Любовь Пачевская
ТРИЗ для создания команды
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время важной задачей государства является подготовка таких людей, которые смогут работать в команде (коллективе) проявляя инициативу, нестандартное мышление и креативность при решении повседневных задач. Этому способствует ТРИЗ. Данная теория направлена на развитие в сотрудниках умения мыслить системно и комплексно, соотносить свой или чужой опыт с конкретной ситуацией и на основе имеющихся знаний грамотно и эффективно решать коллективные задачи, умело лавируя в сложной и многообразной действительности.
Публикация «ТРИЗ для создания команды» размещена в разделах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2018
Роль руководителя для создания команды заключается в том, чтобы предложить подчиненным самим приложить усилия, проявить смекалку и креативность, подойти к решению коллективных задач на системном уровне и в результате выполнить большую часть рутинной работы рационально и оптимально, найдя лучшее решение и сохранив максимально возможное количество времени и сил. С этой целью всё чаще используется способ понимания общих законов развития различных систем, умения видеть, что даже самые сложные комплексы, существуют не сами по себе, а на базе уже имеющихся закономерностей.
Чтобы привить подчиненным радость совместных творческих открытий, нужно сделать процесс их поиска интересным и увлекательным. От руководителя в данном случае требуется побуждение сотрудников к раскрытию или выведению истины. Основными задачами на первом этапе выделяются:
• развитие коммуникативных способностей (умение самостоятельно строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения, ведение дискуссий, взаимодействие в руководителем, тактичная оценка точек зрений коллег, и пр.);
• стимулирование творческой активности при решении коллективных задач;
• формирование желания и готовности выдавать свои идеи на заданную тему.
В развитии любой команды (коллектива) есть время роста и затухания. В жизни в любой команде со временем угасает творческая активность, притупляются желания выдавать свои идеи по решению коллективных задач, иногда эти мысли просто не приходят в голову. Сначала был активный, дружный, работающий коллектив, а потом наступает стадия затухания. Каждый человек (в том числе и руководитель, являясь частью команды, изменяет коллектив (его настрой, работоспособность) словом и делом. В это момент роль руководителя сводится к организации так называемой встряски всего коллектива.
Очень хорош метод ТРИЗ – синектика. Понятие «синектика» означает «объединение разнородных элементов», а суть самой техники заключается в поиске постоянных аналогий. Ключевые цели синектики – это:
• развитие умения мыслить нестандартно, видеть необычное в привычных вещах, смотреть на мир под разными углами и учитывать те условия, которые указываются в задании;
• воспитание уважения к мнениям и взглядам других людей, способности понимать и принимать их.
Во время встряски объединяются все те, кто попал в поле зрения руководителя. И это объединение иногда становится очень непредсказуемым. Главное – руководитель четко вычленяет у всех объединившихся общий признак – недовольство руководством на данном этапе. С целью избежать «бунта на корабле» руководитель выбирает жертву. Как правило, ею становится сотрудник, без которого работа коллектива не остановится и решение коллективных задач не пострадает.
Жертва подвергается «особому вниманию» со стороны руководителя с четким соблюдением законодательной базы. Необходимо следить за сохранением важного условия жизнеспособности команды (коллектива) и наличием минимальной работоспособности основных частей работающей системы: потребитель, источник, проводник и орган управления. Потребитель в ДОУ - воспитанники и родители, источник – сотрудники, проводник и орган управления – руководитель. Если хоть одна часть данной системы отпадает, то вся система в целом становится нежизнеспособной.
Для качественного функционирования коллектива необходимо наличие честных ежедневных коммуникаций. В случае если коммуникации нарушены, или они искажены (ложь, недоверие и т. п.) – система распадается. Именно это касается случая с жертвой. Синектика объясняет качество коммуникаций подчиненных с руководителем и с жертвой. Как только жертва престает быть жертвой в глазах сотрудников, сразу образуется новый виток рабочего подъёма в коллективе.
Руководитель легко может спровоцировать это рабочий подъём, сняв «особое внимание» с жертвы. Причем часто бывает, что именно из-за напряжения во время «особого внимания», после снятия этого внимания сотрудники явно видят все недочеты и нарушения законодательства самой жертвы. При снятии «особого внимания» весь коллектив чувствует расслабление, во время которого поднимается настроение и как, следствие, работоспособность. Вот Вам и ТРИЗ! Вот Вам и синектика!
Еще одним особым условием принципиальной жизнеспособности системы является согласование ритмики всех частей команды. Это требование говорит о необходимости общего пространства (помещения, участка на территории и т. д.) и общего рабочего времени (например, команда работает ежедневно с 08.00 до 17.00) Как ни говори, но вся история человечества подтверждает тот факт, что группу недисциплинированных интеллектуалов всегда победит дисциплинированная группа людей даже со средними способностями. Вот что такое – дисциплина!
Стремление руководителя - развитие работы команды (коллектива) в направлении увеличения степени идеальности. По мнению специалистов - это самый сильный закон в ТРИЗ. Руководитель это должен хорошо прочувствовать. Под идеальной понимается такая команда, которой нет, а функции выполняются. Коллектив, которого нет – а ценность воспитания доносится с минимальной себестоимостью. На самом деле это абстракция – но она позволяет задавать верный вектор развития. Как кот из произведения «Алиса в Стране Чудес» – кота нет, а улыбка есть. Такого в жизни не существует, но именно этот образ помогает принимать руководителю правильные решения коллективных задач.
Понятие идеальной системы позволяет без проб и ошибок сразу сузить поиск и попасть в область сильных решений. Например, стимулирующие раздаются всем по оценочным листам, но сумма небольшая и многие относятся халатно к решению дополнительных коллективных задач. Спрашивается, как изменить ситуацию? Идеальный результат может звучать следующим образом: подчиненные должны быть сами заинтересованы в выполнении дополнительных задач. И руководитель может в этом помочь: премировать.
Как правило любое развитие команды (коллектива) происходит по следующему сценарию. Одна из частей команды изменяется быстрее, чем остальные в результате чего возникает противоречие между сотрудниками. Разрешая противоречие (а не избегая его) коллектив переходит на новый уровень развития. Основная мысль для руководителя – нужно научиться не избегать или «замыливать» противоречия, а обострять их. Преодоление противоречий и есть основа развития коллектива.
Для руководителя важно научиться видеть, уметь создавать, формулировать противоречия. И здесь уместен очередной метод ТРИЗ – мозговой штурм. Интересный факт! Наиболее эффективно мозговой штурм действует тогда, когда подчиненные абстрагируются от действительности и погружаются в выдуманную ситуацию, в которой требуется помощь для свершения добрых дел.
Основными правилами мозгового штурма являются:
• исключение серьезной критики;
• поощрение максимально неординарных и невероятных предложений;
• возможность модернизации чужих идей;
• наличие совместных обсуждений, посредством которых из всех ответов команда выбирает самые оптимальные и позволяющие решить проблему с минимальными потерями.
Шикарный закон ТРИЗ : развитие частей команды идет сначала на макро, а затем на микроуровне. Это значит, что каждый член коллектива сначала особо ответственно готовится для городского семинара заведующих, потом всю эту подготовку переносит на родителей воспитанников, затем эта работа ведётся параллельно с родителями для воспитанников.
Теория решения изобретательских задач – это наука о творчестве. В её основе лежит системное мышление. В ТРИЗе взаимосвязаны воображение и логика, что даёт системный результат – управляемое воображение, логику воображения, управляемую смекалку и сообразительность.
Для сотрудника движущей силой, направляющей его взаимодействовать с другими в коллективе является стремление выжить, которое присуще каждому человеку с рождения и определено законами природы. Выживание – это воздействие подчиненных друг на друга с целью произвести обмен ресурсами (или сохранить свои ресурсы и захватить чужие) для выполнения своей главной роли в этой жизни. Каждый сотрудник стремится приспособиться к внешним условиям, к другим сотрудникам, к руководителю.
Очень жаль, но бывают в жизни такие случаи, когда сотрудник может выжить как организм, но потерять свою социальную функцию (например, подставить руководителю своего коллегу и потерять честь). Задача руководителя – организовать работу коллектива для решения коллективных задач. Только тогда все сотрудники будут объединены общей целью и только тогда можно будет избежать подставничества и ябедничества среди подчиненных.
Список литературы
1. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. - М., 2007. - 400 с.
2. Гин А. А. ТРИЗ педагогика (2015 г.) — цифровая книга Книга для умных родителей и учителей.
3. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду (2010 г.) — 143 стр.
4. Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Андреев С. П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ : Учеб. Пособие. - М., 2004. - 364 с.
5. Зусман А. В., Злотин Б. Л. Воображайте! Школа креативного мышления (2015 г.) — цифровая книга.
6. Кукалев С. В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие (2014 г.) — 416 стр.
7. Пчелкина Е. Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения (2010 г.) — 176 стр.
8. Селевко Г. К. Энциклопедия педагогических технологий. В 2 т. Т. 2. М. : НИИ Школьных технологий, 2006.- 816с.
9. Толмачев А. А. Диагноз: ТРИЗ. / А. А. Толмачев. - 2004. - 496 с.
10. ТРИЗ-педагогика : диалог теории и практики: Межвузовский сборник научн. Трудов / Под ред. А. А. Нестеренко, В. А. Ширяевой. - Саратов, 2007. - 104 с.
11. Учителям о ТРИЗ. Выпуск 3. Сборник метод. Матеориалов по преподаванию теории решения изобретательных задач в школе. - С-Пб., 1999. - 184 с.
12. Ширяева В. А. Методология изобретательства в педагогике: ТРИЗ - педагогика как креативная технология образования: Учеб. Метод. Пособие/ В. А. Ширяева. - Саратов, 2003. - 80 с.
13. Ширяева В. А. ТРИЗ-педагогика : от теории к практике: учеб. Метод. Пособие/ В. А. Ширяева. - Саратов, 2006. - 72 с.
14. Шпаковский Н. А. Новицкая Е. Л. ТРИЗ. Практика целевого изобретательства (2011 г.) — 336 стр.