Татьяна Кульбякина
Тренинг с педагогами «Жить в ладу с собой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг с педагогами «Жить в гармонии с собой»
Цель: профилактика эмоционального выгорания в педагогическом коллективе.
Задачи:
1. Повысить уровень психологической компетентности педагогов.
2. Обучить приемам релаксации.
3. Снизить уровень психоэмоционального напряжения.
4. Способствовать повышению стрессоустойчивости.
Публикация «Тренинг с педагогами „Жить в ладу с собой“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи: «Жить в гармонии с собой». Тема эта выбрана не случайно.
В психологии существует такое понятие как «эмоциональное выгорание». Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».
Представители профессии «человек – человек» из– за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие физиологические и психологические симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. таким образом, организм защищает себя от психотравмирующих воздействий.
Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные затраты: интеллектуальные, эмоциональные и психические.
В процессе работы педагог взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами, администрацией, труд его также сопряжен с высокой ответственностью, напряжением, с постоянной концентрацией внимания. Из года в год увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление. Кроме того, очень часто педагоги предъявляют высокие требования к самим себе. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с назначением, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. Такого рода факторы, безусловно, оказывают негативное влияние на педагога : появляются нервозность, раздражительность, усталость, психосоматические проявления.
«Эмоционально выгорание»- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
— усталость, нервное истощение;
— нарушение сна;
— недовольство собой, нежелание работать;
— развитие соматических болезней;
— преобладание сниженного фона настроения, негативных чувств и эмоций, таких как, апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
— снижение самооценки, синдром «самозванца»;
— пренебрежение своими обязанностями;
— снижение энтузиазма;
— отсутствие удовлетворения от работы;
— негативное отношение к людям, частые конфликты;
— стремление к уединению;
— чувство вины;
— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, сладости, табак, и тому подобное);
— снижение аппетита или переедание.
Предлагаю определить есть ли у вас признаки эмоционального выгорания. Заполните, пожалуйста, анкеты. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда-3балла.
• Анкета. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя: почти, никогда, иногда, часто, почти всегда.
• 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня
• 2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой
• 3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня
• 4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких
• 5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела
• 6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня
• 7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье
• 8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил
• 9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей
• Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий; 3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.
Обсуждение результатов. Есть ли среди присутствующих лица, набравшие выше 12 баллов? От 3 до 12 баллов? Менее 3-х? Какого рода признаки эмоционального выгорания у вас присутствуют? Физиологические или психологические? Как часто вы испытываете подобные негативные проявления?
Сегодня я хочу предложить вам несколько техник, способов управления своим психоэмоциональным состоянием, поднять свою самооценку, повысить эмоциональный настрой.
Для этого я вам предлагаю на некоторое время абстрагироваться от своих социальных ролей руководителя, педагога, социального работника, воспитателя, инструктора по физической культуре и просто очень занятого человека и немного поиграть. А для того, чтобы наш тренинг прошел позитивно и непринужденно, нам не хватает правил, принятых группой.
Предлагаю всем:
- работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях;
- говорить только от своего лица: «Думаю», «Считаю»;
- обращаться друг к другу по имени;
- принимать себя и других такими, какие они есть;
- быть искренним;
- каждому члену группы сказать как минимум одно хорошее и доброе слово;
- все, что делается в группе, делается на добровольных началах;
- конфиденциальность всего происходящего в группе:
- общение по принципу «здесь и сейчас».
Разминка: «Шушаника Минична»
Цель: создание условий для включения педагогических работников в тренинг.
Задачи: активизация внимания коллектива, сплочение коллектива, повышение фона настроения.
В моей корзине свертки, в которых написаны имя и отчество. Ваша задача следующая: по цепочке, начиная с (указываем участника, просим соседа справа представиться, сосед зачитывает предложенные имя и отчество. Первый участник должен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя и отчество собеседника. (например, какое у вас необычное, красивое имя Иовилла Иеронимовна! Очень приятно… с вами познакомится.)
Глориоза Провна Вильгельмина Авелевна
Вивиана Ионична Геновефа Иркнеевна
Феосения Патрикеевна Савватия Стратониковна
Беата Нифонтовна Вожена Гедеоновна
Антигона Маевна Домитилла Ювенальевна
Синклитикия Рубеновна Препедигна Аристидовна
Вистита Евменьевна Ермиония Питиримовна
Апфия мартирьевна Вевея Вуколовна
Нунехия Амфилохьевна Голиндуха Хрисанфовна
Геласия Доримедонтовна Аста Радиевна
Агафоклия Наркисовна Рипсимия Флегонтовна
Иовилла Иеронимовна Кетевань Варнавична
Велимира Афмнодоровна Ксафиппа Викулична
Мамелфа Корнельевна Фессалоникия Якубовна
Эннафа Варсонофьевна Венцесслава Витовирвна
Маркеллина Ермилична Шушаника Минична
«Волшебный стул».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Задачи: повышение стрессоустойчивости и уверенности в себе, сплочение коллектива.
Участники группы располагаются полукругом на стульях, в середине «волшебный стул», на который по очереди садятся участники. Участник садится на стул и остальные по очереди говорят ему «комплименты», «добрые ассоциации», «впечатления», начиная с определенного обращения:
• «Эта прекрасная дама…. всегда так элегантна!»
• «Эта восхитительная леди!»
• «Эта прелестная особа!»
Театр-экспромт
Цель: художественно-эстетическое наслаждение, снятие напряжения, положительные эмоции.
Ведущий-режиссер - психолог
Актеры: дерево-2, цыган -1, ветер – 1, воробей – 1, пес- 1, хозяйка – 1, хозяин – 1, конь – 1
«….Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган-вор, он ищет конюшню, где спит Конь…Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один глаз, то другой. На улице на привязи спит Пес… Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган-вор пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку…Воробей зачирикал тревожно …Пес отчаянно залаял…Цыган уводит Коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем в руках Хозяин….Цыган убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят и Ветер продолжает завывать…Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет…Занавес!».
Рефлексия. Понравился ли вам театр-экспромт? Легко ли было исполнить предложенную роль? В чем заключалась сложность? Хотелось ли вам что-то изменить в игре актеров? Как бы вы сыграли роль?
У каждого из нас должен быть свой ресурс, который нам позволит быстро выходить из психотравмирующих ситуаций, преодолевать стрессы. У каждого ресурс свой: спорт, огород, разведение каких либо цветов, рисование, вышивка, вязание, танцы и т. д. Смех и положительные эмоции это тоже наши внутренние ресурсы.
Естественные способы регуляции – это сон, отдых, вечерние прогулки, путешествия.
Другой вариант – саморегуляция - контроль своего эмоционального состояния с помощью слов, образов, техник.
Упражнение «Мусорное ведро»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди зала психолог ставит ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.
Ведущий: «Представьте себе жизнь, в которой бы вы не имели возможность выкинуть мусор. Тогда он постепенно заполнил бы комнату, стало бы трудно дышать и двигаться, это бы отразилось на самочувствии и здоровье. То же происходит и с чувствами и эмоциями: негативные чувства и эмоции накапливаясь, захватывают человека. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на предложенных вам листах бумаги напишите негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», «я расстраиваюсь…» и т. п.
После чего разорвите свои бумажки на мелкие кусочки и выбросьте их в ведро. Если этого недостаточно, то выполняя это упражнение во дворе дома, например, можно «свои обиды, страхи» и т. д. сжечь.
Какие чувства вы испытывали, когда рвали записки на части? Стало ли вам легче?
Визуализация+ароматерапия+музыкотерапия (аромо-масло «море», звуки природы) :
Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Настройтесь на мой голос. Слушайте и представляйте все, что услышите.
Представьте себе морской берег… Вечер… Солнце клонится к закату. Вы сидите на песке, он теплый, сухой и чистый… Оглянитесь – вокруг ни души… Вы закрываете глаза, чувствуете кожей нежный бриз… Слышите шум прибоя… И редкие крики чаек… Вы берете в руку песок ощущаете прикосновение мельчайших теплых крупинок к своей коже. Вы делаете глубокий вдох и ощущаете солоноватый запах моря… Морской воздух свежий и немного влажный… Последние лучи солнца дарят вам свое тепло… Вы ощущаете покой… Вам хорошо, спокойно и уютно. Насладитесь этим моментом… Сделайте глубокий вдох носом и длинный выдох ртом. Потянитесь, выпрямитесь, открывайте глаза и возвращайтесь в наш зал.
Рефлексия.
Понравилось ли вам наше занятие? Какие чувства вызывало упражнение «Волшебный стул»? научились ли вы снимать напряжение? И т. д.
Я подготовила для вас памятки «Как оставаться в ресурсе», в ней представлены рекомендации по преодолению напряжения, стресса, восстановлению энергетических сил организма. Будьте здоровы и живите в ладу с собой.
Составитель: педагог-психолог Кульбякина Т. М.