Багиева Светлана
Тренинг на эмоциональное выгорание «В гармонии с собой»
▼ Скачать
Цель тренинга : профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде.
Задачи тренинга :
профилактика синдрома эмоционального выгорания;
снятие психического напряжения и эмоциональной усталости;
изменение коллективного настроения, посредством группового взаимодействия;
Публикация «Тренинг на эмоциональное выгорание „В гармонии с собой“» размещена в разделах
формирование хорошего психологического климата, навыка эффективной коммуникации и взаимодействия с помощью внутреннего сотрудничества и взаимопомощи внутри коллектива.
Оборудование: листы формата А4, карандаши и ручки, вывеска «Здоровье», музыка, карточки с незаконченными предложениями.
Целевая аудитория: воспитатели, специалисты.
Количество участников: 15- 20 человек.
Время проведения: 1 – 1,5 часа.
Содержание
Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.
«Эмоционально выгоревшие»- это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
— усталость, истощение;
— недовольство собой, нежелание работать;
— усиление соматических болезней;
— нарушение сна;
— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции : апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
— негативная самооценка;
— пренебрежение своими обязанностями;
— снижение энтузиазма;
— отсутствие удовлетворения от работы;
— негативное отношение к людям, частые конфликты;
— стремление к уединению;
— чувство вины;
— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, сладости, табак, и тому подобное);
— снижение аппетита или переедание.
Три стадии синдрома
Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.
Первая стадия.
Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.
Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом".
На второй стадии
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители, "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.
Третья стадия
Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий»педагог как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.
Упражнение 1 «Приветствие»
Цель- Создание позитивного настроения и настроя на работу в группе.
Воспитатели садятся в круг. Психолог «Давайте начнем сегодняшний тренинг с того, что выскажем друг другу пожелания. Сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелания на сегодняшний день. Тот к кому подошел первый участник, подойдет к следующему и так далее – до тех пор, пока каждый не получит пожелания на день.
Упражнение 2 «Сборный портрет»
Цель –развитие рефлексии, повышение самооценки.
Психолог: «Я допускаю, что среди вас нет такого человека, который казался бы вам идеальным. Но сейчас вы пройдете и будете внимательно смотреть на лица. Попробуйте составить сборный, из 5-6 человек, портрет идеальной девушки,выбранных вами девушек попросите выйти сюда и объясните почему их вы выбрали (черты характера,)
Упражнение 3 «Счет до десяти»
Цель – развитие взаимопонимания между участниками группы.
Воспитатели встают в круг,не касаясь друг друга. Психолог: «Сейчас, по сигналу «Начали» то, что доступно любому ребенку,- сосчитать до десяти. Но хитрость состоит в том считать вы будете вместе.. Кто- то скажет «один», другой скажет «два», третий «три» и т. д. Однако в игре есть правило : слово должен произносит один человек. Если, допустим «четыре» скажут двое. То счет начинается сначала. Начнем? Психолог предлагает добиться желаемого результата в пять попыток. После каждой неудачной попытки участники могут открыть глаза и посмотреть друг на друга. Но переговариваться запрещается
Упражнение 3 «Покажи пальцем»
Цель:- установление психологической поддержки и обратной связи.
Упражнение выполняется в кругу. Для начала всем участникам предлагается поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем психолог называет какое- либо свойство и предлагает воспитателем опустить руку показав пальцем на того,кто с точки зрения каждого из них обладает сегодня данными свойствами.
Покажите самого активного сегодня
Кто сегодня особенно веселил группу
Самого сонного
С кем хотели бы подружиться
Упражнение 4 Телесно-ориентированное упражнение «Погода» (3 мин)
Участники выбирают себе пару. Один отворачивается к партнеру спиной. он- бумага, второй художник. Ведущий предлагает «художник» нарисовать «на бумаге»(спине)сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающий ветер, затем усиливающий ветер, затем ливень переходящий в град снова
Ветер, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое солнышко согревающее всю землю.
По окончании упражнения,участники меняются местами. Каждый участники высказывает мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые проявились в процессе игры.
Упражнение 5 «Мусорная корзина»
Цель- избавление от негативных эмоций.
Психолог раздает листочки и ручки. В центр круга ставится корзину для мусора. Затем обращается к участникам с просьбой написать на листе бумаги те негативные эмоции которые имеются у них в настоящий момент
(каждый указывает свои эмоции)После этого бумажки выбрасываются в корзину. Психолог спрашивает, кто хочет рассказать другим участникам о содержании своей записки.
В конце упражнения корзину убирают в сторону (но на видное место)
Упражнение 6 «Моечная машина»
Цель: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.
Воспитатели становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек
становится «машиной», последний –«сушилкой.» «Машина» проходит между шеренгами все ею моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка должна ее высушить – обнять. Прошедший «мойку»
становится «сушилкой»,, сначала шеренги идет следующая «машина.»
Упражнение 7 «Автомобили» (10 мин.)
Цель: подвести участников к пониманию того, что для достижения цели надо самому управлять своей жизнью.
Психолог. Сейчас мы объединимся в пары, станем друг за другом, положив руки на талию участника, который стоит впереди. Первый из пары — автомобиль, второй — водитель. Дорогу видит только водитель. «Автомобиль» движется с закрытыми глазами, держа руки перед собой. По моему сигналу вы начинаете двигаться. Водитель должен так вести машину, чтобы не попасть в аварию, причем он не объясняет словам, куда и как двигаться, только руководит невербально, то есть без слов. (Все участники побывать в роли автомобиля и в роли водителя.)
Методические рекомендации: О чем эта игра, как вы думаете? Как вы чувствовали себя в роли водителя? Как чувствовали себя в роли автомобиля?
Образная техника. Упражнение 8 «Убежище»
Упражнение помогает успокоиться, отдохнуть, расслабиться. Выполняется в течение четырёх- пяти минут в спокойном, слабо освещённом помещении.
Сядьте удобно и спокойно на стул и закройте глаза. Представьте, что у вас есть убежище. Это может быть маленький домик в деревне или квартира в городе- всё, что угодно, даже пещера в горах. О вашем убежище никто из друзей и близких не знает. В нём Вы можете делать всё, что захотите и что вам нравится. Там нет обязательств и занятий, которыми Вы вынуждены заниматься из чувства долга. Там не нужно никуда спешить, не нужно планировать дела, рассчитывать время, учитывать обстоятельства. Там нет телефонов, телевизоров, радио. Там - полная свобода и спокойствие. Побудьте немного в своём «убежище», помечтайте о приятном, почувствуйте удовольствие от безделья и созерцании.
9. И закончить нашу встречу хотелось бы притчей.
Притча «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ»
- Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?
- Здравствуйте! Соединяю!
- Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!
- Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!
- Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом
исполненных желаний: постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!
… Металлический голос в трубке: “Подождите, пожалуйста, Вас соединяют с
оператором отдела исполненных желаний” … Жду…
- Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?
- Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем
загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.
- Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?
- Да, внимательно.
- Начинаем с последнего года:
1) Надоела эта работа! ( исполнено: “работа надоела!”)
2) Муж не обращает внимания! ( исполнено: “не обращает!”)
3) Ой, мне бы немного денег! ( исполнено: денег – немного)
4) Подруги –дуры! ( исполнено: они – дуры)
5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! ( исполнено: на 10 этаже под самой
крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)
6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! ( исполнено: получи “Запорожец” лохматого года)
7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь ( исполнено: к свекрови на дачу,
ей как раз рабочая сила нужна)
8)Ну что такое, никто цветов не подарит ( исполнено: не подарит)
Продолжать? Здесь примерно на год чтения!
- Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!
- Господи, я все поняла! А сейчас я хочу как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?
Смешок в трубке…
- Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!