МААМ-картинки

Творческая мастерская «Пейзаж как жанр живописи»

марина перова
Творческая мастерская «Пейзаж как жанр живописи»
▼ Скачать + Заказать документы

Творческая мастерская — это форма взаимодействия, которая создает условия для получения каждым участником нового знания и нового опыта путем самостоятельного или коллективного открытия. Каждый участник мастерской, используя свой личный опыт, приобретает новый коллективный опыт в свободной деятельности.

1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства

Творенье может пережить века :

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,

Публикация «Творческая мастерская „Пейзаж как жанр живописи“» размещена в разделах

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело.

Прежде чем мы перейдем к практической части мне захотелось рассказать историю возникновения самого пейзажа, как жанра изобразительного искусства.

1.1 Краткая история пейзажа

Пейзаж (в переводе с французского - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором главным является природа.

Первые наброски пейзажа в виде контуров гор, деревьев и рек появились в первобытных наскальных рисунках (Приложение 3). В то время человек делал первые попытки изобразить себя в дикой природе.

Элементы пейзажа можно встретить в искусстве Древней Греции. Залы древнего дворца на Крите до настоящего времени сохранили фрески, настенную живопись с реалистическим изображением людей на фоне моря, садов, горного ландшафта (Приложение 4).

В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в 6 веке в китайском искусстве. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на японское искусство (Приложение 5). Китайские художники тонко выписывали горные вершины, камни, ветви бамбука, цветки сакуры и изогнутые сосны. Картины создавались в виде монохромных (черно-белых) одноцветных пейзажей и сопровождались иероглифами.

В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда разрешалось рисовать картины лишь на религиозную тему, пейзаж понимался живописцами как изображение среды обитания персонажей (Приложение 6).

Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи1 (Приложение 7). Работа художников вне стен мастерских давала возможность пристального наблюдения за природой, более натурального изображения меняющейся погоды и освещения. Огромное влияние на пейзажную живопись оказали импрессионисты2. Именно они живо и солнечно писали простые незатейливые сюжеты природы и повседневной жизни (Приложение 7).

В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце 18 века. Основоположником русского пейзажа принято считать Семёна Щедрина (1745-1804) (Приложение 8). Выбор простой незатейливой натуры и особое патриотическое отношение к русской природе сделало уникальными картины А. К. Саврасова, И. Левитана, И. И. Шишкина (Приложение 9). С тех пор русский пейзаж занимает прочное место в творчестве российских художников.

Традиции пейзажной живописи продолжили художники 20 века. Появились новые направления в пейзаже.

(какие виды пейзажа вы знаете) 1.2 Виды пейзажа

ПРИРОДНЫЙ – пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года. Природные пейзажи в свою очередь имеют деление по изображаемым ландшафтам3 – горный, лесной, степной (Приложение 10).

МОРСКОЙ – марина, морские картины в виде самостоятельного направления в пейзаже появились в 17 веке. В штиль и шторм, в любую погоду море прекрасно (Приложение 11).

СЕЛЬСКИЙ – картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю (Приложение 12).

ГОРОДСКОЙ–пейзаж города. Виды улиц и кварталов населенных жителями и транспортом (Приложение 13).

АРХИТЕКТУРНЫЙ – пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их деталей. Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника (Приложение 14).

ПАРКОВЫЙ (усадебный) - пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения. Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и фрагменты архитектуры характерны для паркового пейзажа (Приложение 15).

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ, промышленный пейзаж – появился с развитием большого производства и городского строительства, изображение заводов и фабрик (Приложение 16).

КОСМИЧЕСКИЙ пейзаж, изображение космического пространства, звезд и планет, картины с изображениями космических полетов, фантастическими внеземными мирам (Приложение 17).

ГОРНЫЙ пейзаж. Горы на картинах как натурный объект массово начали появляться лишь в эпоху импрессионистов. К этому времени пейзаж уже сформировался как автономный жанр изобразительного искусства и горные рельефы перестали использовать исключительно для оживления вида. Художники вышли на природу, взялись за кисти и создали лучшие произведения в разных жанрах. (Приложение 18).

ДЕКРАТИВНЫЙ пейзаж. В отличие от станковой живописи, в декоративном пейзаже в первую очередь отсутствует свето-воздушная перспектива и все объекты, как переднего, так и заднего плана, изображаются с одинаковой четкостью. (Приложение 19).

Глава 2. Практическая часть

Своеобразие работы над пейзажем заключается в том, что его интересно писать в различных условиях: в помещении при дневном и искусственном освещении, на открытом воздухе.

2.1 Подбор инструментов и материалов (чем можно рисовать пейзаж)

Необходимо, приступая к работе над пейзажем, знать не только какое изображение будете создавать, но и каким материалом выполнять тот или иной рисунок. Например, легкость акварели и плотность гуаши.

Карандаш простой. Применяется графитовый карандаш средней мягкости (М и 2М) для предварительного наброска пейзажа перед работой красками и для выполнения графического рисунка.

Немалое значение при работе карандашом имеет резинка. Используется только мягкая и остроугольная, которая не разрушает поверхность бумаги и незаметно удаляет неточности в изображении.

Акварель – самая распространённая водяная краска. Основное свойство акварели – её прозрачность, что приносит в работу над пейзажем воздушность, насыщение светом и трепетом.

Гуашь- плотная краска, позволяющая работать с несколькими слоями, делать цветовую растяжку, передавать насыщенные и глубокие цветовые оттенки.

Кисть. Используются различные по форме кисти – плоские и круглые, по сорту – колонковые, пони и беличьи (для акварели, и синтетика или нейлон (для гуаши, по размеру – тонкие, средние и толстые в зависимости от изображаемого объекта.

Палитра –для проверки цвета, смешивания красок для получения нужного оттенка.

Для своей практической работы я выбрала именно краски, живописный материал. Так как различные способы нанесения краски дают мне возможность почувствовать себя настоящим художником.

2.2 Правила изображения пейзажа

Реалистическое изображение пейзажа не является зеркальным отражением природы. Цель его – создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание явления природы и жизни. Рисунок, основывается на строго определённых законах построения.

Есть правила, изображения, которые не зависят ни от выбора вида пейзажа, ни от материала, которым выполняется рисунок (Приложение 18).

Вот какие правила у меня получились:

1. Выбор композиции пейзажа. Определите центр, формат и размер бумаги, решите, что важно для вас в пейзаже, а что нет. Для этого откажитесь от изображения всего, что будет отвлекать внимание от основного сюжета картины. Не имеет значения рисуете ли вы с натуры или по фотографии, вам абсолютно не обязательно рисовать каждый маленький куст, столб, дорожный знак и т. п.

2. Линия горизонта. Пейзаж, это все-таки изображение связанное напрямую с земной поверхностью, поэтому линия горизонта присутствует почти во всех пейзажах, хоть и не всегда явно. И зависит она от положения художника.

3. Обозначить самые крупные объекты рисунка контурами.

На данном этапе важно определить наиболее значимые, основные объекты нашего рисунка. Слегка нажимая на карандаш, обозначим горы, деревья и замок, а также изгибистую дорогу. Для того, чтобы нарисовать замок, следует наметить сначала общую ширину и высоту, а затем с помощью вертикальных линий наметить основные постройки.

4. Учитывать закон линейной перспективы.

Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше. По простому, ближе - больше, дальше - меньше. Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта

5. Воздушная перспектива.

Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше. Ближние предметы изображают ярко окрашенными, а удаленные – бледными. Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше.

6. Светотень. Передача объема.

Чтобы придать рисунку объем — необходимо правильно проложить светотень. Высветляем участки там, где падает свет, и затемняем там, где падает тень. Если не добавить тени, рисунок будет выглядеть плоским.

Все эти правила усваиваются постепенно в процессе работы над любым пейзажем.

Заключение

Пейзаж занимает очень большое место в художественной живописи. Посредством пейзажа воспитывается любовь к родной природе и окружающей среде, ведь когда ты рисуешь природу родного края невозможно не полюбить изящные деревья и величественные горы, стройные ряды улиц и покрытые мхом камни мостов.

В данной работе я постаралась показать важность пейзажа как жанра изобразительного искусства. Именно пейзаж, на мой взгляд, способен эмоционально воздействовать на зрителя.

Основные правила изображения, у меня их получилось шесть.

1. Выбор композиции пейзажа.

2. Линия горизонта.

3. Обозначить самые крупные объекты рисунка контурами.

4. Учитывать закон линейной перспективы.

5. Воздушная перспектива.

6. Светотень. Передача объема.

Они помогут любому, кто заинтересуется таким удивительным и разным видом изобразительного искусства как пейзаж.

Публикации по теме:

Творческая мастерская на дачеТворческая мастерская на даче "Творческая мастерская!" Уважаемые коллеги! Лето - замечательная пора, когда можно отдохнуть и душой и телом, насладиться всеми красками.

Дидактические игры для закрепления знаний жанров живописи: портрет, натюрморт, пейзажДидактические игры для закрепления знаний жанров живописи: портрет, натюрморт, пейзаж Уважаемые гости моей странички! Решила показать Вам дидактические игры, которые использую в своей работе для закрепления знаний детей жанров.

Фотоотчет «Творческая мастерская августа»Фотоотчет «Творческая мастерская августа» Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей детей. Мы продолжаем творить и наслаждаться нашим северным летом! Наше лето.

Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями» Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они.

Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования барьерной живописи в подготовительной группе «Зимний пейзаж»Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования барьерной живописи в подготовительной группе «Зимний пейзаж» Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию в подготовительной группе. Нетрадиционная техника рисования «Зимний пейзаж» (барьерная.

Макет карточки-задания для учителя по предмету «Изобразительное искусство» в 6 классе. Пейзаж в русской и советской живописи Вид занятий: беседы по искусству. Тема урока: «пейзаж в русской и советской живописи». Задание: Проанализируйте содержание художественных.

Проект «Творческая мастерская»Проект «Творческая мастерская» Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у.

Творческая мастерская «Букеты для мам»Творческая мастерская «Букеты для мам» Рукотворных цветов, мы букет соберем. Лепесток к лепестку, мы для вас подберем. Из наших ладошек, цветные букеты. Они все для ВАС! Ведь,.

Творческая мастерская «Летний букет»Творческая мастерская «Летний букет» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию еще одну поделку нашей творческой мастерской "Летний букет". В Воронеже испортилась погода.

Творческая мастерская «Солнечные зайчики»Творческая мастерская «Солнечные зайчики» Творческая мастерская «Солнечные зайчики» Программные задачи: • Закрепить у детей старшего дошкольного возраста представления о чувствах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческая мастерская «Пейзаж как жанр живописи»
Опубликовано: 3 марта 2022 в 12:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческая мастерская «Пейзаж как жанр живописи»» (включая файлы) размещена пользователем марина перова (УИ 1149919) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД