Альбина Хурматуллина
Трудовое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание занимает важное место в жизни каждого из нас. Интерес к работе и необходимые профессиональные навыки должны развиваться с дошкольного возраста. Василий Сухомлинский утверждал, что труд становится великим воспитателем, если он становится частью духовной жизни человека, приносит радость от общения и сотрудничества, стимулирует любознательность и пытливость, вызывает волнение от преодоления трудностей и открывает новые красоты в окружающем мире. Это также помогает пробудить первое гражданское чувство – чувство созидания, без которого невозможно представить жизнь человека [1, с. 29].
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства в процессе трудового воспитания помогает детям оценить красоту результатов работы народных мастеров и развить свои художественные и интеллектуальные способности.
В соответствии с текущим стандартом дошкольного образования, трудовое воспитание не является отдельной образовательной областью в развитии ребенка дошкольного возраста [5, стр. 24]. Вместо этого, оно вплетено в образовательную программу в рамках социально-коммуникативного развития. Однако содержание этой области не отражает полностью возможность ребенка выполнять трудовые действия по отношению к себе и окружающим предметам и объектам. Вместо этого, популярным направлением работы стало знакомство с профессиями, и даже ранняя профессиональная ориентация. Кроме того, совместная работа со взрослыми часто заменяется наблюдением за работой взрослых.
Обучение детей трудовым навыкам не может происходить только через слушание музыки, чтение рассказов или рассматривание картин на рабочую тему. Для формирования конкретных трудовых навыков у детей необходимо проводить специальное обучение. Одно из направлений развития трудовых навыков у детей дошкольного возраста - это использование декоративно-прикладного искусства. Работа руками в этом возрасте предполагает самостоятельное создание поделок с использованием простых инструментов. Этот вид деятельности имеет практическую и полезную направленность. Понимание детьми полезности своего труда существенно влияет на его качество и отношение каждого ребенка к трудовому процессу и его результатам. Ручной и творческий труд, в первую очередь, направлен на удовлетворение эстетических потребностей. Он включает в себя создание поделок из природных материалов, бумаги, дерева и ткани. Этот труд развивает фантазию, творческие способности, а также помогает развивать мелкую моторику рук и воспитывать терпение и настойчивость. Творческий труд в дошкольных учреждениях представлен в двух формах: старшие дети создают поделки и украшают ими помещения к праздникам, оформляют выставки и так далее. [2, с. 35]
Приобщение детей к трудовой деятельности всегда занимало важное место в народной педагогике. Использование декоративно-прикладного искусства традиционно связано с созданием необходимых и полезных предметов быта. В семьях старшие поколения обучают младшие различным трудовым действиям, пока у них не будут «поставлены руки». Главная цель такого обучения - облагораживание окружающей среды.
Декоративно-прикладное искусство в дошкольном возрасте направлено на создание уникальных, но простых поделок, которые могут быть разными по качеству, выражению и фактуре используемых материалов. Чтобы это увлечение не было единичным случаем и показывало практическое применение каждый день, воспитатель должен создать оптимальные условия для творчества каждого ребенка, который хочет проверить свои силы. Выставки детских работ также важны, так как их можно использовать для украшения интерьера, кукольного и живых уголков, сервировки обеденного стола и оформления зала для театрализованных представлений и других мероприятий.
Л. В. Пантелеева и Е. Каменова отмечают ключевую роль воспитателя, который не просто объясняет ребенку, как обращаться с различными материалами, но также систематически и целенаправленно обучает пониманию прекрасного, воспитывает уважение к народным традициям и обычаям [4, с. 17].
Педагог, занимающийся трудовым воспитанием детей дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве, должен:
– научить детей определять эстетические цели замысла поделки как конечный результат своей работы;
– овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, чтобы быть в состоянии передать свой замысел без искажений.
Показывая детям простые методы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками и природными материалами во время занятий лепкой, аппликациями и конструированием, воспитатель решает не только задачи художественного и трудового образования, но и общеобразовательные (учит детей сравнивать, анализировать, проявляет самостоятельность и активность в работе, помогает товарищам, доводит работу до конца, следит за порядком на рабочем месте).
Каждый из видов декоративно-прикладного творчества уникален и обладает особыми качествами, которые оказывают неповторимое влияние на развитие личности ребенка. Поэтому педагогический процесс должен быть организован таким образом, чтобы наиболее полно использовать характерные особенности каждого вида творчества в воспитательных целях.
Таким образом, выбор средств трудового воспитания детей дошкольного возраста требует серьезного подхода. Чтобы вызвать интерес к труду и желание быть похожими на трудящихся, детям необходимо с раннего возраста объяснить, что труд не всегда легок и прост. Используя декоративно-прикладное искусство в трудовом воспитании дошкольников, можно сформировать у детей представление о содержании труда, отношении людей к труду и развивать нравственные качества ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р. С. Буре. - Мозаика синтез; М. ; 2011– 19 с.
2. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду : для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 135 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
3. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников : методическое пособие для педагога детского сада / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 72 с.
4. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду : Учебно-методическое пособие. М. : ИД «Цветной мир», 2011. – 144 с.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL : https://psychology.snauka.ru/2014/10/3734 ( дата обращения: 12.10.2023).
© А. Х. Хурматуллина, 2023