Галина Голикова
Консультация «Труд в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Только труд может сделать
человека счастливым, приводя
его душу в ясность, гармонию
и довольство самим собою.
В. Г. Белинский
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Актуальность данной проблемы отражена в мудром народном изречении – «Без труда нет добра». «Добро» в народном понимании – это не столько создание трудовыми усилиями реальные продукты, сколько (и это главное)заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, в трудовом воспитании главный аспект - содействие развитию личности. Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни, но особенно актуальной эта задача становится, когда ребенку исполняется 5-6 лет. Главное - воспитать трудолюбие, положительное отношение к труду, понимание его Нельзя принуждать выполнять какую-либо работу, так как это связано с отрицательными эмоциями и вряд ли позволит добиться хороших результатов. Наоборот, может возникнуть негативное отношение к труду. Трудовое воспитание подрастающего поколения является одним из значимых средств формирования личности ребенка. Во все времена и на всех этапах развития общества главной заботой всех народов являлось воспитание в труде. Воспитание трудолюбия у дошкольников проблема важная и актуальная на сегодняшний день. Наступившее столетие, характеризующиеся новыми социально-экономическими и политическими ориентирами, вызвало острую необходимость пересмотра ценности труда, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития. Труду как человеческой деятельности большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки: «Труд человека кормит, а лень портит», «Терпение и труд все перетрут», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Кто не работает, тот не ест» и др. Трудовое воспитание ребенка начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «Я сам». Это своеобразное стремление к независимости от взрослых. Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность.
Публикация «Консультация „Труд в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Пока ребенок мал, он нуждается в помощи взрослого. Педагог должен разъяснить родителям, что их помощь не должна глушить самостоятельные действия малыша. Плохо, если он превращается в куклу, которую кормят, умывают, одевают вопреки детскому стремлению что-то сделать самостоятельно. Помощь должна быть до определенных разумных пределов, она должна побуждать малыша к самостоятельным действиям.
В детском саду с раннего возраста у малышей воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в групповой комнате и на участке. Их учат не сорить, не топтать посадки, беречь цветы. Приучают испытывать удовольствие от чистоты и порядка. Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет их самостоятельный труд, поэтому режим жизни детей в группе был организован так, что на каждом его этапе предусматривались трудовые дела (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд). В целостный педагогический процесс были включены все формы организации труда детей (поручения, дежурство, коллективный труд, совместный труд детей и взрослых, а также было предусмотрено разнообразие его содержания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников. Дети были объединены в небольшие подгруппы (по желанию детей, их личной симпатии, такое объединение ведет к установлению контактов, укрепляет дружеские взаимоотношения. Дошкольников учили самостоятельно распределять обязанности, направлять общую деятельность к единой цели, т. е. развивали умение быть не только исполнителями, но и руководителями.
Важно, чтобы эти несложные трудовые дела находили продолжение в семье. При работе с родителями воспитатель знакомит их с тем, как прививается трудолюбие детям в детском саду. Воспитателю важно показать родителям значимость приобщения ребенка к труду как к важнейшему средству формирования у него понятия «я должен», уважения к делам старших.
Задача педагога – разъяснять родителям, что правильное отношение к труду легче сформировать там, где ребенок не только видит пример трудолюбия старших, но и сам помогает им, выполняет несложные поручения. В процессе совместного труда у ребенка развиваются навыки, которые потребуются ему в школе и дальнейшей жизни. У него вырабатывается психологическая установка на труд как на жизненно необходимую потребность.
Выполняя задание, дети часто смотрят на воспитателя, ждут его оценки, поощрения. Очень важно, чтобы дети чувствовали, что рядом с ними добрый, умеющий всё делать воспитатель, который им всегда поможет. Воспитателю необходимо чаще поощрять стремление детей к самостоятельности и замечать положительное поведение их товарища, подчёркивать значимость его работы для других в присутствии детей. Особого поощрения и высокой оценки будут заслуживать проявленная ребёнком инициатива в труде, внесение элементов творчества и стремление сделать больше. Чем требуется, желание что-то сделать для других. Оценивать результаты труда можно в игровой форме, с помощью персонажей кукольного театра, что создаёт непринуждённую обстановку и вызывает желание детей трудиться ещё лучше. Так воспитатель добивается более осознанного отношения к трудовым заданиям, понимания полезности выполняемого дела.
Воспитатель приучает детей помогать друг другу, доводить начатое дело до конца, поощряет доброжелательное общение между детьми, так как это является началом дружеских взаимоотношений в совместной деятельности.
Необходимо, чтобы поручения воспитателя не опережали желание детей самим участвовать в труде.
Систематическая работа воспитателя по руководству процессом выполнения детьми трудовых заданий позволит сформировать у них простейшие трудовые навыки, желание трудиться, представление о значении их труда для окружающих.