Юлия Киселева
Труд детей в природе. Значение, педагогические требования, формы организации и методика руководства
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Труд детей в природе. Значение, педагогические требования, формы организации и методика руководства в разных возрастных группах.
Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Публикация «Труд детей в природе, Значение, педагогические требования, формы организации и методика руководства» размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Слайд 2
Одним из действенных методов формирования экологической культуры является труд в природе!
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и соответствует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия :
чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листа и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояния объектов природы.
В процессе труда о природе у детей формируются знания :
о растениях - свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания;
Наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.
В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями, развивают интеллектуальные умения:
1. планировать работу,
2. подбирать материалы и документы,
3. намечать последовательность операции,
4. распределять их по времени и между участками труда,
5. оценивать результаты и т. д.
Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.
В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, это- основа для воспитания в дальнейшем желании трудиться
Слайд 3
Цели и задачи трудового воспитания.
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда :
• уход за растениями,
• выращивание растений в уголке природы,
• труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).
Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
Важным педагогическим требованиям является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способности их достижения.
.
Гигиенические требования к организации труда в природе.
Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей : В младшей группе в пределах 5 – 7 минут, в средней – от 10 до 15 минут, с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте 20 - 25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.
Необходимо обеспечить правильную паузу в труде детей. Так, при переносе воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудие труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовал росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.
Слайд 4.
Формы организации труда в природе.
Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.
Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственность за порученное дело, настойчивость, аккуратность, привычки к трудовому усилию.
Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умение всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умение принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.
По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд :
общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа, каждый ребенок при этом получает отдельное задание; результаты труда всех детей объединяются в один общий результат, например: каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений, в результате все вместе сделали растения чистыми)
труд совместный (в труде участвуют несколько детей; процесс труда разделен на насколько операций, каждую из которых осуществляет один из участников или группа детей; каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше, например: одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки).
Дежурства являются одним из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируется общественные мотивы труда и т. д.
Слайд 5
Содержание труда и методика руководства им в младших группах
Малыши дети помогают воспитателю ухаживать за растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Это учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.
Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт, поливают посадки. Следует привлечь детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу.
Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растения приготовленной водой и т. д.). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен к нему детей поочередно, так как необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.
В младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей, например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая. В это же время у них воспитывается интерес к совместному труду.
Слайд 6
В младшей группе возможен труд подгруппами.
Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и эту же трудовую операцию : вытирают растения, сажают горох на грядки или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана :
во-первых, с большой подражательностью малышей
во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать. Воспитатель сочетает показ с объяснениями, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.
Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением.
Слайд 7
Содержание труда и методика руководства им в средней группе.
Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями (обливать, опрыскивать, чистить кисточкой, рыхлить землю в цветочных горшках. Дети овладевают первоначальными умениями выращивать растения: помогают взрослым готовить землю для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную землю, сажают крупные семена и луковицы, а за тем их поливают, рыхлят землю между рядами.
Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.
Слайд 8
В средней группе формы организации детей в процессе труда тоже, что и в младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 2 - 3 дней. Труд подгруппами так же имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции :.
одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень не совершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям.
Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.
Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым.
Все эти особенности развития детей- основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитателем средней группе уже не дает дробного показа показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делиться на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить).
Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе воспитатель учит детей замечать необходимость труда. Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию : осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая).
Слайд 9
Содержание труда и методика руководства им, в старшей и подготовительной к школе группах.
Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения.
Слайд 9
В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделки грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай.
Слайд 10
У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.
Слайд11
Слайд 12
Слайд 13
Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.
Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества труда : «Посадит правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.
Особенностью руководства трудом, в старшей и подготовительной к школе группе, является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения трудовых операций.