Папки-передвижки

Трудовые навыки у детей с РАС

Алла Моисеева
Трудовые навыки у детей с РАС

Актуальность: Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Особенно важна роль трудовой деятельности в воспитании детей с РАС. Общественно-социальное значение труда детей с РАС связано с его воспитательным воздействием на личность. Ребенок с РАС, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду. Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания, поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работы с родителями по данному вопросу: такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д. Большинство родителей не привлекают ребенка к посильному совместному труду. Не дают возможность действовать самостоятельно, делают за него то, что он может сделать сам. Ребенок, в принципе овладевший необходимым навыком, не исполняет указаний взрослого. Детям с РАС нелегко осваивать трудовые навыки, потому что ребенок не в полном объеме владеет своим телом. Им мешают нарушения мышечного тонуса, мелкой моторики, общая моторная неловкость. У таких детей часто наблюдаются проблемы с координацией движений. Для них требуется коррекционно-развивающее обучение, многократное повторение инструкций и применение визуальных подсказок для их выполнения. Важно организовать ситуацию успеха ребенка, обеспечить его стимулирующей поддержкой (это может быть пищевое подкрепление, жетон, игра с любимой игрушкой, поглаживание по голове, чтобы возникло ощущение безопасности и уверенности в своих собственных силах. Цель: формировать у младших дошкольников положительное отношение к труду. Задачи трудового воспитания у детей с РАС включают :

Публикация «Трудовые навыки у детей с РАС» размещена в разделах

1. Сформировать предпосылки к трудовой деятельности.

2. Воспитывать положительное отношение к труду.

3. Обучить простейшим трудовым умениям и навыкам.

4. Воспитать интерес к труду, трудолюбию и самостоятельности.

5. Прививать навыки самообслуживания.

В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Именно поэтому в график аутистов так важно вводить домашние обязанности. Иногда они даже с успехом заменяют самую эффективную альтернативную терапию. При правильно построенной мотивации, своеобразного приза за труд, малыш будет быстрее переходить к новому этапу развития. Но с аутистами такое срабатывает далеко не всегда. У них много фобий, они быстро устают, не любят работать в команде. А во многих случаях, еще и обладают проблемами интеллектуального развития. Однако это не мешает давать им подходящие задания. Но начинать следует с малого. То есть, развивать простейшие навыки самообслуживания. Да, это мелочи, но они реально облегчат в будущем вашу жизнь, если до сих пор вы это делаете за ребенка. Далее, усложняйте задачи. Малышу можно поручать: поливать цветы в комнате, кормить домашних животных, подметать пол, протирать пыль, убирать за собой игрушки, рисовальные принадлежности. В общем, все те же простые дела, с которыми он точно справится. Малыш может в конце - концов отказаться от выполнения каких-либо действий. И расстраиваться не нужно. Аутисты быстро пресыщаются и устают. Зато полученный навык точно останется в закрепленных и при необходимости либо желании, ребенок его повторит в будущем. Перед тем как приступить к обучению или выработке какого-либо навыка необходимо оценить состояние ребенка, выделить его слабые стороны, и главное сильные, на которые вы будете опираться в своей работе. В норме ребенок многому учится, наблюдая за взрослым и подражая его действиям. При этом малыш действует методом проб и ошибок, неутомимо совершенствуя свои навыки. Ребенок с РАС не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать себя потребуют от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения. При обучении ребенка стереотипам поведения в быту следует соблюдать следующие правила:

—требовать от ребенка выполнить какое-либо действие допустимо только в том случае, если он это может, и вы об этом точно знаете;

—соблюдайте принцип «от простого к сложному»;

—обучение требует постепенности, не старайтесь обучить всему сразу;

при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, направляйте по верному пути, предупреждая ошибки;

—все взрослые, которые участвуют в обучении ребенка навыку, должны действовать в одном ключе (повторение одних и тех же шагов, схема действий должна быть во всех случаях одинаковой. Для выработки стереотипов поведения рекомендуется следующая последовательность:

1. Сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием, подключая ребенка лишь на самые легкие операции (при этом можно действовать руками ребенка).

2. Взрослый начинает, выполняя сложные действия, а ребенку предлагается закончить легкий этап работы.

3. Постепенно помощь взрослого уменьшается, а действия ребенка увеличиваются и усложняются.

4. Ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием (нужно быть готовыми к тому, что ребенку еще долго будет необходима ваша помощь в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего привычным действия он все равно будет спрашивать вашего разрешения, словно сверяясь снова и снова, правильно ли он действует). По принципу «от простого к сложному» вначале усваивается упрощенный вариант стереотипного поведения в определенной бытовой ситуации. Когда же такой вариант усвоен, можно приступать к его усложнению. Например, когда ребенок научится более или менее аккуратно есть, сидя за столом, можно приучать его убирать за собой посуду — отнести и поставить в мойку грязную тарелку. Затем — учить помогать маме накрывать на стол, мыть посуду после обеда и т. д. Обычно стереотип, сформированный у ребенка с РАС, жестко связан с конкретной ситуацией и обстановкой. Это лишает ребенка возможности использовать навык в других обстоятельствах. Так малыш, который уже усвоил навыки опрятности, в гостях может не попроситься в туалет, откажется кушать в кафе, не захочет снять ботинки в чужой квартире. Родителям нужно специально организовывать ситуации, в которых ребенок сможет учиться применять приобретенные ранее навыки. Для этого необходимо использовать походы в гости, кафе, театр. Постарайтесь, чтобы ребенок поел в гостях или по крайней мере сел за стол. Сделайте регулярными посещения кафе неподалеку от дома и используйте эту ситуацию для обучения ребенка поведению в общественном месте. Приглашайте в гости знакомых детей, навещайте вместе с ребенком друзей и знакомых. Конечно, при этом надо помнить об особенностях психики детей и соблюдать осторожность. Для этого:

— готовьте ребенка к новому заранее;

— новые ситуации и впечатления должны возникать постепенно;

— в новой и поэтому сложной для ребенка ситуации будьте «вместе» с ним, старайтесь контролировать ситуацию, помогайте, подсказывайте, поддерживайте.

Очень часто вслед за трудностями приходят положительный результат и удовлетворение, и это тем более ценно и приятно, что во всё м мире признано: работа с ребёнком с РАС – едва ли не самое сложное, что есть в современной специальной педагогике. Примеры упражнений, которые помогут ребенку освоить необходимые навыки.

Упражнение-собирать игрушки, норма освоения 3-4 года. Приучайте ребенка к уборке, постепенно вовлекая в свою деятельность. Собирая игрушки перед ребенком, оставьте 2-3 не убранными, попросите его помочь вам, сложить их в корзину, если ребенок не реагирует на вашу просьбу, сделайте это его руками. В следующий раз сокращайте вашу помощь и постепенно увеличивайте количество неубранных игрушек. Старайтесь выбирать время для уборки перед любимым занятием малыша, стимулируя его к активности. «Соберем игрушки и покатаемся на мяче, или пойдем гулять» и т. д. Вырабатывайте своеобразный режимный ритуал, тогда убирать вещи войдет у ребенка в привычку, и не будет вызывать негативных эмоций.

Упражнение-застилать постель, норма освоения 5-8 лет. Утром после пробуждения застилайте кровать перед ребенком. Оставьте один угол не накрытым и предложите ребенку поправить покрывало, натянув один угол, если ребенок не реагирует на просьбу, сделайте это его руками. Когда ребенок освоит этот навык, оставляйте подвернутыми два угла кровати постепенно побуждая заправлять нижнюю или верхнюю часть кровати. Постепенно ребенок научиться делать это самостоятельно.

Упражнение-накрываем на стол, норма освоения в 4-5 лет. Используйте шаблоны для столовых приборов, для этого возьмите картон и обведите черным маркером используемые приборы так, чтобы силуэт каждого остался на картоне. Сделайте столько копий, сколько в семье человек. Если ребенок умеет читать подпишите каждую салфетку, если нет наклейте фото. Заламинируйте каждую салфетку для более длительного использования. Используя такие заготовки, ребенку будет интересно помогать вам на кухне. Старайтесь вовлекать ребенка в совместную деятельность по дому. Несмотря на кажущуюся беспомощность ему посильны очень многие вещи, так в магазине, ребенок может везти тележку, складывать в нее продукты, выкладывать на ленту, нести «свои» продукты в отдельной сумочке, доставать продукты из пакетов и выставлять на стол дома; помогать вам с уборкой, например, пылесосить маленькие коврики, вытирать пыль, относить и складывать вещи в стиральную машину или корзину для белья, убирать посуду со стола, поливать цветы и мн. др. По мере взросления список дел ребенка должен расширяться. Опыт показывает, что если набраться терпения и соблюдать необходимые условия и правила, то со временем в привычной ситуации ребенок сможет стать более или менее самостоятельным в обслуживании себя, научится взаимодействовать с другими членами семьи, в случае необходимости просить их о помощи. А четкий распорядок дня, мудрый и добрый уклад жизни семьи создадут у ребенка ощущение надежности и безопасности окружающего мира, что поможет осваивать его дальше и использовать свои умения в новых ситуациях. Предоставляя ребёнку больше самостоятельности, он быстрее приобретёт эти навыки. Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Полезные навыки»Консультация для родителей «Полезные навыки» Многих родителей волнует вопрос, с какого возраста надо учить своего ребенка владению ножницами? Начинать обучение по вырезыванию можно.

Фотоотчет о занятии по ЗОЖ «Культурно-гигиенические навыки детей 4–5 лет»Фотоотчет о занятии по ЗОЖ «Культурно-гигиенические навыки детей 4–5 лет» В нашем детском саду каждый месяц реализуется проект. Мы с детьми выбрали нашу любимую тему по личной гигиене. Изучили материал и разделили.

Фотоотчет театральной недели «Культурно-гигиенические навыки детей»Фотоотчет театральной недели «Культурно-гигиенические навыки детей» С целью формирования культурных ценностей, гигиенических навыков и умений у детей дошкольного возраста, их нравственного воспитания, в апреле.

Фотоотчет «Трудовые будни в младшей группе или как сделать из старого грузовика мусоровоз»Фотоотчет «Трудовые будни в младшей группе или как сделать из старого грузовика мусоровоз» Уважаемые коллеги! В первый день зимы наш город и наш детский сад засыпало за одну ночь листьями. Досталось немало листвы и площадке младшей.

Развиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольниковРазвиваем навыки общения. Коммуникативные игры для дошкольников Из публикации Оксаны Столь узнала о том, что 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (.

Консультация для педагогов «Организация труда, трудовые поручения в средней группе»Консультация для педагогов «Организация труда, трудовые поручения в средней группе» Программа детского сада предусматривает в младшем возрасте воспитывать у детей интерес к труду. В средней группе трудовая деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовые навыки у детей с РАС
Опубликовано: 20 июля 2024 в 16:50
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовые навыки у детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Алла Моисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД