Шамсиева Зариет
Трудовое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание дошкольников.
1. Трудовое воспитание как составная часть материальной культуры
человечества
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у
подрастающего поколения готовности трудиться, стремления и умения
практически участвовать в построении коммунистического общества, процесс
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников» размещена в разделах
формирования коммунистического отношения к труду. Трудовое воспитание
направлено на успешное освоение молодежью трудового опыта, включающего
знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к
труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.
Материальная культура – окружающая человека среда. Материальная
культура создана всеми видами труда человека. Она создает уровень жизни
общества, характер его материальных запросов и возможности их
удовлетворения. Трудовая деятельность играет определяющую роль в
человеческой жизни, в какой бы форме эта деятельность не
совершалась. Именно от нее, прежде всего, зависит существование человека и
общества.
Исходя из общего определения деятельности вообще, а именно: «Деятельность
– динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе
которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического
образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной
действительности. Это форма активности», можно определить, что трудовая
деятельность это система определенных взаимоотношений субъекта
деятельности с обществом в сфере производственных отношений. Причем эти
взаимоотношения активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и
обществу. Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают
опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его
огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки,
проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие
возможности могут быть реализованы только при наличии определенных
условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда
детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности,
участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в
совместной деятельности. При этом главная цель педагога – воспитание у
дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться,
стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими
затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае
необходимости.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших
задач нашего общества. Средства трудового воспитания детей дошкольного
возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений
о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности
труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым
умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в
процессе деятельности положительного отношения к труду и установление
доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами
являются:
ознакомление с трудом взрослых;
обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;
организация труда детей в доступном им содержании.
В педагогическом процессе детского сада все перечисленные средства
используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Содержание же
работы педагога по использованию этих средств значительно усложняется при
учете постепенного роста способности детей к овладению трудовыми навыками.
Своеобразие трудовой деятельности детей.
Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных
ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты
труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его
людей.
Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов труда ребенка
крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе труда испытывает
истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на
удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью
взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него
мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и
радость от достигнутых результатов. Но как же тогда оценивать пусть даже,
небольшое участие дошкольника в труде, ведь отсутствие оценки значительно
снижает желание детей трудиться? И потому возникает необходимость ввести
понятие «субъективная значимость труда», т. е. оценка результата не с точки
зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости,
настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий. Таким образом, при
оценке деятельности ребенка в большей мере следует обращать внимание на его
отношение к делу, желание доставить радость окружающим, сделать что-то
полезное для себя.
Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать
радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет
детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым
становлению детского общества.
В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре
осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру
напоминающие трудовые : в них присутствуют воображаемые трудовые
операции. Но не только этим исчерпывается значение игры, в которой ребенок в
ролевых действиях отражает труд взрослых. Принимая на себя роль взрослого,
он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям:
тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает
эмоциональный подъем, волнение, радость, его чувства соответствуют чувствам
труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.
Процесс игры побуждает ребенка осуществлять трудовые действия, например
купание куклы. Такие действия помогают овладевать первыми трудовыми
умениями. Но порой эти трудовые действия настолько захватывают ребенка, что
он забывает о цели. Так, будучи дежурным, ребенок расставляет розетки с
гуашью, пользуясь подносом. Расставив их на столы, ребенок превращает поднос
в руль и, изображая шофера, «едет» за другой партией розеток. Или становится
рабочим зоопарка, когда ему поручено покормить рыбок, птичку: он
разговаривает с Ними, изображая доктора Айболита, производит нужные
действия, сопровождая их словами, выражающими заботу о своих подопечных.
С другой стороны, игра может стать мотивом, побуждающим к труду. Так,
например, чтобы играть в ручейке, надо сначала смастерить лодочки; чтобы
затеять игру в моряков – сделать бескозырки. Окончание игры также вызывает
необходимость выполнения трудовых действий : построили из кубиков дворец –
надо сложить весь оставшийся материал на полку, закончили играть в лото –
сложить все карточки в коробку, сделали атрибуты для персонажей будущей
игры-драматизации – убрать обрезки цветной бумаги, вымыть кисточки, розетки
из-под клея и т. д. В старшем дошкольном возрасте труд отделяется от игры.
Дети начинают осознавать отличие работы от игры. Таким образом, на
протяжении дошкольного детства взаимосвязь игры и труда проявляется :
в манипулятивных действиях детей, исполняющих роли взрослых;
в продуктивных действиях, составляющих сюжет игры;
во включении игровых действий в трудовой процесс;
в ролевом поведении ребенка, создающего образ труженика.