Олеся Лисовенко
Тренинг для педагогов «Полотно счастья»
▼ Скачать + Заказать документы
"Полотно счастья"
Древняя мудрость гласит:
сложно изменить мир,
но если ты хочешь этого –
начни меняться сам.
Цель: развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу и сплочение педагогического коллектива.
Задачи:
• Повышать коммуникативные навыки педагогов;
• Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
Публикация «Тренинг для педагогов „Полотно счастья“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
• Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
• Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;
• Повышать самооценку педагогов;
• Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех;
Материалы и оборудование: нити, ножницы, мандалы, «Интерпретация рисунка мандалы», цветные карандаши, аудио и видеозапись.
Форма проведения: тренинг.
Методы и приемы: игры, мандалотерапия.
Место проведения: музыкальный зал.
Возраст: педагоги.
План проведения:
1. Притча "Счастье";
2. Игра "Нити счастья";
3. Игра "Полотно счастья";
4. Игра "Имена" (плетем канву);
5. Игра "Оберег Счастья";
6. Упражнение "Игра - сидя";
7. О мандале. Мандала – что это? (презентация);
8. Практическое задание «Рисуем мандалу» (видеоролик);
9. Рефлексия.
Хот тренинга
Педагог-психолог : Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодняшний тренинг я хочу начать с древней притчи "Счастье" :
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
- Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины?
Мы ищем счастье тут и там,
За ним мы бродим по пятам,
Ему твердим мы бесконечно -
С тобою быть хотим навечно!
Мечтая в счастье раствориться,
Мы долго, вглядываясь в лица.
Найти пытаемся ответ -
В чем счастье? Есть оно, иль нет?
Мы пребываем в заблуждении,
Что счастье - чьих-то рук творение,
Что к нам вот-вот придет волшебник,
И осчастливит нас, в сей миг!
Вопрос для обсуждения:
Педагог-психолог :
- Как вы думаете: "Счастье - чьих рук творение?"
Вывод:
А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: "Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!"
Игра "Нити счастья"
Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг по плотнее, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: "Что такое счастье?" и передать этот моток человеку стоящему справа от вас. Следующий участник повторяет предыдущий ответ и добавляет свой и т. д. по кругу. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.
Игра "Полотно счастья"
В моих руках Нити Счастья. В памяти нитей запечатлены все ваши ответы, рассуждения, мысли о счастье. Теперь при помощи этих нитей мы с вами будем ткать Полотно Счастья.
Игра "Имена" (плетем канву)
Передавая Нити Счастья соседу справа, нужно назвать свое имя и на начальную букву своего имени нужно придумать прилагательное, характеризующее вас положительно. ( Н-р: Валентина - веселая, Надежда - нежная).
Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!
Приняв моток Нитей счастья, надо обмотать ей свой указательный палец левой руки и передать моток своему соседу. Таким образом, моток нитей движется по кругу, образуя канву нашего Полотна Счастья.
Мы все связаны друг с другом Нитями счастья, и теперь пора приступать к ткачеству полотна. С какими чувствами и эмоциями, мыслями и желаниями, мы будем ткать это полотно, таким оно и получится. Передавать моток вы можете любому участнику, говоря ему комплимент.
Вопросы для обсуждения:
- Понравился ли вам комплимент?
- Приятно ли было вам получать комплимент?
- Что приятнее получать или говорить комплимент?
Игра "Оберег Счастья"
Педагог-психолог : Мы с вами соткали Полотно Счастья. Вот оно в наших руках. Мы с вами настоящие волшебники! Рассмотрите внимательно, наше с вами Полотно счастья. Не торопитесь, не упускайте никаких деталей, ведь в наших руках - чудо. Запомните это чудо рук творенье!
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствуете, держа его в руках?
- Что оно вам напоминает?
Педагог-психолог : Опустите Полотно Счастья на пол. Освободите свои пальцы от нитей. Постарайтесь не нарушить форму нашего полотна. Давайте разрежем на части наше полотно, и по одной частичке оставим себе на память о нашей встрече. И эти частички полотна Счастья становятся вашими личными оберегами счастья. Завяжите их себе на шею. (Участники вешают одну нить в виде ожерелья на шею).
Сохраните этот оберег счастья.
У каждого счастье в чем-то своем. Кто –то любит повеселится или расслабится.
Упражнение "Игра - сидя"
Педагоги садятся в круг и под музыку передают предмет, выполняя дополнительные задания.
А для кого-то счастье дарить подарки. Как вы думаете: что приятнее получать или дарить подарок? Конечно же, дарить подарки приятнее. Когда даришь, получаешь двойное счастье : делаешь приятно близкому человеку, и радуешься сам, что смог осчастливить его. И сегодня мы раскрасим и подарим себе мандалу. Что это такое сейчас узнаем?
О мандале. Мандала – что это? (презентация)
Само слово "Мандала" в переводе с санскрита означает: круг, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание.
В Мандале есть тайна, поскольку Мир есть тайна для человека, и постижение ее возможно только через постижение своей внутренней тайны. Рисунок Мандалы - это индивидуальный символ каждого из нас, в котором, проявляется текущее внутреннее состояние, своих стремлений, желаний, своих сил и своего духа. Человек, постигая себя через мандалу, открывает себя, изменяет себя, осознает себя, и таким образом оказывает на себя самого воздействие.
Поэтому во время раскрашивания Мандалы происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения. Возможно, это происходит потому, что форма круга напоминает яйцо - начало жизни. А это имеет психологическую значимость, мы как бы создаем наше священное защищенное место в мире, в котором сконцентрированы все наши силы и энергии.
И именно поэтому Мандала представляет собой уникальный инструмент самопознания и саморазвития, с помощью которого можно разрешать многие вполне насущные проблемы. Начните с себя, и вы увидите, как начнёт меняться ваша жизнь.
Чтобы нарисовать мандалу, вам необходимы две вещи: то, чем рисовать, и то на чем рисовать. Это могут быть и краски и фломастеры, а может быть карандаши или даже простая шариковая ручка. Рисовать удобнее на бумаге, но можно использовать и картон и холст, возможен даже вариант рисования на песке.
Как нарисовать мандалу? Единственное, что нужно будет делать,- слушать себя и рисовать. Какую бы вы не нарисовали мандалу, она будет правильной, рисуйте так как хочет сердце. Отключите сознание.
Нарисуйте круг. Это можно сделать от руки, можно воспользоваться циркулем, тарелкой. И заполните мандалу, как пожелаете. Нарисуйте причудливые формы и раскрасьте их или просто раскрасьте круг. Раскрашивая мандалу, сосредоточтесь на выбранном цвете, почувствуйте его энэргию. Поразмышляйте над тем, какие цвета вам сейчас наиболее нравятся, какие отталкивают. Рисуйте не руками, а душой. Никогда не думайте, как надо правильно. Рисуйте как хочется. Считается, что мандала сама будет руководить вами. Невозможно нарисовать ее неверно.
Как понять закончен ли рисунок? Рисуйте столько сколько считаете необходимым. По окончании, можете отметить для себя, что вы изобразили, какие цвета использовали.
Практическое задание «Рисуем мандалу» (видеоролик)
Пред вами лист с кругом, рисуйте в круге все, что душе угодно. Не думайте о красках и концепции. Просто рисуйте. Не подбирайте цвета, не выдумывайте сюжет. Дайте волю своей фантазии, отпустите на волю свою интуицию и, в конечном итоге, получите шедевр! А что такое шедевр? Это произведение, от которого у вас мурашки… У вас получится шедевр, если вы сможете полностью отпустить себя в полете своей души.
«Интерпретация рисунка мандалы»
Основные символы в мандале:
Цветок – символ прекрасного, гармонии, начала жизни, весны.
Крест – нерешительность, символ выбора, раздумий. Перекрёстное состояние сознательного и бессознательного.
Круг – завершённость, осознание целостности и порядка во внутреннем мире. Уравновешенность.
Квадрат – символ управляемой энергии. Открывает возможность человека материализовать свои идеи и цели.
Треугольник. В зависимости от расположения вершины. Вверх – сила, мужественность, целеустремлённость; вниз – нерешительность, проявление слабости, саморазрушения.
Пятиконечная звезда – символ силы, защищённости, самоуверенности, свободы.
Спираль. Вращающаяся вправо – символ растущей луны и пути солнца, начало чего-то нового.
Вращающаяся влево – регресс, трата силы не в правильном направлении, постепенное опустошение.
Глаз – желание следить за происходящим, не упустить ничего из виду, понять суть.
Сердце – чувствительность, переживания, эмоциональность.
Трава – символ тишины, молчания, спокойствия.
Корни – связь с родными, с родной землёй.
Деревья – мироздание, основательность.
Кошка – символ закрытости, настороженности, тайны.
Собака – дружелюбие, преданность.
Бабочка – развитие по стадиям, гармония с природой.
Змея – мудрость, хитрость.
Черепаха – уход в себя, необщительность, страх перед миром.
Голубь – счастье, любовь.
Павлин – сила характера, гордость.
Петух – символ желания высказаться, отстоять свою позицию, начать бой.
Рыба – уединение, желание справедливости.
Цвета и значения:
1. Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное.
Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке — это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться.
2. Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.
3. Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.
4. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.
5. Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.
6. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.
7. Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.
8. Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.
Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр.
Диагностика по сочетанию цветов:
• Чёрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.
• Красный + чёрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.
• Красный + зелёный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.
• Жёлтый + чёрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.
• Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.
• Розовый + чёрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних.
Важные моменты трактовки мандалы:
– доминирование или отсутствие какого-либо цвета
– пространственное расположение :
• Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чём думает человек больше всего в данный момент.
• Контур – ключ взаимодействия с миром.
• Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.
Завершение тренинга
Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни. Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим. Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья вам, любви, успехов!
Рефлексия
Педагог-психолог просит высказать свое мнение, закончив фразу «Я чувствую сейчас…».
Список литературы
1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ : семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт. сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 143с.
2. Педагогика взаимопонимания : занятия с родителями / авт. сост. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011. - 123с.