Татьяна Бяхова
«Три состояния воды. Термометр и температура». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Три состояния воды. Термометр и температура.
(подготовительная группа)
Цель. Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Развитие способности ребенка концентрировать внимание на изменении температуры окружающей среды и собственного тела.
Задачи:
• развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться;
• познакомить детей с понятием «твердое тело», «жидкость», «газ», и их отличиями друг от друга;
• закрепить с детьми три состояния жидкостей на примере воды;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
• познакомить детей с понятием «температура»;
• формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре;
• сравнить разные виды термометры;
• формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
• систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и неживой природы в зависимости о температуры воздуха;
• пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».
Материал и оборудование:
• ванночка с водой и различные по весу предметы: деревянный брусок, металлическое кольцо, пластмассовая игрушка и т. п. ;
• стакан с водой;
• лед, снег;
• рукавички;
• термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека;
• репродукции картин с изображением пейзажей в разное время года.
Отгадайте слово по первым звукам слов, которые я назову. Варежка, Облако, Дудка, Апельсин.
В О Д А
Какие свойства воды вам знакомы? Есть ли форма у воды? Прозрачная ли вода в речке, луже?
Эксперименты.
• Опустить в стакан с водой предмет.
• Взять стакан с чистой водой и понюхать ее. Попробовать воду на вкус.
• Добавить краску в воду.
• Налить воду в разные формочки, на пол.
• Игра «Тонет – не тонет». В ванночку с водой опустить различные по весу предметы. Объяснить причину плавания тел и опускания на дно других.
• Игра «Достань предмет из банки, не прикасаясь к ним руками» (влить воду, пока она не потечет через край.)
Вывод.
• Вода прозрачная, сквозь нее видны предметы.
• Чистая вода без запаха, без вкуса.
• Вода бесцветная, но если в нее добавить краску становится мутная.
• Вода – это жидкость. Она принимает форму предмета, в который ее наливают. Если поверхность ровная (пол, она разливается (лужа).
• Первое свойство воды: выталкивает более легкие предметы.
• Вода, заполняя емкость находящиеся там предметы.
Что будет с водой, если ее вынести на мороз? Из чего состоит лед, снег? Какие свойства льда, снега знакомы? Что тяжелее? Что будет с водой, если ее нагреть?
Эксперименты.
• Налить воду в формочки для льда и заморозить ее в улице в морозный день.
• Предложить попробовать рукой лед, снег.
• Детям предложить взять лед (одни голыми руками, другие – рукавичкой) и наблюдать, как лед растает и превратится в воду сравнить, у кого быстрее растает лед: кто держит его в рукавичке или голых руках. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
• Проделать эксперименты: проходит ли палец сквозь воду, лед. Можно ли пролить воду?
• Сравнить свойства воды, льда и снега. Как изменяются свойства в соединении (вода и лед, вода и снег, снег и лед).
• Как сделать лед прозрачным?
• Моделирование трех состояний вещества:
- взявшись за руки, прижаться друг к другу, изобразить частички твердого тела;
- легко взявшись за руки, стать на небольшом расстоянии друг от друга – «жидкость»;
- свободно распределиться по группе, как «газ».
Вывод.
• На морозе частички воды двигаются медленнее, поэтому вода, жидкость, превращается в лед, твердое тело. При охлаждении жидкости расширяются. Если ее нагреть, то частички воды распределяются более свободно, а значит, вода превратиться в газообразное вещество.
• Лед гладкий, холодный, твердый, блестящий, прозрачный. Снег холодный, рыхлый (в тепле становится липким,
• Лед тает, превращаясь в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разделяют тепло рук и холод льда.
• Палец свободно проходит сквозь воду – это жидкость. А сквозь лед не проходит, так как это твердое вещество, в котором частички «крепко держатся» друг за друга.
• Вода проливается потому, что ее частички хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах.
• Свойства снега, льда и воды в соединении меняются по-разному:
- вода и лед – прозрачен, холоднее, объем увеличен;
- вода и снег – непрозрачен, холоднее, объем увеличен;
- снег и лед – не взаимодействуют.
• Чтобы лед стал непрозрачным надо его измельчить.
• Игра «Три состояния воды».
Эксперименты.
• Рассмотреть репродукции картин и определить примерную температуру воздуха в природе (холодно, тепло, прохладно, жарко).
• Рассмотреть, как устроен термометр.
• Сравнить внешний вид и назначение разных термометров.
• Измерить температуру воздуха в группе, на улице и сравнить показания термометров.
Вывод.
• Из наблюдений за природой известно, что весной бывает тепло, летом – жарко, поздней осенью и зимой – холодно. Когда говорят, что тепло, холодно, жарко, то имеют в виду температуру воздуха.
• Термометр – это прибор для измерения температуры. У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода.
• Назначение термометров бывает разным – для измерения температуры воздуха, воды и тела человека. В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид – разная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри и т. п.
• Температура воздуха и воды может существенно отличаться в зависимости от пространства ее измерения.