Корнева Галина Михайловна
Трудности школьной адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
«Трудности школьной адаптации. Подготовительный этап»
Подготовила: Корнева Галина Михайловна,
учитель начальных классов,
Высшая квалификационная категория,
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица
Через несколько месяцев ваш ребенок станет первоклассником. Задайте себе наивный вопрос: «Умеет ли он говорить» - и дайте на него правильный ответ. Возможно, вам придется задуматься.
Публикация «Трудности школьной адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития: именно при помощи речи ему предстоит усваивать (и усвоить) всю систему знаний. Если устной речью шести - семилетний малыш овладел до школы, то письменной – ему еще только предстоит овладеть. Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка во время поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.
У детей довольно часто наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению специфических ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника и успеть преодолеть до начала обучения грамоте. Иногда требуется помощь специалистов, например, психолога и логопеда, а иногда нескольких занятий с родителями малышу достаточно, чтобы он приобрел необходимые речевые навыки.
Что и как проверяем
1. Правильность произношения. До начала обучения грамоте ребенок должен научиться правильно и четко произносить все звуки. Недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (СОЛНЫСКО вместо СОЛНЫШКО, ПАЛТА вместо ПАРТА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отображаются на письме.
2. Наличие фонематического слуха. Для его оценки предложите ребенку записать несколько слов – не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове – столько и кружков. Например, слово «дом» надо изобразить тремя кружками, слово «мама» - четырьмя. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание, а затем диктуйте ребенку слова, чтобы он записывал их в виде кружков.
3. Умение различать звуки. Четкое различение всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, во время письма он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв (и делать ошибки).
Например, если малыш не различает на слух звук Б и П, он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БАЛКА или в слове ПАЛКА. Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам (названия предметов, изображенных на них, различаются только одним проверяемым звуком).
4. Состояние словарного запаса. У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов). Ребенок должен произносить все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Для его исследования применяется ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие в «словаре» ребенка определенных слов.
а) Сформированность грамматических систем. Это, по сути, выяснение вопроса, овладел ли ребенок существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к четырем годам, а системой словообразования – к семи. Эти сроки довольно условны. Иногда даже семилетний малыш говорит: «под пальтом - свитер», «бежи быстрее», «ложить карандаш» и т. д. (Если родители сами говорят правильно, такого практически не бывает).
б) Владение связной речью. Под связной речью принято понимать такие развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения немыслим (вспомните хотя бы об обычных ответах на уроке, поэтому об ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Периодически предлагайте ребенку задания, проверяющие владение связной речью: пусть он прослушает и перескажет близко к тексту ранее неизвестную историю; расскажет, как прошел сегодняшний день; сочинит небольшую сказку или рассказ; опишет картину с изображением природы; опишет рисунки, на которых, например, дети играют, помогают взрослым, отдыхают у моря; охарактеризуют свою семью, друга или домашнего питомца; расскажет, как, например, прошла подготовка к празднику и сам праздник, попробует выразить и описать свои впечатления.
Задания для проверки состояния «словаря» :
Называние предметов, относящихся к различным логическим группам. Например, ребенок должен назвать все известные виды деревьев, цветов, животных.
Нахождение обобщающих слов для группы однородных предметов.
Белка, заяц, волк – кто это?
Чашка, кастрюля, сковорода, стакан – что это?
Блузка, юбка, футболка – что это?
Подбор признаков к определенному предмету.
Куртка – красная, новая, старая; снег – белый, рыхлый, сверкающий.
Подбор возможных действий к предмету.
Книгу – покупают, читают, рассматривают; дерево – сажают, поливают и т. д.
Подбор предметов к заданному действию.
Готовят – суп, обед. Рисуют – картину, домик. Гладят – белье, котенка.
Подбор синонимов – слов, близких по значению (добрый, ласковый, нежный; большой, огромный, громадный).
Подбор антонимов – слов с противоположным значением (горячий – холодный, быстро – медленно, высокий – низкий).
РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
Убедитесь, что ребенок хорошо слышит и правильно произносит все звуки, различает их на слух. Следует проверить словарный запас малыша, его умение строить слова и изменять их (в речи).
Самое главное – удостовериться, что дошкольник умеет строить связные фразы, четко и последовательно излагать мысли.
Проверка речевой готовности ребенка – дело не одного часа и даже дня. Необходимо время, чтобы вы сами хорошо подготовились к этому своеобразному тестированию: следует подобрать необходимый материал (книги, рисунки, карточки). Вечерами или в выходные дни, когда малыш здоров и бодр, в игровой и занимательной форме займитесь проверкой его речевых способностей.
Бывает, что мама не замечает каких-то недостатков в речевом развитии ребенка: она понимает его по глазам, жестам и с полуслова, часто говорит за него сама, не давая ему возможности полноценно высказаться.
На каких-то этапах проверки желательно привлечь к этому делу кого-то из малознакомых ему взрослых, например, мамину подругу. Вы убедитесь, что ребенок способен преодолеть смущение, когда он при постороннем человеке будет читать стихи или повторять скороговорки, пересказывать сказку или сочинять забавную историю. Если вы этому человеку доверяете, а он всегда говорить вам правду, проверка окажется всесторонней и объективной.
Основная задача родителей в помощи первокласснику – эмоциональная поддержка, предоставление максимально возможной самостоятельности в организации его собственных действий по выполнению школьных правил.
Как подготовиться к первому сентября?
• Рассказать о том, что ждет ребенка в этот день
• За несколько дней начать вводить его в ритм «подъема и отбоя».
• Любимая игрушка должна быть взята с собой в портфель (он в первый день пойдет учиться).
• Основная одежда должна быть новой и особой (школьная одежда, но какая-то деталь одежды должна быть знакомой и любимой (любимые носочки, маечка, значок на рубашке и т. д.).
• Мобильный телефон в период адаптации лучше с собой не давать. Ребенок хуже привыкает к новой жизненной ситуации и новым взрослым, если у него есть возможность постоянного контакта с родителями.
• Приготовить все с вечера, чтобы утром не возникло суеты или паники. Рассчитать время, чтобы ребенок с утра мог, не спеша поесть, сходить в туалет.
Что делать, если ребенок с утра плохо себя чувствует, а нужно идти в школу?
У шести – семилетних детей редко случается «воспаление хитрости». Либо ребенок, действительно, заболевает, либо плохое самочувствие связано с необходимостью идти в школу. Если ребенок после того, как Вы оставили его дома, сразу почувствовал себя лучше, то, возможно, его плохое самочувствие связано со стрессом, испытываемым в школе. Постарайтесь выяснить (у ребенка, у учителя, что происходило в школе вчера, позавчера. Важно понять, что происходит, особенно если такое повторяется систематически.
Если же Вы все-таки решили отправить ребенка в школу, дав ему таблетку, не делайте ценностью преодоление им плохого самочувствия. Не хвалите его за то, что он пошел в школу, переборов себя. Если Вы будете гордиться, что Ваш ребенок учится (трудится, невзирая на свое плохое самочувствие, то у него может подсознательно закрепиться установка на болезнь: можно добиться похвалы, болея.
Что не может быть сделано без участия родителей?
Без участия родителей не может быть построена самостоятельность младшего школьника в организации рабочего места, в выполнении домашних работ, в подготовке своей одежды и портфеля к завтрашнему дню.
Культивирование самостоятельности – это ответственная и постепенная работа. Часто бывает проще что-то сделать самому, чем ждать, пока это сделает ребенок. Иногда действия ребенка представляют для него реальную опасность. И тогда родители предостерегают его: «Не делай сам, это опасно (трудно, за тебя сделаю я». Эта неправильная установка приводит к «выученной беспомощности», отказу ребенка в дальнейшем от любых самостоятельных действий, неверию в собственные силы.
За чем должен проследить родитель, если он хочет помочь ребенку учиться?
Следить родитель должен, в первую очередь, за уровнем самостоятельности ребенка в домашних делах (в том числе и в выполнении школьного домашнего задания).
Если до начала обучения в школе ребенок не овладел приемами самостоятельного одевания (например, завязывании шнурков, укладывании спать, уборки «своей территории», чистки зубов и т. п., то это – первейшая забота родителей. Причем отдельные дела или действия ребенок к этому времени уже может выполнять самостоятельно, без присмотра взрослого и по собственной инициативе.
С первого сентября к этому добавляются:
• подготовка стола к выполнению домашней работы;
• сбор портфеля;
• подготовка с помощью родителей школьной формы (или одежды и обуви, в которой завтра ребенок пойдет в школу)
Как помочь ребенку организовать свое рабочее место?
Во-первых, личным примером. Если на Вашем рабочем месте постоянный беспорядок, то совершенно бесполезно приучать е порядку ребенка.
Когда Вы покажете ребенку свое рабочее место (кухонный стол, рабочий стол, то обратите его внимание, какими предметами Вы пользуетесь, для чего нужны они и в каком порядке Вы их раскладываете на рабочем месте.
Пусть ребенок расскажет Вам, какими вещами он пользуется при подготовке к урокам и как ему удобнее их разложить на столе. Определив вместе с ребенком удобные для разных вещей места, можно наклеить на поверхность стола наклейки «домики» для каждой вещи.
Использованная литература.
1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети. М. : Просвещение, 1986.
2. Безруких М. М. Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ребенка. М. : Просвещение, 2001.
3. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. ,2003.
4. Шабалина З. П. Первый год – самый трудный. М. : Просвещение, 2009.