Елена Сысоева
Тренинг по педагогической этике общения
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогический тренинг для педагогов по педагогической этике общения
«Культура общения – культура поведения»
Подготовил : педагог-психолог
Сысоева Е. Ю.
2021 г.
Цель: создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности, оптимизация взаимоотношений в педагогическом коллективе, во взаимоотношениях с родителями и воспитанниками.
Задачи:
Публикация «Тренинг по педагогической этике общения» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- формирование мотивации для анализа собственных педагогических взглядов и установок, осознания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;
- совершенствование личностных качеств, стабилизация эмоционального состояния и способствование обретению душевной гармонии;
- повышение педагогической культуры как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОО.
Участники тренинга : воспитатели и специалисты ДОО
Оборудование: презентация, телевизор, листы бумаги, цветные и простые карандаши, мольберт, маркеры, текст этического кодекса, памятка для педагога, музыкальное сопровождение.
Ход
На экране слова: «Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей» Толстой Л. Н.
Правила работы:
- Не перебивать друг друга
- Правило хорошего настроения
- Говорить искренне и откровенно
- Не оценивать и не осуждать
- Конфиденциальность
- Правило поднятой руки
- Активность всех членов группы.
- Общение по принципу «здесь и теперь».
Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.
Предание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.
«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.
«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви!» – ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.
«Но почему!», - воскликнул Крез.
«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета!» – ответил мудрец.
Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить.
Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.
Педагогическая этика - это свод правил, которые позволяют:
- регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками,
а также другими членами общественности образовательного учреждения;
- защищающие их человеческую ценность и достоинство;
- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.
На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога с воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию. (Текст кодекса предложен участникам перед тренингом для напоминания содержания)
Предлагаю вспомнить основные положения кодекса (на экране).
Личность педагога ДО.
2.1. Педагог ДО должен стремиться стать положительным примером для своих воспитанников.
2.2. Педагог ДО не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Педагог ДО дорожит своей репутацией.
2.3. Педагог ДО должен быть требовательным к себе, стремиться к самосовершенствованию.
2.4. Педагог ДО не должен терять чувства меры и самообладания.
2.5. Педагог ДО соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.6. Педагог ДО является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой педагога ДО не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
2.7. Педагог ДО должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество ДО (помещение, мебель и др., а также свое рабочее время для личных нужд.
Упражнение «Самопрезентация»
Назовите свое имя отчество и продолжите такие фразы:
- Я выбрала профессию воспитателя, потому что.
- Качества, которые я больше всего ценю в людях.
Вывод:
Упражнение «Ассоциации»
Возьмите лист бумаги и нарисуйте, предмет, с которым вы смогли бы себя ассоциировать, как педагог-профессионал.
Под портретом в двух колонках запишите по одному качеству личности, которое помогает и препятствует работе педагога.
Упражнение «Личность педагога»
Предлагаю вам разделиться на две группы. По подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой педагога.
Вопросы для обсуждения:
С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
Что вы добавляете в этот список?
Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников (На доске).
Вывод: Педагогическая культура - это характеристика личности педагога, а так же его поведения в условиях воспитательной и образовательной деятельности
Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека. Его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.
В профессиональные качества и компетенции воспитателя значимым компонентом входит педагогическая этика и культура общения.
Есть три важных момента во взаимодействии людей друг с другом при встрече. Это приветствие, имя, улыбка. Каждому из нас важно в своей профессиональной деятельности уметь обладать ими в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.
ВОПРОС: Какое самое приятное слово для восприятия человеком?
ЕГО ИМЯ
А сейчас предлагаю вам послушать притчу и обсудить ее
Притча
Один человек спросил у Сократа:— Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
Какой вывод можно сделать из этой притчи?
Упражнение «Вежливость» (в группах)
Назовите
- вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т. п.) – 1 группа
- вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т. п.) – 2 группа
Вывод: Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть.
Упражнение «Контакт глазами»
Участники встают в круг, закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.
Если это не получилось с первого раза — попробовать еще.
Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз, но таким образом, чтобы получилось две шеренги – это необходимо для выполнения следующего упражнения.
Вывод: Возможно, с этим человеком у вас много общего, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку.
Упражнение в парах
Один – взрослый, второй педагог – ребенок (необходимо присесть на корточки для выполнения упражнения). Ребенок рассказывает педагогу историю, стих и т. д. Поменяться местами.
- Что вы чувствовали, когда были в положении ребенка?
- Что вы чувствовали в позиции педагога?
Присаживаемся на стулья.
И мы переходим к следующему положению кодекса – (на доске)
Взаимоотношения педагога с воспитанниками.
3.1. Педагог ДО выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Педагог ДО в своей работе не должен унижать честь и достоинство воспитанников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Педагог ДО является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам.
3.4. Требовательность педагога ДО по отношению к воспитанникам должна быть позитивной и обоснованной.
3.5. Педагог ДО выбирает методы работы с воспитанниками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Педагог ДО должен стремиться к повышению мотивации обучения и воспитания у воспитанников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагогу ДО следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Педагог ДО справедливо и объективно оценивает работу воспитанников, не допуская заниженного оценочного суждения.
Упражнение в командах «Благоприятный психологический климат в группе»
Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Основным требованием педагогической этики является благоприятный педагогический климат.
Каждой команде необходимо определить два условия к созданию благоприятного педагогического климата в группе.
Упражнение в командах
«Кто я?»
Каждой команде необходимо определить, кем является педагог для ребенка, продолжив фразу:
«Я -.».
Дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей…
Дети, находясь в д/саду весь день, видят в нас образец поведения.
Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников.
Каждой команде необходимо определить, кем является педагог для ребенка, продолжив фразу «Я -.» и дать обоснование.
Например: Я – творец детской радости: со мной интересно, весело.
Желание: Быть для воспитанников другом, учителем, защитником.
И следующее положение этического кодекса (на экране)
Взаимоотношения педагога ДО с родителями воспитанников.
3.21 Педагоги ДО должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников.
3.22. Педагог ДО консультирует родителей по вопросам воспитания и обучения воспитанников.
3.23. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей – о детях.
3.24. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
3.25. На отношения педагогов ДО с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями ДО.
УПРАЖНЕНИЕ «Персик И ЧЕРВЯЧОК».
Цель: сформировать понятие конфликта, познакомить с вариантами выхода из конфликта.
Содержание: Ведущий (мягко и спокойно) : сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – персик. Спелый, сочный, красивый, ароматный, персик, который живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Чтобы вы ответили червяку? Предлагаю открыть глаза и записать свой ответ.
Обсуждение: отсроченное обсуждение ответов после 5 способов выхода из конфликтной ситуации.
Способы выхода из конфликтной ситуации
Существует 5 способов выхода из конфликтной ситуации: конкуренция, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество.
Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера, стремление добиться своего в ущерб другому. Этот способ применятся при наличии заинтересованности в победе, при обладании определенной властью, при необходимости срочного разрешения конфликта. Возможный результат: испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе и большая вероятность испортить отношения.
Избегание или уклонение характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Человек уходит от ответственности за принятие решений. Данный способ применяется, когда не очень важен исход, отсутствует власть. Собеседник желает выиграть время. Недостаток данного способа заключается в тот, что конфликт может перейти в скрытую форму.
Приспособление – это сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов. Данный способ используется, если есть желание сохранить мир, участник осознает собственную неправоту. В результате конфликт может быть нерешен.
Компромисс – поиск решений за счет взаимных уступок, то есть достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. Компромисс обычно применяется при условиях одинаковой власти, при необходимости срочного разрешения конфликта, и если другие способы неэффективны. Недостатком компромисса является получение только половины ожидаемого.
Сотрудничество. Данный способ выхода из конфликтной ситуации позволяет учесть интересы обеих сторон. Применяется данный способ при наличии времени, необходимого для разрешения конфликта, при заинтересованности обеих сторон выйти из конфликтной ситуации при помощи сотрудничества, при желании обеих сторон сохранить отношения, и когда есть четкое понимание точки зрения противника. Не смотря на эффективность этого способа, существуют недостатки – это временные и энергетические затраты и негарантированность успеха.
Обсуждение: А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Персик и червячок».
(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их.)
Примерные ответы участников:
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри какая там симпатичная груша».
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам».
Приспособление: «Такая видимо у меня доля тяжкая»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие персики, ты их ешь, они даже вкуснее».
Завершить наш тренинг я хотела бы притчей.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу. Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома», а педагоги, владея педагогической этикой, - добродушны и отзывчивы, к которым радостно будут бежать утром дети, а родители - счастливы поговорить о воспитании.
Упражнение «Сегодня для меня было важным…»
На память о нашей работе я подарю вам памятку для педагога и хочу оставить вас наедине с мыслями великих людей. (Звучит музыка).
Памятка для педагогов ДОУ :
1. Входи в группу детей с улыбкой.
2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.
3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.
4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов самоуправства.
5. Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.
6. Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
7. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.
8. Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.
9. Учись у своих коллег, родителей, детей.
10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.
11. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.
12. Живи интересами детей и их надеждами.
13. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.
14. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.
15. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.
Мысли разных авторов на темы морали
ВЕЖЛИВОСТЬ
Вежливость есть символически условное выражение уважения ко всякому человеку. Н. А. Бердяев
Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец. Восточная мудрость
Вежливость для ума, что красота для лица. Вольтер
Деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия. Гегель
Учтивость есть строгая мера того, как надо поступать. Данте
Вежливость — моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. И. Н. Курочкина. Современный этикет
О НРАВСТВЕННОСТИ
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий. В. Г. Белинский
Терпимость не есть равнодушие к добру и злу; терпимость есть добродетель свободолюбия и человеколюбия, бережное отношение к человеческим душам, к их жизненному пути, всегда сложному и мучительному.
Н. А. Бердяев
Уважение — это искреннее признание чьих-либо достоинств. Л. Вовенарг
Нравственность — это разум воли. Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера. Гегель
Крепнет нравственность, когда дряхлеет плоть. Ж. -Б. Мольер
Не жди от людей большего, чем ты даешь им сам. К. П. Орловский
ДОБРО И ЗЛО
Я не знаю другого признака величия, как доброта. Л. Бетховен
Злой человек полагает, что все люди подобны ему. Грузинская мудрость
Следуй за добрыми людьми, и сам станешь добрым. Испанская мудрость
Ни одно благое намерение не стоит разбитого сердца. Из кинофильма
Существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Проверяйте свои поступки сознанием, не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобства людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо. В. А. Сухомлинский
Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни. А. Швейцер