Татьяна Стрельникова
Турнир между детьми и родителями «Грамоте учиться — всегда пригодится!»
▼ Скачать + Заказать документы
Грамоте учиться — всегда пригодится!
Цели:
- закрепление материала фронтальных форм организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и подготовке к обучению грамоте;
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия (звуко-слоговой анализ слов);
- развитие внимания и логического мышления;
- формирование познавательного интереса к обучению грамоте;
- формирование умения работать и общаться в коллективе сверстников и взрослых;
- практическое обучение родителей подбору игр и упражнений для развития речи детей;
Публикация «Турнир между детьми и родителями „Грамоте учиться — всегда пригодится!“» размещена в разделах
- формирование доброжелательных отношений между родителями, педагогами и детьми.
Оборудование:
Указка, ковролин, магнит, карточки со схематическим изображением слова, карточки со звуковыми схемами, карточки с ребусами, анаграммами, метаграммами, призовые жетоны, надписи: «РОДИТЕЛИ», «ДЕТИ», дипломы, медали, сладкие призы.
Содержание.
Название турнира «Грамоте учиться – всегда пригодится!». Музыкальное сопровождение – песня «Чему учат в школе». На ковролине надписи «ДЕТИ», и «РОДИТЕЛИ».
- Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы проведём турнир между детьми и родителями, который называется: «Грамоте учиться - всегда пригодится!», есть такая старинная русская пословица. В этом турнире–соревновании не только дети покажут, чему они научились в этом году, но и взрослые продемонстрируют свои познания в русском языке.
Турнир будет состоять из 8 туров и за каждый тур команды детей и родителей могут получить призовой жетон. Победителем турнира станет команда, набравшая большее количество жетонов. Итак, начинаем!
- Наш турнир начинает тур «Один звук – много слов!». Дети и родители будут по очереди подбирать слова на определённый звук. Отвечать могут все участники команд.
(на половине «ДЕТИ» - полоска – схематическое изображение слова - с буквой «К» в начале и картинка «колокольчик»; на половине «РОДИТЕЛИ» - полоска с буквой «Ф» в начале и картинка «факел»).
- Дети называют слова со звуком «К» в начале слова, например, колокольчик, а родители – со звуком «Ф», например, факел. Обращаю Ваше внимание, что данные согласные звуки должны быть твёрдые! (по результатам тура команда, назвавшая больше слов, получает призовой жетон, который прикрепляется на ковролин под надпись «ДЕТИ» или «РОДИТЕЛИ»; жетоны могут получить и обе команды одновременно).
- Второй тур называется: «Слово делится на слоги, как на дольки апельсин…». Дети и родители будут по очереди подбирать слова с определённым количеством слогов. Напоминаю правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов!».
(на половине «ДЕТИ» - полоска, разделённая на две части – схематическое изображение слова из двух слогов и картинка «море»; на половине «РОДИТЕЛИ» - полоска, разделённая на четыре части – слово из четырёх слогов и картинка «балерина»)
- Дети называют слова, состоящие из двух слогов, а родители – слова из четырёх слогов (по результатам тура команда, назвавшая больше слов, получает призовой жетон).
- Третий тур называется: «Звуковые модели». Участники команд должны будут подобрать как можно больше слов к заданным звуковым схемам.
(на половине «ДЕТИ» - звуковая схема: синий квадрат (твёрдый согласный звук, красный квадрат (гласный звук, синий квадрат и картинка «дом»; на половине «РОДИТЕЛИ» - звуковая схема: зелёный квадрат (мягкий согласный звук, красный квадрат, синий квадрат, красный квадрат и картинка «мята»)
- Дети называют слова, подходящие к данной трёхзвуковой схеме, например, «дом», а родители – слова, подходящие к четырёхзвуковой схеме, например, «мята» (по результатам тура команда, назвавшая больше слов, получает призовой жетон).
Физкультминутка
- Уважаемые взрослые и ребята, вам предлагается отдохнуть, станцевать весёлый танец. Внимательно смотрите на меня, повторяйте за мной движения, сначала в медленном, потом в быстром темпе! (физкультминутку может провести ребенок).
Эй, ребята, что вы спите!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все – в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Шаг назад и два вперед!
Вправо, влево поворот!
Покружимся. Повернемся!
Снова за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок!
Станет тесным наш кружок!
Покружились, потолкались,
Повернулись… разбежались!
- Следующий тур нашего турнира называется : «Весёлые ребусы», и участникам команд предлагается их разгадать.
- Итак, какие слова здесь зашифрованы? (по результатам тура команда, правильно отгадавшая ребус, получает призовой жетон, жетоны могут получить и обе команды одновременно)
- Нас ждёт пятый тур, который называется загадочным словом «Метаграммы». Для того, чтобы узнать новое слово, нужно заменить одну букву на другую.
(на половине «ДЕТИ» - надпись «танки»; на половине «РОДИТЕЛИ» - надпись «билет»)
- В данных метаграммах нужно заменить одну букву на другую букву в словах (когда участники команд выполнят задание, появляются картинки - отгадки: у детей – «санки», у родителей – «жилет»; по результатам тура команда, разгадавшая метаграмму, получает призовой жетон).
- Шестой тур называется не менее загадочным словом «Анаграммы», они разгадываются путём перестановки букв в словах.
(на половине «ДЕТИ» - надпись «кабан» с разными по величине буквами; на половине «РОДИТЕЛИ» - надпись «актёр» с буквами одинаковой величины)
- Поменяйте в этих словах буквы местами, чтобы получились новые слова. Для детей – подсказка: расставляйте буквы в слове по величине, от самой большой к самой маленькой (когда участники команд выполнят задание, появляются картинки - отгадки: у детей – «банка», у родителей – «тёрка»; по результатам тура команда, разгадавшая анаграмму, получает призовой жетон).
Физкультминутка
- Дорогие родители и дети, вам предлагается отдохнуть, немного подвигаться. (физкультминутку проводят родители)
- Следующий, седьмой тур называется: «Буквы потерялись». Вам будут предложены слова с пропущенными буквами. Вы должны догадаться, каких букв не хватает и назвать слово.
(на половине «ДЕТИ» - надпись «му. аве.»; на половине «РОДИТЕЛИ» - надпись «. ел. с.. е.»)
- Итак, команды готовы назвать слова? (когда участники команд выполнят задание, появляются картинки - отгадки: у детей – «муравей», у родителей – «велосипед»; по результатам тура команда, разгадавшая загаданное слово, получает призовой жетон).
- Уважаемые участники команд! Наш турнир подходит к концу и последний, решающий тур называется: «Три ошибки». Сначала детям, а потом родителям, будут даны предложения, в которых допущены три ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их.
(на половине «ДЕТИ» предложение, написанное крупным шрифтом «мама дала ване лыжи» и сюжетная картинка «Женщина с мальчиком катаются на лыжах»)
- Ребята, внимательно прочитайте предложение и назовите три ошибки в его написании и оформлении (дети должны увидеть, что имя «Ваня» написано с маленькой буквы, начало предложения написано с маленькой буквы и в конце предложения не поставлена точка. Если найдены все три ошибки – команда получает призовой жетон).
(на половине «РОДИТЕЛИ» предложение, написанное крупным шрифтом «Бабушка завизала внучьке банты.», в каждом слове которого поставлено ударение, причём в слове «банты» оно поставлено не правильно, на звук «ы» и предметная картинка «Девочка с бантами на голове»)
- Уважаемые взрослые, назовите три ошибки в этом предложении (Родители должны сказать, что допущены ошибки в словах «завязала», «внучке» и не правильно поставлено ударение в слове «банты». Если найдены все три ошибки – команда получает призовой жетон).
(итог турнира – счет жетонов, картинка «Родители обнимают своих детей», надпись «Все молодцы!»; музыкальное сопровождение – песня «Чему учат в школе»).
- Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Турнир «Грамоте учиться – всегда пригодится!» завершён. Вы все молодцы! Наши ребята много трудились на протяжении всего учебного года, многому научились. Прекрасные результаты показали сегодня и родители! Я желаю, чтобы Вы и в дальнейшем во всём поддерживали своих детей, сопровождали их во время всего школьного обучения. А детям желаю в школе новых открытий и хороших друзей!
Команда детей награждается Дипломами «По дороге к Азбуке» и медалями. Обе команды награждаются сладкими призами.