Пауль Светлана Анатольевна
Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать +Заказ
Трудовое направление воспитания в соответствии с ФГОС модуль «Я люблю трудиться» в рабочей программе воспитания дошкольн иков
• Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов (А. С. Макаренко).
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
• Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания (А. С. Макаренко).
• Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
• В. А. Сухомлинский: "Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей занимают первое место.
Труд - центральное социальное явление. Конечно же, труд взрослых существенно отличается от труда детей. Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.
Объективная оценка результатов труда ребенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда прилагает истинное трудовое усилие. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен :
- показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни;
- предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.
«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Данный модуль делится на 2 подраздела
Подраздел самооблуживания и приобщение к доступной трудовой деятельности.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания:
• Младший возраст - дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)
• Средний возраст - усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к само обслуживающему труду.
• Старший дошкольный возраст - приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в одежде, прическе.
Подраздел Приобщение к доступной трудовой деятельности.
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Особое значение имеет труд в природе для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Здесь обязательно учитываем возрастную специфику:
2-3 года создаем условия для приобщения детей к доступной трудовой деятельности; привлекаем их к выполнению простейших трудовых действий : совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр. ; приучаем поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам; поощряем интерес детей к деятельности взрослых; в этом возрасте обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д., объяснять, зачем он выполняет те или иные действия;
В 3-4 года во второй половине года начинать формировать навыки, необходимые для дежурства по столовой (раскладывать ложки, расставлять хлебницы, салфетницы и т. п.);
-способствуем развитию у детей желания помогать взрослым и выполнять элементарные трудовые поручения : поливать комнатные растения, сажать лук, сеять крупные семена, счищать снег со скамеек, подкармливать зимующих птиц и пр. ; воспитываем уважительное, бережное отношение к результатам своего труда, труда и творчества сверстников (рисункам, поделкам, постройкам и т. п.);
Обращаем внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, которые помогают ему трудиться;
-побуждаем оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
В 4-5 лет формируем ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо); воспитываем умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; знакомим детей с профессиями близких людей, подчеркивать значимость их труда; формируем интерес к профессиям родителей.
В 5-6 лет знакомим детей с наиболее экономными приемами работы; воспитываем культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
-поддерживать инициативу детей при выполнении посильной работы (осенью — уборка овощей на огороде, сбор семян, пересаживание цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — сгребание снега к стволам деревьев и кустарникам, выращивание зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы, посадка корнеплодов, создание фигур и построек из снега; весной — посев семян овощей, цветов, высадка рассады; летом — рыхление почвы, поливка грядок и клумб);
-учим оценивать результат своей работы (с помощью взрослого);
-воспитывать уважение к результатам труда и творчества сверстников;
-расширять представления детей о труде взрослых, результатах их труда, его общественной значимости;
-формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека;
-прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
В 6-8 лет мы видим детей способных реализовывать себя в разных видах труда и творчества; желающих участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремящихся быть полезными окружающим; умеющих самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь; имеющих интерес к труду в природе.
Формы организации труда дошкольников
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно - два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.).
В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.
Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания : он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
В своей группе мы столкнулись с низким уровнем развития мотивации трудовой деятельности у дошкольников. В ходе реализации проекта интеграция происходила во все образовательные области:
• Рассматривание иллюстраций, экскурсии – наблюдения (целевое посещение прачечной, медицинского кабинета);
• беседы с детьми «Кто у нас в группе трудолюбивый», «Труд воспитателя и младшего воспитателя»; о труде дворника, о его рабочем инвентаре; «Кто у вас в семье готовит пищу?», «Трудиться – всегда пригодится!», «Какие профессии мы знаем?».
• Дидактические игры: «Можно-нельзя», «Угадай по описанию», «Найди пару», «Что для чего», «Кому что нужно для работы?», «Угадай, что я делаю», игра «Кем быть»
• Чтение художественной литературы:
• Знакомство с пословицами о труде;
• Отгадывание загадок о профессиях, об инструментах и орудиях труда.
• Упражнения на координацию речи с движением:«Помощники», Машина каша», «Маляры», «Повар», «Мы – ребята-мастера», Мамины помощники», «Мои умелые руки».
• Беседы: «Почему важно, чтобы в группе был порядок», «Зачем нужно трудиться», «Чистота – залог здоровья», «Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде», «Всему своё место».
• Сюжетно-ролевые игры: «Мы занимаемся», «Что же мы купим для детского сада»; «Наша няня заболела», «Маленькие помощники»; «Поликлиника», «В аптеке», «Если ты заболел»; «Как мы убирали свой участок»; «Учимся варить кашу», «Как мы кормим наших кукол», «Встречаем гостей», «Детский сад», «Делаем уборку», «Магазин», «Кафе» и др.
• Рисование «Нарисуй свою воспитательницу»; «Я хочу быть здоровым»; «Профессия моей мамы», «Кем я хочу стать, когда вырасту». Лепка «Чашка с блюдцем для наших поваров».
• Трудовая деятельность : «Заправим постель», «Накрываем на стол», «Поливаем растения», «Подготовка к занятию», «Убираем после занятия», «Ремонт книг», «Мытье игрушек», «Собираем игрушки», «Уход за растениями».
• Подвижная игра «Мы руки поднимаем», «Слышим - делаем»; «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».
• Игровые упражнения: «Застегни пуговицы», «Кто вымоет руки и не брызнет ни одной капли на пол», «Повесим аккуратно полотенце».
• Игра-соревнование: «Кто быстрее и аккуратнее разложит вещи на стульчик», «Кто быстрее соберет игрушки», «Кто аккуратнее заправит кровать».
• Итогом стало проведение викторины «Знатоки профессий» и создание альбома «Труд я мамин берегу, помогаю, как могу!»
Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком) узнают о материалах и их свойствах.