Татьяна Звегинцева
Творческая игра в социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Публикация «Творческая игра в социализации дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Для этого в квартире, где проживает ребёнок, должна быть оформлена игровая зона, необходимо наличие настольных игр, сюжетно-ролевых игр.
Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в “дочки-матери”…При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, “примеряет” на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Дети от 5 до 6 лет: Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Игровой замысел устойчивый, развивающийся, динамичный. Проявляется высокий уровень игрового творчества, возникает длительная перспектива игры. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Игры детей 5-6 лет (четвертый год обучения)
Педагогические действия:
- продолжаем формировать у детей умение выполнять в логической последовательности несколько действий, входить в игровую ситуацию, выбирать роль и действовать до конца игры в соответствии с ролью и сюжетом;
- учим предварительно планировать этапы будущей игры, подбирать необходимые атрибуты; действовать с воображаемыми предметами, обозначая их словом-названием;
- совершенствуем умение детей составлять сюжет;
- проводим разнообразную подготовительную работу перед проведением сюжетно-ролевой игры (экскурсии, рассматривание иллюстраций и т. д.);
- учим игровым действиям и укреплению взаимоотношений между двумя действующими лицами в игре (врач – пациент, продавец – покупатель) и между двумя действующими лицами, одно из которых обобщённое, а другое одиночное, но оба объединены одним игровым сюжетом (водитель – пассажиры, воспитатель – дети);
- побуждаем детей к речевым отношениям в ходе игры (просьбы, объяснение действий, определение отношения к игре, персонажам);
- учим развивать игровой сюжет, укреплять взаимоотношения между тремя действующими лицами (кассир, продавец, покупатель).
Примеры некоторых из игр:
«Автобус». Задачи: знакомить детей с ролью водителя, передавать особенности его деятельности через игровые действия; учить создавать условия для развития игрового замысла; воспитывать культуру поведения в общественном месте.
«Праздник ёлки». Задачи: учить выполнять игровые действия по словесной инструкции воспитателя, согласовывать с замыслом партнёров игровое поведение; создавать праздничное настроение.
«Детский сад». Задачи: учить в игровой форме отображать жизнь детей в детском саду; совершенствовать в игре умение развивать исходный сюжет, вступать во взаимоотношения с действующими лицами, разнообразить игровые действия.