Лучший педагог года

Тренинг на эмоциональное выгорание «В гармонии с собой»

Багиева Светлана
Тренинг на эмоциональное выгорание «В гармонии с собой»
▼ Скачать

Цель тренинга : профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи тренинга :

профилактика синдрома эмоционального выгорания;

снятие психического напряжения и эмоциональной усталости;

изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия;

Публикация «Тренинг на эмоциональное выгорание „В гармонии с собой“» размещена в разделах

формирование хорошего психологического климата, навыка эффективной коммуникации и взаимодействия с помощью внутреннего сотрудничества и взаимопомощи внутри коллектива.

Оборудование: листы формата А4, карандаши и ручки, вывеска «Здоровье», музыка, карточки с незаконченными предложениями.

Целевая аудитория: воспитатели, специалисты.

Количество участников: 15- 20 человек.

Время проведения: 1 – 1,5 часа.

Содержание

Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.

«Эмоционально выгоревшие»- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

— усталость, истощение;

— недовольство собой, нежелание работать;

— усиление соматических болезней;

— нарушение сна;

— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции : апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;

— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);

— негативная самооценка;

— пренебрежение своими обязанностями;

— снижение энтузиазма;

— отсутствие удовлетворения от работы;

— негативное отношение к людям, частые конфликты;

— стремление к уединению;

— чувство вины;

— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, сладости, табак, и тому подобное);

— снижение аппетита или переедание.

Три стадии синдрома

Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.

Первая стадия.

Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом".

На второй стадии

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители, "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Третья стадия

Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий»педагог как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

Упражнение 1 «Приветствие»

Цель- Создание позитивного настроения и настроя на работу в группе.

Воспитатели садятся в круг. Психолог «Давайте начнем сегодняшний тренинг с того, что выскажем друг другу пожелания. Сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелания на сегодняшний день. Тот к кому подошел первый участник, подойдет к следующему и так далее – до тех пор, пока каждый не получит пожелания на день.

Упражнение 2 «Сборный портрет»

Цель –развитие рефлексии, повышение самооценки.

Психолог: «Я допускаю, что среди вас нет такого человека, который казался бы вам идеальным. Но сейчас вы пройдете и будете внимательно смотреть на лица. Попробуйте составить сборный, из 5-6 человек, портрет идеальной девушки,выбранных вами девушек попросите выйти сюда и объясните почему их вы выбрали (черты характера,)

Упражнение 3 «Счет до десяти»

Цель – развитие взаимопонимания между участниками группы.

Воспитатели встают в круг,не касаясь друг друга. Психолог: «Сейчас, по сигналу «Начали» то, что доступно любому ребенку,- сосчитать до десяти. Но хитрость состоит в том считать вы будете вместе.. Кто- то скажет «один», другой скажет «два», третий «три» и т. д. Однако в игре есть правило : слово должен произносит один человек. Если, допустим «четыре» скажут двое. То счет начинается сначала. Начнем? Психолог предлагает добиться желаемого результата в пять попыток. После каждой неудачной попытки участники могут открыть глаза и посмотреть друг на друга. Но переговариваться запрещается

Упражнение 3 «Покажи пальцем»

Цель:- установление психологической поддержки и обратной связи.

Упражнение выполняется в кругу. Для начала всем участникам предлагается поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем психолог называет какое- либо свойство и предлагает воспитателем опустить руку показав пальцем на того,кто с точки зрения каждого из них обладает сегодня данными свойствами.

Покажите самого активного сегодня

Кто сегодня особенно веселил группу

Самого сонного

С кем хотели бы подружиться

Упражнение 4 Телесно-ориентированное упражнение «Погода» (3 мин)

Участники выбирают себе пару. Один отворачивается к партнеру спиной. он- бумага, второй художник. Ведущий предлагает «художник» нарисовать «на бумаге»(спине)сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающий ветер, затем усиливающий ветер, затем ливень переходящий в град снова

Ветер, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое солнышко согревающее всю землю.

По окончании упражнения,участники меняются местами. Каждый участники высказывает мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые проявились в процессе игры.

Упражнение 5 «Мусорная корзина»

Цель- избавление от негативных эмоций.

Психолог раздает листочки и ручки. В центр круга ставится корзину для мусора. Затем обращается к участникам с просьбой написать на листе бумаги те негативные эмоции которые имеются у них в настоящий момент

(каждый указывает свои эмоции)После этого бумажки выбрасываются в корзину. Психолог спрашивает, кто хочет рассказать другим участникам о содержании своей записки.

В конце упражнения корзину убирают в сторону (но на видное место)

Упражнение 6 «Моечная машина»

Цель: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.

Воспитатели становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек

становится «машиной», последний –«сушилкой.» «Машина» проходит между шеренгами все ею моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка должна ее высушить – обнять. Прошедший «мойку»

становится «сушилкой»,, сначала шеренги идет следующая «машина.»

Упражнение 7 «Автомобили» (10 мин.)

Цель: подвести участников к пониманию того, что для достижения цели надо самому управлять своей жизнью.

Психолог. Сейчас мы объединимся в пары, станем друг за другом, положив руки на талию участника, который стоит впереди. Первый из пары — автомобиль, второй — водитель. Дорогу видит только водитель. «Автомобиль» движется с закрытыми глазами, держа руки перед собой. По моему сигналу вы начинаете двигаться. Водитель должен так вести машину, чтобы не попасть в аварию, причем он не объясняет словам, куда и как двигаться, только руководит невербально, то есть без слов. (Все участники побывать в роли автомобиля и в роли водителя.)

Методические рекомендации: О чем эта игра, как вы думаете? Как вы чувствовали себя в роли водителя? Как чувствовали себя в роли автомобиля?

Образная техника. Упражнение 8 «Убежище»

Упражнение помогает успокоиться, отдохнуть, расслабиться. Выполняется в течение четырёх- пяти минут в спокойном, слабо освещённом помещении.

Сядьте удобно и спокойно на стул и закройте глаза. Представьте, что у вас есть убежище. Это может быть маленький домик в деревне или квартира в городе- всё, что угодно, даже пещера в горах. О вашем убежище никто из друзей и близких не знает. В нём Вы можете делать всё, что захотите и что вам нравится. Там нет обязательств и занятий, которыми Вы вынуждены заниматься из чувства долга. Там не нужно никуда спешить, не нужно планировать дела, рассчитывать время, учитывать обстоятельства. Там нет телефонов, телевизоров, радио. Там - полная свобода и спокойствие. Побудьте немного в своём «убежище», помечтайте о приятном, почувствуйте удовольствие от безделья и созерцании.

9. И закончить нашу встречу хотелось бы притчей.

Притча «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ»

- Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?

- Здравствуйте! Соединяю!

- Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!

- Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!

- Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом

исполненных желаний: постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!

Металлический голос в трубке: “Подождите, пожалуйста, Вас соединяют с

оператором отдела исполненных желаний” … Жду…

- Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?

- Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем

загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.

- Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?

- Да, внимательно.

- Начинаем с последнего года:

1) Надоела эта работа! ( исполнено: “работа надоела!”)

2) Муж не обращает внимания! ( исполнено: “не обращает!”)

3) Ой, мне бы немного денег! ( исполнено: денег – немного)

4) Подруги –дуры! ( исполнено: они – дуры)

5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! ( исполнено: на 10 этаже под самой

крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)

6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! ( исполнено: получи “Запорожец” лохматого года)

7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь ( исполнено: к свекрови на дачу,

ей как раз рабочая сила нужна)

8)Ну что такое, никто цветов не подарит ( исполнено: не подарит)

Продолжать? Здесь примерно на год чтения!

- Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!

- Господи, я все поняла! А сейчас я хочу как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?

Смешок в трубке…

- Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!

Публикации по теме:

«Масленица пришла — весну за собой привела!» — фотоотчёт«Масленица пришла — весну за собой привела!» — фотоотчёт Каждый год в нашем детском саду Масленицу встречают по-разному. Дети и конечно родители с нетерпением ждут очередного сюрприза. Чучело.

Фотоотчет «Жить в гармонии с природой»Фотоотчет «Жить в гармонии с природой» Фото отчет «Жить в гармонии с природой» Шелехина Нина Сергеевна Как хорошо отдыхать на природе! Ходить в лес, плавать в речке. Но.

Конспект НОД с детьми старшей группы (5–6 лет) по художественно-эстетическому развитию «В гармонии цветов»Конспект НОД с детьми старшей группы (5–6 лет) по художественно-эстетическому развитию «В гармонии цветов» Конспект НОД с детьми старшей группы (5-6 лет) по художественно-эстетическому развитию "В гармонии цветов". Цель:- Развитие творческого.

Конспект урока по окружающему миру «В гармонии с природой» «Природа. Ценность природы для людей» Первый урок в 3 классе по окружающему миру, УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Природа. Ценность.

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Консультация «Как приучить ребёнка убирать за собой игрушки»Консультация «Как приучить ребёнка убирать за собой игрушки» Многие родители знают всю важность игры для развития ребенка. Игрушки помогают ребёнку разыгрывать жизненные ситуации и сюжеты интересных.

Краткосрочный проект «Учимся ухаживать за собой»Краткосрочный проект «Учимся ухаживать за собой» Краткосрочный проект "Учимся ухаживать а собой" Воспитатель: Реутова Т. М. 2020г. Цель: Сохранение и укрепления здоровья детей через формирование.

Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика» Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика». В течение последних десятилетий проблема сохранения психического.

Родительское собрание «Как жить в мире с собой и другими»Родительское собрание «Как жить в мире с собой и другими» Цель: повышение педагогической культуры родителей. Задачи: • создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг на эмоциональное выгорание «В гармонии с собой»
Опубликовано: 4 января 2022 в 09:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг на эмоциональное выгорание «В гармонии с собой»» (включая файлы) размещена пользователем Багиева Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД