Анна Бочарникова
Творческая лаборатория «Город мастеров».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить представления детей о русском народном творчестве – старооскольской глиняной игрушке. Совершенствовать чёткость дикции детей, используя чистоговорки и потешки, развивать речевое дыхание. Учить создавать выразительные образы, подражая творчеству народных мастеров; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать у детей интерес, уважение к творчеству мастеров родного края.
Материалы и оборудование: старооскольские глиняные игрушки, глина, стеки, доски, салфетки, краски, кисти, баночки с водой, подставки для кистей; игрушки, вылепленные детьми ранее; «карусель».
Публикация «Творческая лаборатория „Город мастеров“,» размещена в разделах
Ход мероприятия.
Дети входят в группу. Воспитатель в русском костюме встречает детей:
- Здравствуйте, гости дорогие! Очень рада видеть вас в Городе Мастеров. Я – хозяйка этого города – Кудесница. Вы в нашем городе впервые и, наверное, не знаете, что с ним случилось… Послушайте нашу быль:
Давным – давно это было. Тогда русская земля славилась мастерами и они славили землю русскую своим трудом. Мастер – значит мастеровой, умелый, в мастерстве удачливый, ловкий, в труде счастливый. Много мастеров было в нашем городе : кузнецы ковали подковы на счастье, вышивальщицы вышивали полотенца дивным узором, гончары лепили расписную посуду из глины, кружевницы плели белоснежное кружево как морозный узор, но пришёл злой волшебник и заколдовал наш чудесный город и все ремёсла угасли. Остались вот одни глиняные игрушки, да и то мастеров нет…
- Дети, помогите мне разрушить чары злого волшебника и возродить наш Город Мастеров. Присядьте на лавочку и попробуйте посвистеть в игрушки, может быть это поможет нашему городу? (Дети свистят в игрушки.)
- Давайте попробуем посвистеть по-другому: тихо, громко, долго, коротко, с переливами. (Дети выполняют задание).
Воспитатель (с огорчением) :
- Нет…Не помогло…А давайте вспомним всё, что мы знаем об этих игрушках. А я вам помогу.
- Как называются эти игрушки?
Дети:
- Это старооскольские глиняные игрушки.
Воспитатель:
- Кто расскажет последовательность изготовления игрушек?
Дети:
- Их лепят из глины, обжигают в печи, а потом расписывают.
Воспитатель:
- Вспомните, кто лепил такие чудесные игрушки?
Дети:
- Такие игрушки лепили Гончаровы Ольга Михайловна и Наталья Михайловна.
Воспитатель:
-Какие вы молодцы! Хоть вы помните о мастерах нашего города.
А первые игрушки лепили мастера – гончары много – много лет тому назад и были они для древних людей оберегами. Что значит беречь, оберегать.
Давайте скажем все вместе: «оберег».
Как вы думаете, от чего оберегали игрушки людей?
Дети:
- Раньше люди считали, что игрушки оберегают их от болезней, злых духов, нечистой силы.
Воспитатель:
- А вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а отгадки поищите среди игрушек. Первая загадка:
- Пёстрая крякушка
- Ловит лягушек,
- Ходит вразвалочку
- Спотыкалочку. (утка). (Дети находят утушку.)
- Кто хочет рассказать, что означала эта игрушка для древних людей?
Дети:
- Утушка – символ очистительной силы воды.
Воспитатель:
- Как вы думаете, почему так люди считали?
Дети:
- Потому, что уточка плавает в воде и люди считали, что эта игрушка очищает воду.
Воспитатель:
- А вот ещё одна загадка: Посреди двора
Стоит копна.
Спереди – вилы,
Сзади – метла. (корова) (Дети находят игрушку.)
Дети:
- Корова – символ плодородия и могущества, символ быстрого роста и здоровья.
Воспитатель:
- А почему древние люди считали корову символом быстрого роста и здоровья?
Дети:
- Потому, что корова даёт молоко, и от него дети быстро растут и не болеют.
Воспитатель:
- А эта загадка о ком?
- Хозяин лесной
- Просыпается весной,
- А зимой под вьюжный вой
- Спит в избушке снеговой. (медведь)
(Дети достают игрушку)
Дети: - Медведь – символ пробуждения природы и могущества.
Воспитатель:
- А что это означает?
Дети: - Древние люди считали медведя самым большим и сильным зверем.
Воспитатель:
- Он ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Кто игрушку отгадает,
Тот в неё и поиграет. (конь)
Дети: Конь – символ солнца.
Воспитатель:
- А эта загадка самая трудная:
У этой фигурки 6 ног, 2 головы
Одна везёт, а другая едет на ней. (всадник)
Дети: - Всадник – это фигурка мужчины с военной выправкой на коне, а Старый Оскол в те времена был городом воинов.
Воспитатель:
- Ай – да молодцы! Вот так порадовали вы меня нынче! А теперь проходите в нашу мастерскую. Там давно уже никто не мастерил. Но чтобы попасть в мастерскую, надо произнести заклинание:
- Чок – чок! Щёлк – щёлк!
Открывается замок!
и пощёлкать пальцами.
(Дети повторяют заклинание).
Воспитатель:
- Проходите, посмотрите – ка, здесь и не расписанные игрушки, и краски, и глина: всё необходимое для работы. Может быть вы тоже будете мастерами?
А вы умеете лепить и расписывать старооскольские игрушки? Тогда давайте
попробуем. Только вы не торопитесь.
Расскажите вначале, какие цвета использовали старооскольские мастера при росписи игрушек?
Дети: - Старооскольские мастера использовали красный, синий, зелёный и немного чёрного цвета.
Воспитатель:
- А что означают элементы росписи?
Дети:
- Прямая линия – это земля; волнистая – вода; точки – капельки, дождь; веточка – дерево и т. д.
Воспитатель:
- Молодцы! А теперь подумайте, что вы будете делать?
(Дети выбирают себе задание).
- Давайте перед работой разомнё м пальчики вот так:
Всё что только захотим Дети растирают пальцы рук.
Мы из глины смастерим.
Кусочек глины разомнём, Сжимают и разжимают пальцы рук.
Лепить игрушку мы начнём. «Лепят».
Слепим, пригладим, Гладят поочерёдно одну руку
На полочку посадим, другой.
Чтоб игрушка подсыхала, Машут ладонями рук.
Чтоб игрушка оживала.
А чтоб игрушка была рада, Хлопают в ладоши.
Нам украсить её надо.
Воспитатель:
- А чтобы игрушка получилась хорошо и быстро, будем приговаривать волшебные слова:
Ло-лу-ла-лю – игрушку я люблю,
Ла-ло-лу-лю – игрушку я леплю,
Шо-шу-ши-ша – игрушка хороша.
Ши-шо-шу-ша – лепим неспеша.
Дети приступают к работе. По ходу работы помогаю детям советом, поощряю удачные решения, задаю детям вопросы, предполагающие в ответах согласование существительных и прилагательных, использование предлогов.
По окончании работы «город оживает» : звучит музыка, крутится «карусель»,
выходят «мастерицы» в русских костюмах и садятся к прялке, кружевной подушке, вышивке, керамике и начинают «работать».
- Вот и ожил наш Город Мастеров. А ожил он потому, что вы теперь тоже стали мастерами, хоть пока и маленькими. А сейчас я покатаю вас на нашей карусели, а вы расскажете о своих игрушках после того, как прокатите их на карусели.
Дети катаются на карусели с игрушкой. (Звучит музыка Д. Кабалевского «Утка»)
Дети: - Уточка – красавица
По речке плыла,
А за ней ребята –
Пёстрые ребята.
Воспитатель:
- Кто хочет рассказать об утушке? Кому понравилась эта работа?
Дети поочерёдно рассказывают о понравившихся работах.
(Звучит музыка М. Раухвергера «Конь»)
Дети катаются на карусели. Карусель останавливается.
Дети: - Посмотрите, как живой
Конь красивый, расписной!
Воспитатель:
- Дети, вам нравится конь? Кто хочет рассказать о нём?
Дети рассказывают о понравившейся работе.
(Звучит музыка В. Ребрикова «Медведь»). Дети катаются на карусели.
Дети: - Цок! Цок! Конь живой
С нарезною гривой.
Вот какой красивый!
Даю оценку детским работам.
- Спасибо вам, дети, помогли мне разрушить чары злого волшебника. Теперь наш город ожил : зашумела прялка, загремели кружевницы коклюшками, запели песни вышивальщицы.
А вы нас не забывайте
И почаще навещайте!