Светлана Шарапова
Творческая работа. Создание учебных экологических троп
▼ Скачать + Заказать документы
Шарапова Светлана Николаевна
Творческая работа: Создание учебных экологических троп
Введение. [/b][/b]
Система экологического образования и воспитания молодежи строится на основе государственных законов. Доминирующим направлением Концепции экологического образования является реализация кардинального реформирования подготовки учителя к организации учебно-воспитательного процесса по экологии.
Публикация «Творческая работа, Создание учебных экологических троп» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Проложенная экологическая тропа учит, помогает органично воспринимать единство Природы и Человека.
Цель этой творческой работы - показать как, используя доступные формы обучения и воспитания, можно в корне изменить свое отношение к природе. Раскрыть перспективный педагогический опыт работы по экологическому образованию в природе, методику создания экологических троп и организацию учебно-воспитательной, учебно-агитационной работы на экологических тропах.
Экологическое образование школьников, как правило, осуществляется по трем моделям: а) путем экологизации содержания традиционных школьных дисциплин (географии, биологии, химии, физики);
б) внедрение отдельных интегрированных курсов;
в) по смешанной модели.
В связи с этим можно утверждать, что в нашей традиционной системе образования является то, что во время изучения естественных дисциплин в школе законы природы не выступают в роли знаний. В результате чего у школьников формируются интеллектуальные навыки лишь на репродуктивном уровне. Творческие возможности учащихся проявляются стихийно или развиваются медленно. Это приводит к неумению самостоятельно принимать своевременные решения. Поэтому тормозится формирование у детей экологического мышления.
Научить основам экологии только в классе, особенно городских школьников, это значит лишить их глубинного ощущения гармонии, взаимодействия всех элементов природы. Новые подходы к экологическому образованию направлены не на приобретение готовой информации, а на активное применение их в повседневной жизни. Знания учеников останутся пассивными, если они не научатся переносить их в жизнь.
Особенностью создания экологических троп сводится к соединению отдыха и познания во время прохождения экскурсионного маршрута методами «косвенного обучения», во время которого осуществляется усвоение закономерностей проявления природных процессов, антропогенных факторов, норм экологически грамотного поведения.
Главной задачей создания экологических троп есть возможность научить детей узнавать в природе изученные живые объекты, видеть признаки их приспособленности к местным условиям существования, биологические ритмы, объяснять их экологическое значение.
Главная цель учебно-воспитательной экологической тропы:
1. воспитание экологически грамотного поведения людей в окружающей природной среде;
2. обучение посетителей тропы сознательному видению взаимодействия живой и неживой природы;
3. разработка и проведение теоретических и практических занятий;
4. формирование у воспитанников экологического сознания и культуры;
5. пропаганда и проведение природоохранных мероприятий;
6. формирование у учащихся научного мировоззрения;
7. научить детей и взрослых благосклонно относиться к объектам живой природы.
Основными функциями экологической тропы являются:
- учебная - формирование у воспитанников, навыков переноса экологических знаний в реальную жизнь;
- развивающая - формирование экологического сознания, мышления как кладовую общей культуры;
- воспитательная - привлечение посетителей тропы к общению с природой.
Учебно-воспитательная работа на экологической тропе базируется на позициях комплексного, биогеосистемного и биосферного подходов.
Актуальность создания экологических троп на современном этапе уже не у кого не вызывает сомнения. Потому, что активная пропаганда на экологических тропах природоохранных мероприятий, обращение внимания на антропогенные ландшафты, транспортные артерии, реакционные зоны, знакомство посетителей с объектами живой и неживой природы, получение информации о существующих на данном маршруте видов растений и животных, памятники природы и культуры - помогает воспитывать не только молодое поколение нашей страны, но и старшее поколение, прививает им желание помочь изучить и сохранить природу родного края.
Создание учебных экологических троп.
Назначение учебной экологической тропы.
Назначение учебной экологической тропы заключается в том, чтобы создать условия для воспитания экологически грамотных людей, для формирования экологической культуры поведения человека в окружающей среде. Причем на этой тропе в роли воспитателей (и воспитуемых одновременно) выступает молодежь разного и особенно школьного возраста.
Учебная экологическая тропа имеет ряд отличий от познавательных троп природы. Эти различия касаются вопросов организации тропы, набора расположенных на ней объектов, а также методов пропагандистской работы с различными категориями посетителей.
Прежде всего, можно отметить, что учебная экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей: педагогов и воспитателей; студентов, учащихся общеобразовательных школ и техникумов; отдыхающих граждан и детей старших групп дошкольных учреждений.
Первая категория слушателей на такой тропе приобретает опыт учебно-воспитательной работы с детьми в природных условиях.
Вторая категория слушателей овладевает на тропе частью учебно-программного содержания. А именно:
изучает объекты и явления природы;
познают виды природопользования, приобретают опыт оценок характера взаимодействия человека и природы, умение пропагандировать идеи охраны природы среди населения.
Третья категория знакомит слушателей с природными условиями края, расширяет свой естественно научный кругозор.
Учебная экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. Вместе с тем возможен и самостоятельный осмотр, в том числе с помощью буклетов.
По сути, экологическая тропа - это учебно-просветительский кабинет в природных условиях. Этим определяется и ряд требований к ее организации: выбору маршрута и его протяженности, взаимодействие организаторов тропы с землепользователями территории, по которой проходит тропа, составу экскурсионных объектов, подготовке экскурсоводов, издание печатного комплекта с описанием экскурсионных объектов для посетителей и методических рекомендаций для учителей и экскурсоводов.
Главным компонентом будущей экологической тропы является ее привлекательность, своеобразие и разнообразие. Тропа не может проходить сквозь монолитные лесные насаждения. Она должна вести исследователя от одного интересного объекта к другому, чтобы можно было увидеть разнообразные природные ландшафты, в том числе и антропогенные.
Выбор маршрута и его протяженность.
Принципы выбора маршрута тропы:
1. Доступность маршрута для оперативного посещения учащейся молодежи.
2. Достаточная посещаемость зоны маршрута тропы местным отдыхающим населением.
3. Эмоциональная насыщенность и информационная емкость маршрута.
Общая протяженность учебной экологической тропы должна соответствовать возможности прохождения ее в течении 3 часов экскурсионного времени. Ориентировочно это маршрут длиной до 2 км. Это не длительные экскурсии, рассчитаны на педагогов, воспитателей, студентов. Оптимальная длина тропы - 5 км.
Для детей младшего возраста экскурсии планируются лишь на части учебной тропы, которую можно пройти за 40-60 минут, дети среднего школьного возраста проходят весь маршрут тропы, но при этом в изучение включаются не все экскурсионные объекты - в результате общая продолжительность экскурсии составляет около 1,5 часов. Для старшеклассников экскурсия ведется по всему маршруту тропы, но уже с полным обзором экскурсионных объектов; ее продолжительность около 2 часов. Для отдыхающих в зависимости от состава группы и интереса посетителей, продолжительность экскурсии колеблется от 1,5 до 2,5 часа.
Таким образом, продолжительность экскурсии определяется возрастными и социальными особенностями экскурсантов, длиной маршрута, а также набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.
Состав экскурсионных объектов.
Тропа должна выглядеть как замкнутый круг - с началом и концом маршрута в одной и той же точке. Важнейшим условием создания учебной тропы является обеспечение ее информативности. Условно можно выделить познавательную, просветительную и информационную.
Источником познавательной информации есть сообщение экскурсовода при знакомстве группы с натуралистическими объектами: растениями, животными, рельефом местности, почвы, горными породами и другими элементами живой и неживой природы. Опыт показывает, что наибольшей популярностью у детей и взрослых посетителей тропы пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно эти объекты природной среды подвергаются наибольшему антропогенному воздействию, особенно в зонах рекреации. Часто причиной безответственного отношения к живой природе является отсутствие элементарных экологических знаний. Поэтому важное значение в повышении экологической грамотности посетителей тропы имеет знакомство их с законами живой природы, действие которых и обеспечивает сохранение экологических условий жизни в окружающей среде. Суть действия таких законов (наиболее доступное) раскрывается на фоне знакомства с многообразием видов растений, грибов, животных. Здесь значение имеет правильный выбор объектов, которые включаются в экскурсии и комментируются в рассказе экскурсовода или выступают в качестве предмета самостоятельных учебных исследований.
Основным критерием при отборе нужно считать экологическую показательность. Она заключается в том, чтобы выбранный вид или наблюдаемый процесс позволял наглядно построить беседу о роли этого вида в создании и поддержании экологически равновесного состояния среды. Например, всюду, где тропа проходит через лесные участки, можно говорить о том, что дождевые черви перемещают листовые осадки в нижние почвенные горизонты и тем самым выступают важным звеном биотического круговорота.
Такого рода натуралистические объекты можно назвать модельными. Они позволяют наиболее ярко в единстве зрительного образа и короткого рассказа представить перед посетителями тропы принципиальную схему (модель) природного процесса, который обеспечивает экологическое состояние окружающей среды. Тогда вывод о необходимости бережного отношения ко всем природным объектам, в частности дождевым червям, придет сам собой.
Аналогичным образом раскрывается экологическая роль других почвенных животных: крота, мышевидных грызунов. При этом наблюдать самих животных практически удается редко. Чаще всего объектами наблюдения и рассказа выступают следы жизнедеятельности животных. Например, для крота, это выбросы грунта, отверстия хода или поднятый верхний слой грунта вдоль горизонтального хода зверя. Для других животных (зайца, кабана, лисы и др.) это могут быть следы на влажной земле, следы зубов на растениях, остатки пищи, помет, которые говорят о присутствии в зоне тропы этих животных. Все объекты, наблюдаемые посетителями, используются экскурсоводом для короткой беседы-рассказа о животных.
При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы он охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы (разнообразные типы растительных сообществ, водоемы, формы рельефа и тому подобное). Специфическим объектом является памятник природы. Например, вековые деревья являются свидетелями исторических событий или ровесниками выдающихся людей нашей Родины.
Для развертывания образовательной информации экскурсовод использует в качестве зрительного образа все видимые с тропы элементы антропогенного ландшафта. Это могут быть различные транспортные магистрали (дороги, трубопроводы, линии электропередач, сельскохозяйственные угодья, архитектурные сооружения (в том числе памятники истории и культуры, водные источники, заповедные территории, сама зона рекреации как один из видов природопользования и т, п.
Ценность экологических троп состоит в том, что можно показать, до какого наследия приводит непродуманное отношение к природе. Поэтому тропу нужно провести около загрязненного озера или пруда, около карьера, берега реки загрязненной в результате деятельности людей. Опираясь на реальные проявления человеческой деятельности, экскурсовод рассказывает о характере природопользования, возникающих проблемах охраны окружающей среды, о путях и способах решения этих проблем на различных уровнях: краеведческом, национальном. Желательно включать в такую информацию сведения об участии местной молодежи в решении проблем своего края, связанных с охраной окружающей среды,
Носителем информации на тропе является специально установленные информационные щиты и знаки. Они изготавливаются из досок, лучше хвойных пород, толщиной 4-5 см. Тексты, рисунки и символы вырезаются или выжигаются, затем доски покрываются бесцветным лаком и устанавливаются на декоративно оформленных столбах. Щиты с текстами продумано «вписываются» в окружающую среду вдоль маршрута тропы через 100-150 м. Они помогают организовать движение посетителей по заданному маршруту, и служат источником информации при самостоятельном прохождении тропы. Можно выделить несколько типов текстов для установки на экологической тропе:
1) общий указатель и схема тропы (обычно ставится в двух местах);
2) правила и нормы поведения на тропе;
3) лозунги и призывы;
4) научные сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
5) сведения о памятниках природы и культуры, расположенных в зоне тропы;
6) поэтические тексты, рисунки (в том числе шуточные) об отношениях человека с природой;
7) информация о трудовых делах молодежи в решении местных экологических проблем;
8) «знаете ли вы?»;
9) экологические дорожные знаки и таблички.
На одном информационном щите могут сочетаться тексты разных типов, например, на щите, призывающем к охране цветущих растений, помещаются обращения к посетителям и стихи.
Используя эти тексты, экскурсовод обсуждает с посетителями тропы важную проблему ограничения сбора диких цветущих растений. Понятно, что информационный щит на эту тему лучше установить в местах, где охраняются цветущие растения.
Учебные экологические тропы рассчитаны на прохождение экскурсантами трех названных категорий посетителей, преимущественно из местного населения. Поэтому возникает необходимость периодически обновлять содержание информационных щитов. В зависимости от технических возможностей изготовления щитов, нужно ежегодно частично обновлять информацию. А щит с рубрикой «знаете ли Вы?» в течение сезона посещения тропы может обновляться несколько раз. Снятые щиты сохраняют свою ценность. Их снова можно установить на тропе в случае оперативной замены разрушенных информационных текстов или в следующие сезоны в наборе с другими текстами. Практически длительное время сохраняются щиты с текстами о памятниках природы и культуры, указатели, экологические знаки - символы, обращение к посетителям тропы. Последовательность установки текстов определяется на местности.
Организация тропы.
Большую воспитательную роль играет сам процесс организации экологических троп. Опыт показывает, что инициаторами организации таких троп, как правило, выступают взрослые: ученые, педагоги, журналисты, общественные деятели, лидеры студенческих коллективов. Они создают инициативную группу по организации учебной тропы. В нее желательно привлечь учителей разных предметов, школьников, студентов, родителей, шефские организации учебных заведений, представителей местных отделений различных общественных организаций - общества охраны природы, педагогического общества и др.
Важнейшим этапом в создании учебной экологической тропы является принятие официального документа, который дает юридическое право на ее организацию. Такой документ выдает организация - землепользователь той территории, на которой планируется построить тропу. В этих документах указываются организации, ответственные за оборудование и дальнейшее поддержание тропы в хорошем состоянии, а также режим пользования тропой.
В итоге всей организационной работы инициативная группа готовит единый документ - паспорт на экологическую тропу. На этом же этапе составляется перечень основных видов работ по созданию тропы.
Список использованной литературы.
1. Романов А. П. Детские клубы - центры внешкольной и внеклассной воспитательной работы. - К. : Советов. шк., 1982.
2. Природа вокруг нас / Под ред. Е. Н. Кондратюка. - Донецк: Донбасс, 1971.
3. Дидова А. Из. Заповедная природа Донбасса. - Донецк: Донбасс, 1987.
4. Пособие для экотуриста. - К., 1995.
5. Нетрадиционные формы эколого-натуралистического обучения и воспитания учащейся молодежи: Метод, рекомендации. - К., 1995.
6. Концепция общего среднего образования.
7. Концепция гражданского воспитания.
8. Закон о внешкольном образовании.