Виктория Крамаренко
Тренинг для педагогов «Разговор с самим собой»
▼ Скачать + Заказать документы
Разговор с самим собой
Цель:развить и усовершенствовать рефлексивные способности педагогов, исходя из их индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;
2. познакомить педагогов с различными методами рефлексии;
3. дать возможность применить полученные знания на практике.
Оборудование: экран и проектор, картинки героев сказки, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Публикация «Тренинг для педагогов „Разговор с самим собой“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Здравствуйте уважаемые коллеги. Наша встреча посвящена развитию и
совершенствованию рефлексивных способностей. Мы вспомним, что такое вообще рефлексия, что такое педагогическая рефлексия, какие виды педагогической рефлексии бывают и функции рефлексии.
Я приглашаю в центр зала для выполнения упражнения, которое поможет раскрепоститься, улучшить атмосферу в группе, снять мышечное напряжение.
Упражнение: «Броуновское движение».
Цель: упражнение направлено на сплочение коллектива, на раскрепощение участников, на улучшение атмосферы в группе, снять мышечное напряжение.
Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).
После выполнения упражнения спросить: Как вы себя чувствуете?
- Все ли соединились с теми, с кем хотели?
Присаживайтесь на свои места и сейчас мы обратимся к теории.
1. Понятие рефлексии
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого.
Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через
свой внутренний мир", "оценить".
2. Педагогическая рефлексия – способность взрослого анализировать
свою педагогическую деятельность и прогнозировать результаты
влияния на ребёнка. Рефлексирующий педагог – это думающий,
анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал
Джон Дьюи, "вечный ученик своей профессии".
3. Виды рефлексии:
Рассмотрим некоторые виды педагогической рефлексии:
1). Социально-перцептивная рефлексия, переосмысление, перепроверка
педагогом собственных представлений и мнений о детях. (Педагог: Выдвигает предположения о причинах, мотивах и целях поведения детей, старается предвидеть действия ребенка в конкретных ситуациях,осуществляет анализ изменения личности каждого ребенка в процессе воспитания и обучения. Большое влияние оказывает уровень развития у педагога эмпатии, направленной на определение и эмоциональное познание детей. Эмаптия педагога проявляется в сопереживании и сочувствии педагога к детям. В том случае, если эпатийность не развита, либо слабо развита, то рефлексивная деятельность педагога по отношению к учащимся значительно снижается
2). Коммуникативная рефлексия это способность личности встать на место своего партнера, увидеть ситуацию его глазами, принять его позицию, это «размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие лица» (Осуществление коммуникативной рефлексии направлено на оценку себя, собственного «Я», отношения окружающих к нему. Для педагога значимым является установление того как к нему относятся коллеги, дети, родители и администрация учебного заведения. Оценивается не только отношение с профессиональной точки зрения, но и отношение как к личности. Довольно часто в процессе коммуникативной рефлексии педагог допускает ряд ошибок, таких как переоценка или недооценка мнения о себе и своих профессиональных умениях.
Упражнение «Карусель общения»
Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты, развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
_ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.
_ Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.
_ Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
_ После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую, вы очень рады встрече.
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
3). Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих
действий, самопознания.
Упражнение «Без масок»
Цель упражнения: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности, формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек:
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»
«Мне очень трудно забыть, но я…»
«Чего мне иногда по – настоящему хочется, так это…»
«Мне бывает скучно, когда я…»
«Особенно меня раздражает то, что я…»
«Мне особенно приятно, когда меня…»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»
«Верно, что я еще…»
«Думаю, что самое важное для меня…»
«В последнее время в работе меня огорчало…»
«Мои друзья редко…»
«Я горжусь тем, что…»
«Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…»
«Я люблю…»
«Меня радует…»
Мы с вами педагоги и нам приходится сталкиваться в нашей профессии как с приятными для нас детьми и взрослыми, так и людьми, которые вызывают у нас негативные эмоции, а эти эмоции очень мешают в работе.
Наше следующее упражнение направлено на тренировку умения дать позитивную характеристику человеку, к которому испытываете неприязнь. Это умение облегчит нам работу с такими людьми. Поступаем по принципу «ты не можешь изменить мир, но ты можешь изменить свое отношение к нему» (Объединяемся в 3 группы по 5 человек.)
Упражнение «Портрет в розовых тонах»
Для группового обсуждения может подойти любой отрицательный
сказочный герой: Баба-Яга, Кощей - бессмертный, Карабас – Барабас, Соловей-разбойник, Иван-дурак, Лиса.
Пример:
1. Баба-Яга - занималась врачевательством, лечила людей. В какой - то из сказок Илью Муромца она накормила, напоила, в баньке попарила, спать уложила, выходит гостеприимная, хозяйственная. Животных любит, доброта в ней есть, гуси лебеди просто так слушаться не будут, кормит наверное вкусненьким. Да еще Ивану дураку всегда помогает, Василису Прекрасную найти, Кощея победить, отзывчивая значит.
2. Кощей – Бессмертный - он никогда не обидел ни одну девушку. Он очень хотел жениться, а когда девушки ему отказывали, он их отпускал.
3. Карабас - Барабас - ни смотря на его строгость и порою жестокость он ставил хорошие театральные постановки. Залы театра всегда были полны.
4. Соловей Разбойник - он был отличным вокалистом.
5. Иван-дурак - дурак не дурак, а на царевне женился. Честный.
6. Лиса - только она смогла наказать самоуверенного колобка.
Рефлексия: изменилось ли ваше отношение к сказочному герою после такой характеристики? Изменится ли ваше отношение к человеку и отношение этого человека к вам, если вы посмотрите на него с позитивной стороны?
Ответы педагогов. (Конечно. Нужно всегда искать в людях хорошие его качества и на них обращать большее внимание)
Следующее упражнение направлено на осознание вами собственных качеств (4 дерева на слайде в презентации).
Упражнение «Дерево цели»
Цель: осознание участниками собственных качеств и достижении. Инструкция: «Нарисованные деревья выступают символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас подумайте и выберите дерево которое, вы считаете, больше соответствует вашему представлению о карьере и в том месте, где вы сейчас находитесь, по вашему мнению».
Данное упражнение является своеобразной шкалой роста. Обсуждение символического значения достигнутого носит поддерживающий характер.
- Если вы выбрали дерево с описанием деталей, то это говорит о следующих ваших качествах: вам необходимо «всё раскладывать по полочкам». Если что-то вам не понятно – это вызывает у вас чувство дискомфорта. Вы хотите быть заранее готовыми к любым переменам. Черты вашего характера, ответственность и пунктуальность.
- Если вы выбрали дерево с маленькими корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы часто испытываете неуверенность, сомневаетесь, справитесь ли с поставленной задачей. Вам всё ещё кажется, что у вас не достаточно опыта. Вы нуждаетесь в поддержке, советах и дружеском одобрении.
- Если вы выбрали дерево с большими ветвистыми корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы твердо уверенны, что у вас достаточно профессионального опыта, вы замечательно справляетесь с любой задачей, но не всегда готовы принять перемены, считаете, что лучше хорошо усвоенные старые традиции, чем не испробованные новые эксперименты.
- Если вы выбрали дерево с плодом, то это говорит о следующих ваших качествах: для вас совершенно ясно, что ваша профессиональная карьера достигла уровня, когда вы получаете от неё удовольствие, вы точно знаете, что это ваше призвание.
Каждый из нас обладает сильными сторонами, но не все могут их обнаружить в себе и заставить доминировать в общем представлении о человеке. Сильные стороны прячутся за комплексами, заниженной самооценкой, способом родительского воспитания.
Следующая игра поможет нам формировать чувства доверия, направлена на снятие психического напряжения.
Упражнение «Моечная машина»
Цель: Сплочение группы; формирование чувства доверия; снятие психического напряжения.
Время: 5 минут.
+Участники становятся в «ручеек». Это и есть моечная машина. Один из участников играет роль автомобиля, который необходимо «помыть». Он входит в строй между товарищами. Они прикасаются по очереди к нему ладонями и говорят ему ласковые слова и добрые пожелания на будущее. На выходе из «машины» его ждет «сушилка» (один из участников тренинга, которая должна его обнять. После этого происходит смена ролей «сушилки» и «автомобиля».
Упражнение считается завершенным тогда, когда все члены группы побывают в заданных ролевых образах.
4. Функции рефлексии.
На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии? (беседа с педагогами)
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности
участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов
взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников
педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и
взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и
деятельности.
Рефлексия - основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь».
Вот те способы, которые помогают осознать и осмыслить свой внутренний мир:
Способ первый: Релаксация.
Релаксация - это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Как необходимо расслабляться: Примите удобную позу (сидя в кресле, закройте глаза и начните делать глубокий брюшной вдох и медленно выдыхайте ртом, снимите накопленное напряжение, усталость, до тех пор, пока не достигнете внутреннего расслабления.
Способ второй: Концентрация.
Концентрация - это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием.
Способ третий: Визуализация.
Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций.
Способ четвёртый: Самовнушение.
Самовнушение - это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение - это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени.
На этом наше занятие подошло к концу. Предлагаю подвести итоги. В этом нам поможет рефлексивная мишень.
Перед Вами мишень (на слайде, которая разделена на 4 сектора:
1. Полезность полученной информации.
2. Доступность изложения.
3. Новизна полученной информации
4. Мотивация к анализу своей деятельности.
Прошу Вас "выстрелить" по мишени 4 раза, делая метку (точку, плюс и т. д.) в каждом секторе.
Метка соответствует Вашей оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если Вы очень низко оценивает результаты, то метка ставится в "молоко" или в поле "О" на мишени, если выше, то в поле "5".
Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.
Заключительная часть
Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность.
Научившись правильно рефлексировать, вы заметите массу положительных перемен в своей жизни: станете лучше понимать себя и разбираться в окружающих людях, будете принимать больше правильных решений и легко учиться на ошибках, начнете прогнозировать возможные варианты развития событий и даже поведение других людей, будете готовы к непредвиденным обстоятельствам и неожиданным поворотам на жизненном пути. Работа над собой - это внутренняя организация всей жизни, это стиль и содержание жизни.