Светлана Васильева
Тренинг «Стремление к познанию» по программе «Школа самовыражения» А. Ф. Яфальян
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей
г. Лянтор, Сургутский район
Тренинг по программе «Школа самовыражения»
с педагогами и обслуживающим персоналом
дошкольного учреждения
«Стремление к познанию»
Разработали:
социальный педагог
Шевченко Оксана Владимировна
педагог-психолог
Васильева Светлана Нурахметовна
2013г.
Цель:
Публикация «Тренинг „Стремление к познанию“ по программе „Школа самовыражения“ А, Ф, Яфальян» размещена в разделах
создание условий для самовыражения путем раскрытия творческого потенциала сотрудников.
Задачи:
-снизить \ преодолеть тревожность участников, вызванную попаданием в
незнакомую среду;
- познакомить с творческими приемами самовыражения ;
-создать в группе атмосферу взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха.
Материал к НОД:
- магнитофон, диски с записями:
- лист бумаги, карандаши цветные, ручки;
- колокольчик;
- выставка «Цветы в нашей жизни»;
-заготовки цветов, нитки, иголки, булавки, бусинки, ободки, резинка для волос, фото рамка, открытка, веточка;
- кныш (релаксационный мяч);
-заготовки листов для обратной связи.
Ход тренинга:
Вступительная часть:
Выразить себя – значит открыть
в себе Вселенную и делиться этим
богатством со всеми.
А. Ф. Яфальян.
Человек чувствует себя спокойно и уверенно, если ему удается реализовать, выразить себя в жизни.
Известно, что взаимодействие друг с другом позволяет запомнить как можно больше информации о человеке, презентовать себя, сделать сравнение или выбор. И от того, насколько ярким и полезным будет наше общение, зависит и качество приобретаемой информации.
Наше взаимное общение будет направлено на то, чтобы предоставить участникам группы возможность выразить себя, лучше познакомиться друг с другом. К сожалению, не всегда мы используем возможность проявить глубокие чувства, выразительные жесты, уверенный взгляд.
Естественное самовыражение возможно лишь в том случае, если есть стремление к познанию себя и окружающих людей, доверительное отношение и желание выразить свои чувства, внутреннее состояние.
«Рифмоплет».
Это упражнение - пробный камень для всего тренинга :
-насколько группа готова к совместной работе,
-насколько участники встречи контактны,
-нашли ли участники группы и тренер общий язык?
-каков энергетический потенциал группы?
-какие границы самораскрытия установлены каждым из участников?
-упражнение задает тон всей встрече, собственно знакомство.
Задачи:
- ломка льда отчуждения;
- снятие беспокойства от нахождения в незнакомой среде;
- физический "разогрев" участников, вспрыск адреналина в кровь, стартовый разбег;
- создание атмосферы спонтанности, сотворчества, соревнования, игры.
Для начала нам необходимо познакомиться, а знакомиться мы будем не обычно, а в стихах. Все мы восхищаемся творчеством великих поэтов и сегодня я предлагаю Вам выразить себя, используя рифму.
Рифмуем свое имя, начиная со слов:
«Меня зовут …. «
У вас должно получиться стихотворение из двух строк. В этом двустишии вы должны охарактеризовать себя. Например, меня зовут Ксюша, люблю я песни слушать. Можете придумать и больше строк. Время 5 минут.
Итог упражнения:
- Какие трудности возникли в процессе выполнения упражнения?
-Какая рифмовка понравилась больше всего?
-На самом ли деле ваша рифмовка характеризует вас?
Это простое, на первый взгляд, задание оказалось совсем нелегким, не всегда легко словами охарактеризовать не только внешние качества человека, но и внутренний мир.
Итак, наше знакомство состоялось и теперь хочется его закрепить!
«Пойми меня».
Задачи:
- помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
- снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию "здесь и теперь";
- обратить внимание участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях.
Размер группы: оптимальный -10-15 человек.
Ресурсы: комната, позволяющая свободное передвижение участников; лист бумаги, ручка/карандаш на каждого игрока.
Время: 10 мин.
Ход упражнения:
Самовыражение- это умение выразить состояние души, свое настроение, отношение к окружающему миру и людям, создать условия, подразумевающие длительность новых отношений. Не всегда это можно сделать словами. Мы хотим предоставить вам возможность сделать это вербально и невербально. Сначала нам необходимо подготовиться.
Каждый получает лист бумаги и ручку/карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем на две половинки. Их в свою очередь опять сгибаем пополам и разрываем. Получили по четыре куска бумаги. На каждой части разборчиво и крупно напишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложим текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты.
(Горка записок, сложенных в центре комнаты, тщательно перемешивается тренером.).
- Вот теперь, когда все приготовления закончены, каждый подойдет к запискам и произвольно вытянет четыре штуки.
В течение 5 мин. вам придется путем обмена, найти и вернуть себе все четыре листа с вашим именем. Ваша задача уговорить, упросить, обменять записки со своим именем. По звуку колокольчика начинаем и заканчиваем выполнение задания.
Начали! Игра сопровождается активным контактом между игроками. Тренер время от времени сообщает, сколько минут осталось до завершения упражнения. Стоп. Игра окончена.
А теперь мы проделаем то же самое, только уже невербально, время пошло.
Итог упражнения:
- Что вам понравилось, а что - нет в прошедшей игре?
- Какую тактику вы использовали во время упражнения?
-С какими трудностями пришлось столкнуться?
- Попытайтесь теперь назвать имена участников, которых вы особенно запомнили?
-Какой способ оказался более сложным для вас?
Обратить внимание участников на то, что понимание окружающими наших желаний, зависит от того, как мы их выражаем. Конечно, же выразить свои слова с помощью жестов, мимики, пластики тела иногда бывает очень сложно, выразить свои чувства, переживания, желания еще сложнее. Иногда достаточно одного взгляда, чтобы сделать человека счастливым, а и достаточно одного слова, чтобы обидеть навсегда.
«Художники»
Задачи:
-дать каждому участнику возможность проявить творческие способности;
- снизить чувство напряженности, благодаря включению в игровую ситуацию "здесь и теперь".
- осознание и принятие самовыражения других участников.
Способов самовыражения достаточно много : и пение, и сочинение стихов, и лепка, и танец,и рисование. Сегодня мы хотели бы остановиться на таком способе самовыражения, как рисование. Мы все в разной степени любим рисовать. В рисунках находят выход эмоции, чувства, переживания. Мы приглашаем Вас в мастерскую, где каждому представится возможность, хоть не короткое время стать художниками. Каждый день мы встречаемся, взаимодействуем с разными людьми по разным поводам. Каждому из нас хочется, чтобы общение было конструктивным, полезным, обогащающим.
Нарисуйте идеального родителя. Играет тихая музыка.
Для Вас приготовлены бумага и цветные карандаши. Подпишите листы и нарисуйте одну деталь и по хлопку передайте соседу справа (рисуем в течение 5 секунд, до тех пор, пока рисунок не вернется к хозяину. Рассмотрите рисунки. Давайте прикрепим их, чтобы все могли рассмотреть рисунки.
Итог упражнения:
-Сразу ли удалось узнать свой рисунок?
-Насколько удалось выразить себя в чужих рисунках?
-Всегда ли было легко выразить себя в чужой работе (пространство, прорисованные части).
- Когда легче выразить себя: в коллективе или индивидуально?
Процесс самовыражения – это творческий процесс и его успешность зависит от обстоятельств, условий, окружения. Главное, найти свою оптимально приемлемую для Вас форму самореализации.
Педагоги – очень творческие люди. Кто-то вяжет, кто-то вышивает, лепит, мастерит. А мы хотим предложить вам мастер-класс по изготовлению цветов.
Мастер-класс. «Весенние цветы». Звучит музыка. Вальс цветовП. Чайковский
Задачи:
-дать каждому участнику возможность выразить свои творческие способности в продуктивной деятельности;
- предложить новые идеи по эстетическому оформлению предметов, используемых в нашем обиходе.
Выставка «Цветы в нашей жизни».
Педагогам объясняется технология изготовления цветов из легких тканей. Заготовки лепестков цветов собираются и сшиваются.
Дарим цветы по желанию (можно подарить, можно сделать себе подарок).
Рефлексия:
Благодарим за сотрудничество, мы надеемся, что наша встреча была интересной, полезной, запоминающейся.
В качестве обратной связи мы хотим предложить Вам выразить свое мнение о нашей работе.
Каждый участник высказывает свои впечатления о проделанной работе.