Татьяна Воронова
Тренинг для педагогов «Конфликтные ситуации и способы их преодоления»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов «Конфликтные ситуации и способы их преодоления»
Вступительное слово психолога.
Других не зли и сам не злись.
Мы гости в этом бренном мире.
А если, что не так – смирись,
Будь умнее - улыбнись,
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно…
Омар Хаям
Публикация «Тренинг для педагогов „Конфликтные ситуации и способы их преодоления“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сегодня мы поговорим о конфликте. Эта тема интересна тем, что как бы мы от неё не бежали, но умение конфликтовать всё равно является самым существенным условием как минимум профессиональной успешности, а скорее всего и жизни в целом. За неумение грамотно конфликтовать люди платят обычно своими нервами и своим здоровьем. Поэтому информация по теме конфликта актуальна, значима и может оказаться полезной каждому человеку независимо от его возраста и профессии.
Что же такое конфликт? Прежде чем ответить на это вопрос давайте посмотрим мультфильм. «Лось и Медведь»
Мультфильм «Лось и медведь»
Психолог.
В чем заключается мораль этого мультфильма?
Ответы участников. Они не смогли договориться, а отсюда возникла конфликтная ситуация. Что же означает слово «конфликт»?
Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.
Психолог. Можно ли прожить без конфликтов? Нужны ли они человеку? (Высказывания участников.)
Конфликтные ситуации в среде педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов поведения в среде общения педагогов :
1) соперничество педагога, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с ранее признанными авторитетами. Он может распространять негативную информацию о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с обучающимися. Начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;
2) поведение, подчеркивающее степень превосходства опытных педагогов над молодыми, когда они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их методами, навязывать в виде образца свою методику;
3) создание некоторыми педагогами благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях, саморекламой и т. п.
Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия воспитателя признана в числе самых тяжелых, по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов. Поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.
Инсценировка конфликтной ситуации.
Ситуация 1
Воспитатель – родитель
Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя - он «получает за это деньги».
Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.
Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.
Ситуация 2
Воспитатель – заведующий
Заведующий ДОУ попросила Марью Ивановну из другой группы заменить заболевшего воспитателя. Марья Ивановна ответила, что у нее много своей работы. Заведующий не восприняла данные слова как отказ и решила, что ее просьба будет выполнена.
На следующий день Марья Ивановна в группу не пришла. В этой группе пришлось работать старшему воспитателю. В конце дня информация дошла до заведующего. Она вызвала воспитателя к себе в кабинет для того, чтобы высказать свои претензии и прояснить сложившуюся ситуацию.
По мнению заведующего, Марья Ивановна вполне могла бы заменить заболевшего воспитателя, поскольку у нее есть неотработанное время. Марья Ивановна придерживается своей первоначальной позиции. Как разрешить данную конфликтную ситуацию?
Создать доверительную атмосферу в общении с воспитателем, не повышать голос и не переходить на «ты», проявлять навыки активного слушания и постараться понять точку зрения своего подчиненного; объяснить воспитателю, что иногда возникают ситуации, когда ее помощь необходима для обеспечения непрерывности воспитательно-образовательного процесса; попросить воспитателя, чтобы в следующий раз она четко формулировала свой отказ.
Это позволит выбрать иные способы разрешения проблемных ситуаций, снять возникшее во время беседы напряжение (лучшее средство - юмор).
Ситуация 3
Воспитатель – воспитатель
В детском саду назрел конфликт между воспитателями одной группы - с опытом и молодым специалистом. На протяжении нескольких месяцев молодой специалист-воспитатель работала неплохо: ее деятельность соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Воспитатель с опытом регулярно давала рекомендации по улучшению качества работы молодому специалисту, делилась новыми разработками. Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшей коллеги, действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который быстро перерос в выяснение отношений. Как решить данный конфликт?
Комментарии психолога: беседа с воспитателем с большим педагогическим опытом показала, что она отмечает положительные профессиональные и личностные качества молодого специалиста и с ее стороны есть желание помочь в становлении молодой коллеги. Были даны рекомендации в какой форме (на равных, без давления) выстраивать общение с молодым педагогом. Подключиться к контролю выполнения членами педагогического коллектива значимых предложений со стороны старшего коллеги. В беседе с молодым специалистом были подчеркнуты плюсы ее работы, затем было подчеркнуто, второй педагог является педагогом с большим стажем, поэтому все его предложения важны, к ним необходимо прислушиваться и применять в своей педагогической практике. Для смягчения данного конфликта было предложено участие педагогов данной группы в конкурсе методических разработок внутри педагогического коллектива ДОУ. Хотелось бы отметить, что педагоги данной группы заняли 1 место!
Ну, и закончить наше выступление нам бы хотелось, притчей «Гвозди»
Итог.
И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.
Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор в конфликтных ситуациях, а возможно, кому–то пригодится и в жизни.
Памятка для каждого педагога :
«Способы выхода из конфликтной ситуации»
1. Существует 5 способов выхода из конфликтной ситуации : конкуренция, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество.
2. Стиль «Конкуренция» : «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
3. Стиль «Приспособление» : «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
4. Стиль «Компромисс» : «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
5. Стиль «Сотрудничество» : «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
6. Стиль «Избегание» : «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
В педагогической практике существует мнение, что наиболее правильными способами выхода из конфликтных ситуаций являются компромисс и сотрудничество.
Что же такое компромисс и сотрудничество?
Компромисс – поиск решений за счет взаимных уступок, то есть достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Недостатком компромисса является получение только половины ожидаемого.
Сотрудничество - предполагает поиск решения, которое не только бы удовлетворило интересы обоих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта.
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.