Татьяна Шибнева
Обязательные компоненты для создания режима дня для ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Контрольная работа.
1 Режим дня-физиологические потребности
Начиная с первых дней жизни, наряду с хорошим гигиеническим уходом, ребенку необходим правильный режим дня. Под режимом понимается определенный распорядок дня, при котором правильно чередуются во времени основные физиологические потребности организма ребенка: сон, бодрствование, питание, прогулки, гигиенические и закаливающие мероприятия.
Публикация «Обязательные компоненты для создания режима дня для ребёнка» размещена в разделах
Режим дня организует поведение детей, создает у самых маленьких ощущение благополучия, вносит ритм в работу нервной системы. При его выполнении вырабатываются условные рефлексы на время. Благодаря этому организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности. Так, при приближении привычного времени кормления начинают вырабатываться пищеварительные соки, а ко времени укладывания ребенок становится сонным. Это способствует лучшему усвоению пищи, быстрому засыпанию.
Строгое соблюдение распорядка дня способствует формированию определенного ритма жизни, который обеспечивает нормальное физическое и нервно-психическое развитие ребенка.
При переводе на новый режим сокращается количество периодов дневного сна, но увеличивается их продолжительность. О правильности составленного режима будет свидетельствовать хорошее поведение и настроение малыша.
Привыкая к определенной последовательности в течение дня, например, мыть руки перед едой или спать после обеда, ребенок принимает предложение взрослого как должное, без возражений и капризов, а иной сам сообщает о необходимости выполнить то или иное действие. «Теперь гулять пойдем», — говорит двухлетний мальчик после завтрака.
Режим дня не должен носить характер муштры — наоборот: он призван благоприятствовать развитию индивидуальных способностей ребенка.
Таким образом, главное в режиме — «подстроить» его именно под вашего ребенка, а не соблюдать режим любой ценой
1.1 Сон ребенка
Одной из важных физиологических потребностей детского организма является сон. Чем меньше возраст ребенка, тем больше он должен спать. В дальнейшем потребность малыша во сне уменьшается. С возрастом увеличивается продолжительность периодов бодрствования, свидетельствующая о постепенном повышении работоспособности коры головного мозга. Однако излишнее удлинение периода бодрствования, превышающее предел работоспособности детского мозга, может привести к истощению нервных клеток и нарушению функций высшей нервной деятельности. Правильное чередование сна и бодрствования необходимо организовать с первых же дней жизни, так как это — основа гигиенического режима ребенка.
Ребенку необходим крепкий и достаточный по продолжительности сон. Во время сна восстанавливается работоспособность нервных клеток мозга. Если ребенок выспался, у него хорошее настроение, он активен, деятелен. А когда малыш не доспал, он капризен, вял или, напротив, возбужден. Всячески оберегайте сон ребенка. Укладывайте его спать днем столько раз, сколько предусмотрено режимом дня, соответствующим его возрасту.
Переход от бодрствования ко сну должен быть постепенным.
Дневной сон на открытом воздухе, является закаливающим средством для организма малыша. Если ребенок регулярно спит на свежем воздухе, у него быстро наступает крепкий, здоровый сон. При этом он получает определенную дозу ультрафиолетовых лучей, предохраняющих его от рахита. Также сон на свежем воздухе повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
1.2 Бодрствование ребенка
Развитие ребёнка, его эмоциональное состояние и активность напрямую зависят от того, насколько правильно будет организованы периода бодрствования.
Для этого, прежде всего, учитывают степень развития двигательных умений ребенка.
В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей во время бодрствования малышу предоставляют свободу движений, а также занимаются с ним специально подобранным комплексом физических упражнений
Движения есть основная функция малыша — через них он познает мир, совершенствует моторный аппарат.
Существует тесная взаимосвязь между мышечной деятельностью ребенка и функцией внутренних органов (кровообращение, дыхание, пищеварение)
В связи с этим ребенку необходим простор для движений, а различные игры с участием взрослых создают и поддерживают радостное состояние и стимулируют двигательную активность. При такой организации периода бодрствования ребенок в любом возрасте учится наблюдать и познавать окружающее. Это способствует развитию его самостоятельности, а также психики и двигательных умений. Следует, однако, учитывать, что при чрезмерной активности и длительном бодрствовании малыш быстро утомляется, теряет аппетит, у него расстраивается сон, поэтому подвижные игры должны чередоваться со спокойными. Игрушки должны быть привлекательными, озвученными и удобными для захвата, побуждать ребенка к двигательной активности, способствовать развитию зрительного и слухового сосредоточения.
1.3 Прогулки
Прогулка важна для ребенка не только потому, что в это время ребенок дышит свежим воздухом. Во время прогулки малыш познает окружающий мир.
Недостаток свежего воздуха и солнечного света может стать причиной ряда заболеваний. Свежий воздух повышает аппетит, улучшает обмен веществ, функции дыхания, кровообращения. Ежедневные прогулки на воздухе — лучшее средство закаливания малыша и предупреждения простудных заболеваний. Желательно, чтобы в теплое время года ребенок больше времени проводил на свежем воздухе
После прогулки дети, как правило, немного устают. Умеренное утомление не влияет на здоровье ребенка — наоборот: оно тренирует выносливость организма, способствует нормальному физическому и нервно-психическому развитию.
1.4 Прием пищи
Хороший аппетит — правильное кормление ребенка. Ребенок должен получать полноценного питания, необходимого для его роста и развития. Питание должно быть сбалансированным по содержанию белков-жиров и углеводов, безопасным для каждого ребёнка, то есть свежей и диетической, содержать необходимое растущему организму и соответствующее возрасту количество калорий.
Здоровые дети, если их правильно кормят, обычно едят с аппетитом. Для того чтобы пища хорошо усваивалась, внимание ребенка должно быть сосредоточено только на еде. Ее вид и запах способствуют отделению пищеварительных соков, которые обеспечивают ее переваривание.
Вывод: Рациональный режим, включающий в себя разумное распределение часов, отведенных для приема пищи и сна, правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений жизнедеятельности обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов в организме, способствуют всестороннему и гармоническому развитию здорового человека.
2. Принципы организации рационального режима дня.
Существуют стандартные рекомендации по режиму для детей раннего и дошкольного возраста. Помимо возрастных, могут быть еще оздоровительные (щадящие) режимы. Конечно, в условиях детского сада трудно организовать режим так, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, но если в группе много детей, нуждающихся в каких-то особенностях режима, то, естественно, целесообразно взять за основу именно один из оздоровительных режимов, пользуясь рекомендациями Ю. Ф. Змановского:
1. Режим дня организуется в соответствии с особенностями биоритма, с обязательным учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня. То есть если в группе преобладают «жаворонки», то организацию занятий необходимо делать с учетом пика их активности в первой половине дня, а если преобладают «совы», то некоторые занятия, возможно, будут более результативными во второй половине дня (учеными доказано, что такие занятия, как физкультурные и музыкальные, лучше проводить во второй половине дня).
2. При составлении и организации режима необходимо учитывать повторяющиеся (стереотипные) компоненты, которые обязательны :
• время приема пищи;
• укладывание на дневной и ночной сон;
• общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.
Остальные компоненты режима динамические, т. е. они не должны быть строго «вколочены» в одни рамки и необязательны раз и навсегда.
3. При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полной реализации в жизни каждого ребенка трех моментов: полное удовлетворение потребности в движении, достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.
4. Достаточный (но не укороченный и не излишний) по продолжительности дневной и ночной сон детей.
Длительность сна определяется не только возрастными особенностями, но и индивидуальными проявлениями деятельности мозга ребенка. При организации дневного сна целесообразно больше пользоваться поступлением свежего воздуха.
Температура воздуха в спальне при этом может не превышать +5° С. Запомните: нет ничего хуже, чем сон ребенка в спертом воздухе.
5. При организации оздоровительного режима желательно учитывать сезонные особенности. Поэтому в детском саду желательно иметь два, а лучше четыре сезонных режима с постепенным переходом от одного к другому. При этом основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования и двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.
При организации режима детей раннего возраста очень важно учитывать воспитательную роль режимных процессов.
Режимные процессы — это кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур.
Правильное проведение режимных процессов играет огромную роль в воспитании ребенка, требует четкого соблюдения всех требований, терпения со стороны взрослых, так как дети нуждаются в непосредственной помощи взрослого.
В режимных процессах у ребенка воспитываются умения, связанные с подготовкой ко сну, выходом на прогулку и возвращением с нее, уходом за волосами, зубами, навыки опрятности.
2.1 Питание
Для обеспечения правильного питания необходимы три условия:
1) наличие в пище всех необходимых ингредиентов (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины);
2) здоровый пищеварительный тракт
3) рациональный режим питания : это современная технология приготовления пищи (традиционная кухня детского сада вполне соответствует физиологическим особенностям ребенка) и рациональное распределение пищи по калорийности в течение дня.
При организации питания детей в возрасте старше одного года необходимо ориентироваться на нормы потребления основных пищевых веществ и энергии, принятые для детей раннего и дошкольного возраста.
Для правильной организации питания большое значение имеет обстановка, в которой дети принимают пищу. Процесс кормления должен проходить спокойно, в уютной, доброжелательной обстановке. Это способствует выработке у детей положительного отношения к процессу приема пищи.
Для обеспечения правильного питания в течение дня необходимо соблюдать соответствие в питании детей в ДОУ и дома. Для этого в группах следует вывешивать рекомендации для родителей по питанию детей в вечернее время и в выходные дни с учетом того, какие продукты получили дети в ДОУ. В выходные и праздничные дни, во время летних отпусков рекомендуется придерживаться режима питания, принятого в ДОУ.
2.2 Построение образовательного процесса
Построение образовательного процесса (который приходится на период бодрствования) на основе физиологических закономерностей изменения работоспособности ребенка.
Психофизиологическая основа рациональной организации образовательного процесса – работоспособность (когда организм ребенка затрачивает максимум энергии и, экономно ее расходует, достигает поставленной цели).
Признаками высокой работоспособности у ребенка могут быть:
- желание ребенка работать самостоятельно;
- умение концентрировать внимание;
- умение принимать, удерживать и добиваться поставленной цели.
Динамика ребенка работоспособности в течение дня изменяется. Подъем работоспособности наблюдается с 9 до 12 часов дня и с 16 до 18 часов вечера (временные промежутки индивидуальны). Индивидуальные особенности работоспособности определяются физическим развитием, функциональным состоянием организма, индивидуальными особенностями ВНД, состоянием здоровья, эмоциональным состоянием. Ослабленные дети имеют низкий уровень работоспособности, повышенную утомляемость.
Группы детей делят по уровням работоспособности
(с учетом индивидуальных особенностей нервной системы)
Условное разделение детей по уровням работоспособности позволит педагогу в процессе совместных занятий подобрать индивидуально – дифференцированные нагрузки для каждого ребенка.
Таким образом, рациональный режим дня необходимо рассматривать как приурочивание, налаживание, настройку биоритмов растущего организма применительно к конкретным условиям окружающей ребенка среды. Оздоровительный режим включает в себя достаточную умственную нагрузку и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
Признаки правильно составленного режима дня :
1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов и др.)
2. Ребенок спокойно переходит из одного состояния в другое (от бодрствования ко сну и наоборот, от одного вида деятельности к другому;
3. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон;
4. Ребенок принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится.
Вывод:
Рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воспитательное воздействие на ребенка.
3 Возрастные анатомо-физиологические особенности
Для каждого возрастного периода характерны количественно определенные морфологические и физиологические показатели. Измерение морфологических и физиологических показателей, характеризующих возрастные, индивидуальные и групповые особенности людей, называется антропометрией. Рост, вес, окружность грудной клетки, ширина плеч, жизненная емкость легких и сила мышц – все это основные антропометрические показатели физического развития.
Рост, развитие и их изменения в отдельные возрастные периоды. Рост и развитие детей идут постоянно, однако темпы роста и развития отличаются друг от друга. В одни возрастные периоды преобладает рост, в другие – развитие. Неравномерность темпов роста и развития, их волнообразность также определяют деление на возрастные периоды. Так, до 1 года жизни у ребенка преобладает рост, а с 1 года до 3 лет – развитие. С 3 до 7 лет снова ускоряется темп роста, особенно в 6–7 лет, и замедляется темп развития; с 7 до 10–11 лет замедляется рост и ускоряется развитие. В период полового созревания (с 11–12 до 15 лет) рост и развитие резко ускоряются. Возрастные периоды ускорения роста называются периодами вытягивания (до 1 года, с 3 до 7, с 11–12 до 15 лет, а некоторого замедления роста – периодами округления (с 1 до 3, с 7 до 10–11 лет).
Отдельные части тела растут и развиваются непропорционально, т. е. их относительные размеры изменяются. Например, размер головы с возрастом относительно уменьшается, а абсолютная и относительная длина рук и ног увеличивается. То же можно сказать и о внутренних органах. Кроме того, в росте и развитии детей имеются также половые различия. Примерно до 10 лет мальчики и девочки растут почти одинаково. С 11–12 лет девочки растут быстрее. В период полового созревания у мальчиков (с 13–14 лет) темп роста увеличивается. В 14–15 лет рост мальчиков и девочек почти сравнивается, а с 15 лет мальчики вновь растут быстрее, и это преобладание роста у мужчин сохраняется на протяжении всей жизни. Потом темп роста замедляется и в основном заканчивается к 16–17 годам у девушек, к 18–19 – у юношей, однако замедленный рост продолжается до 22–25 лет.
Из-за расхождения темпов роста и развития нет строго пропорциональной зависимости между ростом и весом, но, как правило, в одинаковом возрасте чем больше рост, тем больше и вес. Темп увеличения веса самый большой на первом году жизни. К концу первого года вес увеличивается в три раза. Потом прибавление веса составляет в среднем 2 кг в год.
Как и рост, вес мальчиков и девочек до 10 лет примерно одинаков при небольшом его отставании у девочек. С 11–12 лет вес девочек больше связан с развитием и формированием женского организма. Это преобладание веса сохраняется у них примерно до 15 лет, а потом в связи с преобладанием роста и развития скелета и мышц вес мальчиков возрастает, и это превышение веса сохраняется в дальнейшем.
Значительными также являются возрастные различия в увеличении абсолютного и относительного веса отдельных органов. Например, окружность грудной клетки с 7 лет больше у мальчиков, а с 12 лет – у девочек. К 13 годам она почти одинакова у обоих полов (у девочек немного больше, а с 14 лет окружность грудной клетки больше у мальчиков. Эта разница в дальнейшем сохраняется и увеличивается. Ширина плеч у мальчиков с 6–7 лет начинает превышать ширину таза. Вообще говоря, ширина плеч у детей увеличивается ежегодно, особенно между 4–7 годами. Этот ежегодный прирост у мальчиков больше, чем у девочек
Вывод: Составлять режим дня надо с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Таким образом, режим дня – это режим жизни. Чем тщательнее он продуман,С учётом особенностей и возраста ребёнка тем положительнее режим отразится на всех сторонах жизни и здоровья ребенка.