Папки-передвижки

Тряпичная кукла как способ приобщения детей раннего возраста к истокам народной культуры

Юлия Головина
Тряпичная кукла как способ приобщения детей раннего возраста к истокам народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация.    Статья посвящена тряпичной кукле как уникальному инструменту для знакомства детей с народными традициями. Описываются техники создания кукол, их символика и значение в русской культуре, а также влияние этого занятия на развитие мелкой моторики, фантазии и творческих способностей у детей.

Ключевые слова:    тряпичная кукла, творчество, символика, традиции, мелкая моторика, занятия, культура.

Темочки:

Тряпичная кукла — это не просто игрушка, это богатейший источник народной мудрости, символ идентичности и традиционного искусства, связь между поколениями. Воспитание детей с использованием тряпичных кукол не только способствует их речевому, творческому и эмоциональному развитию, но и позволяет углубить понимание культуры, обычаев и традиций своего народа. Эта кукла в руках ребенка становится не только объектом игры, но и активным участником образовательного процесса, внедряя в сознание ребенка идеи о добре, справедливости, дружбе и помощи.

Одной из главных целей работы с тряпичной куклой является передача знаний о русской народной культуре через элементы творчества. В процессе изготовления куклы дети учатся конструировать, развивают моторику, а также приобретают навыки работы с текстилем. Использование простых материалов, таких как старые тряпки и нитки, делает процесс доступным и безопасным. Создавая куклу, дети выражают свою индивидуальность и креативность, обретая опыт в ремесле, которому учились их предки.

Куклы в народной культуре имели свои назначения и значения. Например, куклы-помощницы, обереги, символизируют защиту, а куклы-праздничные предназначены для участия в праздниках и обрядах. Знакомя детей с разнообразием подобных кукол, воспитатели могут рассказать о их символике и роли в жизни народа. Эта информация углубляет культурное понимание и помогает детям осознать важность таких предметов в традиционной жизни. От публикаций об истории тряпичных кукол до описаний ритуалов, каждый элемент помогает создать интересную и содержательную атмосферу.

Создание тряпичной куклы может стать увлекательным командным мероприятием. В ходе совместного творчества дети учатся работать в группе, развивая навыки сотрудничества и коммуникации. Важно, чтобы каждый ребенок мог внести свою «изюминку» или уникальную деталь в куклу, что способствует как индивидуальному творческому самовыражению, так и формированию чувства общности. Обработка ткани, дискуссии о выборе костюма или символики помогают окунуться в традиции и обычаи страны.

При этом, мастеря куклу, дети могут использовать народные песни и стихи, которые переносит на них атмосферу прошлого. Знакомство с такими произведениями фольклора позволяет создать целостное восприятие культуры, связывающее творчество и традиции. Важно проводить беседы о том, какую роль песни и стихи играли в жизни детей, рассказывая о том, как они развлекали себя во время работы. Это не только помогает углубить понимание их культурных корней, но и создает ассоциации, которые будут сопровождать ребенка впоследствии.

Тряпичные куклы могут также использоваться в театрализованных играх и сценках, что даёт детям возможность развивать речь, навыки представления и артистизм. Воспитатели могут вместе с детьми разрабатывать сценарии, помещая традиционные сказки в контекст игры с куклами. Это не только развлекательно, но и способствует формированию у детей чувства принадлежности к культуре, а также интересовать их культурным наследием. Куклы становятся не просто артистами, а компаньонами, которые оживляют народные традиции в детском сознании.

Также, разработка сценария и представления - это возможность для детей продемонстрировать свои навыки перед родителями, создавая атмосферу уверенности и гордости. Каждый раз, когда дети представляют свои куклы, они вносят элементы традиции в свое сознание, формируя их будущий патриотизм.

Обучение созданию тряпичной куклы также можно включить в программы для родителей, предоставляя им возможность взглянуть на свою историю через призму рукоделия. Мастер-классы помогут родителям понимать, какие навыки, знания и ценности они могут передать своим детям. Общая работа создает сильную связь между поколениями, открывая новые горизонты для взаимопонимания и обмена культурными заветами.

Таким образом, тряпичная кукла становится мощным инструментом в приобщении детей раннего возраста к истокам народной культуры. Она соединяет в себе историю, ремесло, игру и эмоции, формируя у детей уважение к своей культуре и ощущение своего места в ней. Работа с тряпичными куклами не только воспитывает творческие способности, но и крепит семейные и культурные узы, заставляя маленьких исследователей осознать, как важно сохранять и продолжать традиции своего народа, оберегая их для будущих поколений.

Список литературы

1. Веснина, Е. Н. Народная тряпичная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре и традициям своего народа / Е. Н. Веснина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 310-313

2. Куклы — мотанки. Обереги для вашего дома, приносящие удачу, богатство, изобилие и счастье. О. Тарасова. — Харьков-Белгород, — 2014., — 126 страниц. В этнокниге.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тряпичная кукла как способ приобщения детей раннего возраста к истокам народной культуры
Опубликовано: 23 января 2025 в 14:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тряпичная кукла как способ приобщения детей раннего возраста к истокам народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Головина (УИ 40776) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 марта 2025 воскресенье
Оформляем группы к весне
Весеннее оформление
— Прости меня!
— Бог простит, и я прощаю.
Вы уже делали миниатюры в спичечном коробке?
Наматываем, привязываем, приклеиваем, вышиваем и рисуем нитками!
Путешествуем на телевидение!
Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, писатель, основоположник дошкольной педагогики в России
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД