. 1).
Сейчас Вадим намерен создать скульптурную композицию Хозяйки Медной горы с каменным цветком. Эта работа займёт у мастера более года. А в перспективе он мечтает создать портрет и самого писателя Павла Бажова с героями его сказов в технике флорентийской мозаики.
1.4. Особенности флорентийской мозаики
Вадим Кукушкин создаёт свои шедевры в технике флорентийской мозаики, которая является разновидностью классической мозаики.
Флорентийская мозаика называется так потому, что мастера Флоренции стали первыми использовать естественный, природный цвет и рисунок камня для получения картин. Итальянские мастера называли этот вид мозаики Pietra Dura, что переводится как «прочный камень». Флорентийская мозаика составляется из тонких пластин цветного камня, вырезаемых по контурам изображения. При этом мастер не только использует цвет, но и обыгрывает природную текстуру камня. Первые мозаики, выполненные в такой технике, относятся к XV-XVI векам. В то время мастера часто сочетали камень с инкрустацией панцирем черепахи, слоновой костью и перламутром. К концу XVI века была выработана новая технология составления мозаики, сохранившаяся до наших дней.
Творчество флорентийских мастеров оказало влияние на создание мастерских в других странах, в том числе и в России, где во второй половине XVIII века центром мозаичных работ становится Петергофская гранильная фабрика, которая работала в тесном сотрудничестве с Петербургской академией художеств. С начала XIX века техника флорентийской мозаики стала использоваться на Екатеринбургской гранильной фабрике – одном из центров Российского камнерезного искусства.
Мозаичные картины обладают одним из наиболее ценных свойств – они вечны во времени, так как каменные краски не тускнеют, не выцветают и не осыпаются. Особенностью флорентийских мозаик является их абсолютная уникальность. Каждая картина неповторима, и даже при тщательном копировании получается немного иная мозаика.
Флорентийская мозаика по затратам времени и труда является одной из самых сложных. Идеальный подбор камней разных цветов, оттенков, геометрических форм, рисунков требует тщательности и знания возможностей тех или иных пород. Оттенки камней, расположение и частота различных прослоек, прожилок, включений, наличие пятен другого цвета – возможности палитры флорентийской мозаики тем разнообразней, чем больше различных камней и пород используется для составления рисунка.
Специальная обработка камня и тщательная подгонка элементов требует значительных трудозатрат. Даже с использованием современных технологий обработки камня создание одной мозаики во флорентийской технике может занимать годы.
Заключение
Познакомившись с известным полевским камнерезом, художником по камню, побеседовав с ним, мы пришли к выводу, что в жизни любого человека большую роль играет увлечение любимым делом.
Вадим Кукушкин с детства прекрасно рисовал, много читал. Особенно любил сказы уральского писателя Павла Петровича Бажова, которые вдохновили мастера на создание уникальных произведений.
Знакомство с нашим земляком, его работами помогло нам убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: желание доносить до людей красоту мира, талант, умение добиваться цели, терпение помогают Вадиму Павловичу создавать непревзойдённые произведения искусства.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный нами материал познакомил одноклассников, друзей с удивительной коллекцией художника по камню Вадима Павловича Кукушкина. Ребята посетили выставку «Малахитовая шкатулка» и узнали, что в нашем городе живут талантливые люди, которые хотят рассказать о родном крае и его богатстве, неповторимой красоте и яркости.