Анастасия Немирова
Тренинг для педагогов «Психологический комфорт в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг «Психологический комфорт в детском саду»
Цель: создание комфортного психологического климата в коллективе
Задачи:
1. Снятие напряжения, получение психологической поддержки
2. Отработка личных проблем
3. Развитие умения вставать в позицию наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации
4. Формировать позитивное принятие себя.
Ход тренинга
Педагог-психолог :
Публикация «Тренинг для педагогов „Психологический комфорт в детском саду“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Упражнение «Разогревки - самооценки»
Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Задания:
• если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
• если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
• если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
• если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
• если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
• если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
• если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;
• если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
• если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
• если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
• если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
• если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
• если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.
Вопросы к педагогам :
- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
-Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:
К – красота
О – органичность
М – мама
Ф – фантазия
О – отдых
Р – радость
Т – тепло
Психологический климат – это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате : в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Строительство психологического климата, сплоченности коллектива — это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
Упражнение «Негативные установки»
Педагог-психолог :
Положительные утверждения способны влиять на исход дела, то же характерно и для любых — даже подсознательных — негативных установок. Они проскальзывают в случайных замечаниях и высказываниях, отражающих беспомощность и безнадежность. Подобные установки могут закрыть перед нами многие двери. Наши случайные и непродуманные замечания — это тоже своего рода динамичные самовнушения», незаметно, но упорно формирующие мир вокруг нас. Проблематичные ситуации быстро изменяются, как только мы чувствуем себя готовыми сознательно перестроить мышление и речь. Пробуйте следующее: не нужно закрывать глаза на нынешние трудности, нужно приветствовать заложенный в них потенциал для перемен.
Инструкция: попробуйте самостоятельно изменить негативные установки, сменив отношение к ним.
Негативные установки:
1. Положение безнадежно
2. Бесполезно пытаться что-то сделать.
3. Я никогда не смогу выполнить всю эту работу
4. Я никогда не смогу провести отпуск так, как мне хочется.
Позитивные установки:
1. В настоящий момент положение представляется безнадежным.
2. Я еще не решил, как исправить положение.
3. Мне надо составить план, чтобы справиться с этим заданием.
4. Я сделаю все возможное, чтобы провести отпуск в соответствии со своими возможностями и желаниями.
Упражнение «Подарки»
Цель: консолидация группы и формирование эмоционально-позитивной атмосферы.
Инструмент: Необходимы пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Можно раздать по три билета на человека. На каждом билете необходимо написать качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, прочитать его и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» благодарит и сам выбирает билет, дарит его куму-то из участников.
Упражнение «Мои профессиональные проблемы»
Каждый заканчивает предложение: «В моей работе мне нравится…», «В моей работе мне особенно трудно и неприятно…».
Упражнение «Волшебный листок»
Разделить лист на 4 части:
Вспомните и запишите 3 человек, которые очень вам близки.
Вспомните и запишите 3 места, где вы были счастливы.
Вспомните и запишите 3 качества, которые вам помогают добиваться успеха, за которые вы себя уважаете.
Вспомните и запишите 3 хобби, которые доставляют вам удовольствие.
После того, как все написали.
Если вам кажется, что вас все забыли, никто не понимает, вы никому не нужны, вспомните 3 близких человека, которые вы нужны.
Если на душе плохо, то вспомните 3 места, где вы чувствовали себя счастливыми, окунитесь в них и сохраните ощущения.
Если все валится из рук, ничего не получается вспомните 3 качества, за которые вы себя уважаете.
Если апатия, ничего не хочется делать, вспомните 3 занятия, которые вас радуют и доставляют вам удовольствие.
Упражнение «Источник»
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму» Вода» (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется».
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.
Психологический настрой : «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
Рефлексия.