Анастасия Радченко
Тренинг развития мышления у детей
▼ Скачать + Заказать документы
В обыденной жизни под мышлением обычно понимают словесные рассуждения. В психологии это понятие имеет гораздо более широкое значение. Психологи называют мышлением любой психический процесс, с помощью которого человек решает стоящую перед ним задачу.
В жизни встречаются самые разнообразные задачи, и для их решения требуются разные виды мышления. Однако бывает, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Тогда человек избирает тот из них, который ему более привычен и удобен. Изучая способ действия человека при решении таких задач, можно установить, какой вид мышления у него лучше развит.
Публикация «Тренинг развития мышления у детей» размещена в разделах
Чтобы мышление активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия, экскурсии, а также обычные игры с детьми.
Основные формы мышления, которые формируются уже в дошкольном возрасте, — это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.
Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
Наглядно-образное мышление — основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребе-нок учится пользоваться различными планами, схемами.
Логическое мышление — это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логического мышления.
Способы развития наглядно – действенного мышления детей.
«Какое время года».
Перед ребенком положить четыре карточки с разными временами года. Далее задать ребенку вопросы, касающиеся каждого времени года, а он должен указать на ту из карточек, которая ему соответствует.
«Разложи на группы».
Перед ребенком разложить комбинацию из 15 карточек, предлагая ему объединить карточки по тематике «Домашние животные», «Одежда для девочки», «Мебель» и найти одну картинку лишнюю. Ребенок должен найти и показать ее, а также ответить, почему именно эта карточка оказалась лишней.
Способы развития наглядно – образного мышления детей.
«Что лишнее»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков у детей 4-5 лет.
Ход игры: подобрать серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т. п., а четвертая картинка – лишняя. Предложить детям найти лишнюю картинку. Спросить, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.
«Найди пару»
Цель: формирование способности анализа, синтеза, сравнения, обобщения у детей 4-5 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что сегодня будем продолжать подбирать предметы на картинках друг к другу, чем - либо, связанные между собой. У каждого ребенка карточка, на которой 4 предмета. Предложить детям внимательно рассмотреть все предметы на картинках и выбрать только те предметы, какие образуют смысловую пару.
Способы развития логического мышления детей.
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар. (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь. (руками).
• Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).
• Если два больше одного, то один. (меньше двух).
• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже Саши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат. (младше сестры).
• Если правая рука справа, то левая. (слева).
• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки. (женщинами).
Игра «Что бывает.».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
- Что бывает низким (высоким?
- Что бывает красным (белым, желтым?
- Что бывает длинным (коротким?
Игра «Подбери слово.».
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка-часы, колесо-? Стрелка-это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо-часть машины.
-Птица-гнездо, человек-(дом)
-паровоз-вагон, конь-(телега)
Бежать-стоять, кричать-….(молчать)
Песня-певец, самолет-(летчик)
Карандаш-рисунок, буквы-(слова, рассказ, текст)
Птица-воздух, рыба-(вода)
Машина-дорога, воздух-….(самолет)
Корова-теленок, лошадь-….(жеребенок)
Яйцо-скорлупа, картофель-….(кожура, шелуха)
Ложка-каша, вилка-(мясо)