Наталья Санисус
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Определение синдрома эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности.
Публикация «Тренинг для педагогов „Профилактика синдрома эмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Ключевую роль в его развитии играют эмоционально напряженные отношения в системе «человек-человек», например между руководителем и подчиненными.
Для синдрома характерны эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений.
При истощении снижается эмоциональный фон и развивается равнодушие.
При деперсонализации нарушаются отношения с другими людьми, повышаются негативизм, скепсис.
Термин «редукция личных достижений» объединяет такие психологические проявления, как сниженный уровень самооценки, негативное отношение к своей профессии, уход от служебных обязанностей, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития.
Основные факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания :
1. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего синдром эмоционального выгорания возникает у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и продолжается от 3 до 7 дней (у 69%).
У молодых специалистов, а также специалистов с 10-летним стажем педагогической деятельности он бывает не часто (7-10%)
Молодые специалисты, скорее всего, занимаются совершенствованием воспитательной работы и оттачиванием педагогического мастерства, а результаты этой деятельности пока не оказывают существенного влияния на психоэмоциональное состояние. У профессионалов с 10-летним стажем, возможно уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им спокойнее реагировать на различные ситуации. Однако после 10 лет работы (особенно в период с 15 до 20 лет) частота проявлений эмоционального выгорания вновь повышается до 21%.
2. Общение с субъектами образовательного процесса (особенно с администрацией детского сада и родителями воспитанников).
Причины развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов :
• Высокая эмоциональная вовлеченность в деятельность, эмоциональная перегрузка.
• Отсутствие четкой связи между процессом воспитания и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным усилиям.
• Ограниченность времени для реализации поставленных целей.
• Неумение регулировать собственное эмоциональное состояние.
• Организационные моменты педагогической деятельности : нагрузка, моральное и материальное стимулирование.
• Ответственность перед администрацией, родителями воспитанников, обществом за результат своего труда.
• Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями, администрацией.
План проведения тренинга для педагогов
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
Цель: создать условия для личностного роста участников тренинга и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.
Задачи:
• создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания;
• передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
• развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
• снятие эмоционального напряжения;
• формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.
Форма: групповая (педагоги и воспитатели)
Ход тренинга.
1. Упражнение – энергизатор.
П. п. Здравствуйте! Я рада вас видеть. Для того, чтобы немного размяться
Предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами и постройтесь по росту» (встаньте слева те, кто одет в юбки и платья, справа те, кто одет в брюки, слева – у кого карие глаза, а справа – голубые и зеленые).
2. Знакомство.
П. п. Перед началом дальнейшей работы, я думаю. Нам стоит вновь познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество.
Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее настроение или состояние (например Наталья - организованная).
Игра «Давай поздороваемся»
Встаньте в шеренгу. Рассчитайтесь на яблоки и груши. Груши остаются на месте, яблоки делают шаг вперед. Образуем два круга: внутренний и внешний, лицом друг к другу.
По хлопку приветствуем друг друга
• 1хлопок – руками
• 2 хлопка - плечом
• 3 хлопка – спинами.
Наш сегодняшний тренинг посвящен синдрому эмоционального выгорания.
2. Дискуссия (мозговой штурм)
Как вы думаете какие факторы способствуют возникновению синдрома эмоционального выгорания?
Каждый на листе пишет один фактор.
Итак, все факторы мы можем разделить на следующие группы:
• Личностные
• Организационные
• Социальные.
3. Работа в группах
Предлагаю вам разделиться на группы и попытаться ответить на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания?»
Маркеры, листы бумаги.
Подведение итогов
Все названные вами ресурсы можно разделить на четыре группы:
• Близкие люди (семья)
• Работа
• Интересы, увлечения, хобби.
• Друзья
Не секрет,если какой-то из ресурсов преобладает или отсутствует. То возникает дисбаланс и, следовательно, человек становится более подвержен синдрому эмоционального выгорания.
4. Методика «Щит»
Предлагаю взять лист бумаги и разделить его на 4 части. В правом верхнем углу укажите свое имя. В первой части напишите «я сегодня», во 2-я горжусь, 3-я мои желания 4- мои увлечения.
Изобразите то, что написано в каждой из четвертей листа. Пусть картинка будет яркой и крупной. Сравним работы, есть ли похожие. Давайте посмотрим чем вы гордитесь о чем мечтаете….
Похлопаем друг другу.
5. Упражнение «Главное - второстепенное»
Напишите на листе бумаги по порядку 5-8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны.
А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни. Как будто вам 75-80 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминаете самые грустные или радостные события. Вообразите, что из того времени вы смотрите в свое настоящее и оцениваете главное и второстепенное. Может, вы заметите, как много сил отдавали какому-то делу, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось очень важным.
А теперь переверните лист и напишите новый список,сравните ваши списки.
Кто хочет поделиться впечатлениями.
6. релаксация
Сегодняшней целью нашей встречи было изучение синдрома эмоционального выгорания, причин его возникновения и способов защиты от него.
Давайте по кругу выскажем свое мнение о прошедшей встрече.
Результат-гипотеза: Если провести с коллективом педагогов работу по совершенствованию психологической компетентности, по развитию коммуникативных навыков, обучить их навыкам релаксации и дыхательным техникам, навыкам выхода из конфликтных ситуаций, обучить приемам выхода из стресса и его профилактике, провести профилактическую работу по эмоциональному выгоранию педагогов, то психологический климат в коллективе улучшиться, улучшится психическое здоровье педагогов.