Татьяна Горбунова
Тренинг для родителей «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-установление позитивного взаимодействия, осознание ролевых функций -членов семьи, мотивация родителей на социально значимые семейные ценности.
Задачи:
-определить понятие семьи, ее функции, нравственные основы;
-определить сложившиеся отношения между членами семьи;
-формулировать традиции и нравственные основы семьи;
-моделировать наиболее комфортные отношения для своей семьи;
- моделировать благоприятное взаимодействие детей и родителей;
Темочки:
Материал: мяч, бумажные ладошки детей, листы бумаги А4, цветные карандаши,
фломастеры, магнитофон, музыкальные записи.
ХОД
-Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня наша встреча посвящена семье. Кто может сказать, что такое семья?
-Правильно, вы все молодцы! Семья – прежде всего самые близкие и родные люди. У каждого из вас есть семья, ваши родные и самые близкие люди. Они заботятся о вас, дарят любовь. Семья является опорой для каждого из вас. Мы очень рады, что у каждого из вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь.
-Наш тренинг мне хотелось бы начать с приветствия.
1. Упражнение “Ток”. Беремся за руки. Ток очень быстро бежит по цепи. Наши руки – это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия. А теперь передавая мяч, друг другу, расскажите о своей семье.
-А сейчас пусть каждая семья представится.
2. “Портрет”. Участникам раздаются листочки формата А4. Каждый рисует свой портрет, но необычным способом: вместо глаз – что люблю видеть, на что смотреть; нос – нюхать, вдыхать ароматы; уши – слышать или слушать; волосы – мечты и фантазии; рот – кушать, чувствовать. Нужно рассказать в паре ребенок – родитель это друг другу и затем друг о друге – группе (звучит спокойная музыка).
3 Упражнение «Рассуждение»
Кто может сказать, что такое семья? Правильно, вы все молодцы! Семья – прежде всего самые близкие и родные люди.
Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».
Историческая форма семьи, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, определяет функции семьи, ее назначение. Через свои функции семья связана с одной стороны с обществом (общественные функции, с другой стороны с составляющими ее индивидами (индивидуальные функции). Семья - это средоточение крайне важных человеческих потребностей (в первую очередь сексуальных, детородных, хозяйственно-потребительских, эмоционально-нравственных, эстетических, психологических, которые она способна удовлетворить в избирательном, устойчивом, повторяющемся плане”.
Важнейший функцией семьи является репродуктивная.
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы
4Упражнение "В детстве я мечтала… "
Участники бросают мяч друг другу со словами: "В детстве я мечтала…»
Это упражнение способствует погружению родителей в детское эго-состояние.
5. «Встаньте те, кто…»
Участникам предлагается вставать, если описание подходит:
- вместе читают книжки;
- имеют общее увлечение;
- помогают маме мыть посуду;
- помогают маме выносить мусор;
- вместе путешествуют.
6. Упражнение «Герб семьи»
С давних пор люди составляют гербы из разных символов, в которых они находили поддержку и силу. В этом гербе имели отражение: имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила (что или кто поддерживает извне, «подвиг» (ситуации, в которых члены семьи были «на высоте», мечта. Нарисуйте герб своей семьи. В рисовании герба необходимо принять участие всем членам семьи.
7 Пальчиковая гимнастика “Моя семья”. Все встают в круг и сжимают пальцы ведущей руки в кулак. Вместе с педагогом повторяют текст и выполняют движения:
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).
Вот большой! А это - средний.
Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Будем их соединять и движенья выполнять.
(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).
8. Упражнение «Традиции нашей семьи»
Запишите традиции семьи, в которой вы выросли, и те, которые бы хотели иметь в своей семье.
После выполнения упражнения родители обмениваются мнениями по поводу традиций своих семей.
9. Упражнение «Нравственные основы семьи»
- Назовите нравственные принципы, по которому живет семья : «Взаимное уважение в семье», «Забота о воспитании детей», «Один за всех, все за одного». Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Сформулируйте нравственные основы своей семьи.
Наша встреча подошла к концу. Давайте мы все сядем в один большой круг, и каждый расскажет, в какую игру ему сегодня больше всего понравилось играть и почему, что лучше всего удалось сегодня, что особенно порадовало и т. д.