Наталия Латвис
Труд и его роль в воспитании детей дошкольного возраста
Труд – это могучий воспитатель (А. С. Макаренко). Но что же такое труд для ребенка? Труд для ребенка – это то, что развивает маленького человека, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Трудовое воспитание – это совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги (К. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский) часто затрагивали тему труда в своих работах. «Труд – первое основное условие всей человеческой жизни.» Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Но труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют самого ребенка или окружающих его взрослых. Труд увлекает ребенка, позволяет ему почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная трудовая деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями. Труд дошкольника прочно связан с игрой. Именно в игре осуществляются первые манипулятивные действия, в ролевых играх ребенок отражает трудовые действия взрослого. Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:- ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему
Публикация «Труд и его роль в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- обучение простейшим трудовым умениям и навыкам
- воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности
- воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
В семье, в детском саду, в доступном ему общественном окружении ребенок повсюду сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Вначале внимание детей привлекают лишь внешние моменты (трудовые действия, движение механизмов, машин, но в процессе последовательного ознакомления детей с трудом взрослых, позволяет сформировать у них представление о сути и значении труда. Знания дошкольников о труде взрослых формируют у них правильное отношение к труду, однако они могут остаться формальными, если не будут сочетаться с трудом самих детей. В ходе обучения трудовым навыкам взрослый формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как именно в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Труд должен приносить детям радость от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
Труд детей в детском саду многообразен и это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности. Различают четыре основных вида детского труда:
•
Самообслуживание
(направлено на уход за собой – умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
•
Хозяйственно-бытовой труд
необходим в повседневной жизни, хотя его результаты не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
•
Труд в природе
предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде или в цветнике. Этот вид труда имеет большое значение для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
•
Ручной труд
– развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки, формирует интерес к работе, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с инструментами, учатся бережно относиться к материалам и орудиям труда.
Но необходимо помнить, что труд становится средством воспитания только тогда, когда он носит систематический характер и приносит детям радость от полезности своих действий и от достигнутых результатов.