саша шведская
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к городецким мастерам» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
«В гости к городецким мастерам»
Программные задачи:
Обучающие:
познакомить с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „В гости к городецким мастерам“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
развивать внимание, мышление, память, логику
Воспитательные:
воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства
Материалы и оборудование: географическая карта, изделия городецких мастеров, прялка, веретено, картинки к игре, проектор и экран, USB-носитель информации с презентацией «В гости к городецким мастерам», рабочая тетрадь для детей 5-7 лет, цветные карандаши
Словарная работа: лен, веретено, пряжа, прялка, рукодельница
Ход занятия:
1. Введение в тему
- Ребята, мы с вами уже много путешествовали по нашей стране, но наше путешествие еще не закончено. Давайте вспомним, где мы побывали в прошлый раз? (в городе Гжель)
Слайд №1
- Что там делают и из чего? (глиняную посуду)
- Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний»
-Какой предмет лишний? (Статуэтка, остальное посуда)
-Что лишнее? (Чайник, остальное игрушки)
- А здесь что лишнее?
(Игрушка, которая сделана не в Гжели)
2. Создание проблемной ситуации
- А как вы думаете, где делают эти игрушки?
Затруднение - дети не знают, где и как делают такие игрушки
Решение
- Чтобы узнать это, мы вместе с Ваней и Таней отправимся в гости на небольшую реку Узол (показать на географической карте)
3. Рассказ воспитателя об истории возникновения промысла с показом презентации
- Места там лесные. И живут там мастера, которые занимаются росписью деревянных изделий. А что можно делать из дерева? (дома, мебель, посуду, игрушки)
- А еще из дерева в давние времена делали прялки.
Слайд №2
- Посмотрите, что представляет собой прялка. Это плоское донце, из которого как бы вырастает ножка с расширяющейся кверху лопастью. В доме наших предков прялка была чуть ли не одним из самых главных предметов: она одевала всю семью. Ведь раньше не было магазинов, как теперь, поэтому готовой одежды не продавалось. Люди сами пряли нити, ткали и шили одежду. Прясть и ткать тогда умела каждая женщина, а учили ее этому с малолетства
- Весной женщины выходили в поле сажать лен.
- Матери учили дочек. Дочери пели и повторяли движения матери.
4. Физкультминутка
- Уж я сеяла, сеяла ленок,
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Лен, мой лен! Белый лен!
(Дети повторяют движения воспитателя, делают те же движения)
- Осенью лен выдергивали, вязали в снопы
- Затем принимались колотить его и чесать специальными инструментами
- Много было с ним хлопот, и в конце концов лен превращался в пряжу, мягкую и волокнистую
- Наступала зима. Собирались женщины со всего села в одну избу, чтобы не скучно было, и пряли. Как вы думаете, почему пряли зимой? (Потому, что летом на это не было времени: очень много было работы на огороде, в поле, в саду)
- Помните слова из сказки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» Кто ее написал? (А. С. Пушкин) Как она называется? (Сказка о царе Салтане)
Слайд №3
- Пряжу привязывали к внутренней стороне прялки. Очень аккуратно кончиками пальцев мастерица вытягивала из пряжи волокна и скучивала их в нитку, а нитку наматывала на веретено.
- Веретено – это гладкая палочка с заостренными концами. Его держали в левой руке и крутили между пальцами. И крутилось и жужжало веретено, и выходила из льняной пряжи нитка. Долгими зимними вечерами сидели девицы, играли, пели или старые бабушкины сказки рассказывали.
-Ребята, а вы помните еще одну сказку, в которой жизнь принцессы зависела от веретена?
- Как эта сказка называется? (Спящая красавица)
- Что предсказала колдунья? (Что дочь короля уколет палец веретеном и уснет на 100 лет)
- Колдунья знала, что прядут в каждом доме, и рано или поздно девочка должна будет взять в руки веретено.
- Чем заканчивается эта сказка? (Прекрасный принц поцеловал спящую красавицу и снял заклятие злой колдуньи)
- Весной из ниток начинали ткать полотно вот на таких ткацких станках. Ведь каждой девушке на приданое полагалось наткать много метров ткани. На это уходило много лет, ведь с готовкой ткани было очень много хлопот. Зимой ткань расстилали на снегу и морозили. Весной раскладывали на солнышке и сбрызгивали водой. И превращалась ткань из серой в белую.
- Как вы думаете, какую жену выберет себе парень: ленивицу или рукодельницу?
- Как вы понимаете слово «рукодельница» (трудолюбивая, старательная, искусная, работящая)
- А как мог парень узнать, ленива или трудолюбива девушка? (Пройтись весной по деревне и посмотреть на разложенные на траве полотна. Чем больше ткани и чем она белее, тем старательнее девушка)
- Как вы видите, прялки были действительно необходимы в каждом доме.
- И скромную труженицу прялку, как бы в благодарность за ее работу покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами.
- Красивой прялкой гордилась владелица, она привлекала внимание подруг. Прялку дарил молодой человек своей девушке, прялка часто переходила по наследству – от матери или бабушки.
- На прялках, что одна другой лучше, то сказочная птица красуется, то невиданные цветы распускаются
- Каждое изображение имеет свое символическое значение. Так, птицы, сидящие на кусте, не просто павлин с павлушкой. Это образ мужа с женой, алые цветы – дети их малые, а сказочные сады – мечты о райской жизни
- Городецкие мастера украшали не только прялки, с них только все начиналось. Мастера этого района изготавливали из дерева и расписывали разделочные доски, посуду, туеса, короба, шкатулки, детские игрушки.
5. Работа в рабочих тетрадях
Задание «Раскрасьте»
- Перед вами городецкие узоры на доске. Раскрасьте рисунок до конца.
6. Подведение итога занятия
Игровое задание «Помогите Тане и Ване найти изделия городецких мастеров».