Татьяна Дзюба
Трудовое воспитание в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание в младшей группе - цели и задачи.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.
Публикация «Трудовое воспитание в младшей группе» размещена в разделах
Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Главная цель воспитания трудолюбия — формирование психологической, практической готовности маленького человека к труду. Трудовое воспитание очень тесно связано с гражданским, нравственным, оно формирует фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, самодеятельности, других сферах деятельности. Является составляющей морального становления личности.
Задачи:
1. Сформировать предпосылки к трудовой деятельности (формирование трудовых навыков, формирование компонентов деятельности, формирование общественных мотивов труда).
2. Воспитать положительное отношение к труду взрослых (формирование интересов к труду взрослых, воспитания уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда, воспитание стремления оказывать посильную помощь).
3. Воспитать личность ребёнка (воспитание личностных черт самостоятельности, ответственности, инициативности; воспитание трудолюбия привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд; воспитание положительных взаимоотношений между детьми дружбы, взаимопомощи, заботы о товарищах).
В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.
Положительная оценка взрослого даже не больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребёнку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.
Как организовать трудовую деятельность в этом возрасте?
Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме. Объективные результаты участия в трудовом процессе малышей малозначимы, но субъективная роль огромна.
Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности:
1. В сюжетно-ролевой игре : покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни.
2. С помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
3. С помощью дидактических игр: «Кому это нужно» — показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения; «Что хочет делать кукла?» — обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы; «Для чего это нужно?» — на основе изображений дети отгадывают действия.
В младшем дошкольном возрасте малыши становятся более активными, пытаются выражать свое желание самостоятельно выполнить задание. Но дети такого возраста быстро утомляются, отвлекаются, поэтому не стоит давать непосильные поручения.
Основные нюансы:
1. Трудовое воспитание должно иметь ситуативный характер, требование к заданиям – простота и понятность для трехлетнего малыша.
2. Обязательное условие – поощрять любые успехи, хвалить.
3. Воспитатель должен объяснять цели всех действий, анализировать результаты, чтобы малыш мог понять важность своих действий.
4. Ребенку интересно следить за работой взрослых. Простым действиям он обучается на примере взрослого. Затем стоит многократно и точно отображать то же действие с малышом, комментируя каждый шаг.
Ребята с радостью выполняют просьбы, но не стоит переусердствовать – достаточно поручить убрать конструктор или поставить книжки на полку.