Анна Куратова
Тренинг для педагогов ДОУ «Взгляд из детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг "Взгляд из детства"
Цель: показать педагогам, что в каждом возрасте окружающая действительность воспринимается по разному и нельзя оценивать поступки детей только с высоты взрослого человека.
1. «Ритуал приветствия»
Называешь себя так, как хотел, чтобы тебя называли в детстве, или так как тебя называли в детстве.
2. Упражнение «Ребёнок в нас».
Участники бросают мяч друг другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты была…. (называет качество, которое, на их взгляд, было присуще человеку в детстве)». В ответ каждый может либо согласиться, либо опровергнуть данное утверждение.
Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ „Взгляд из детства“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
3. Мини-лекция: «Взгляд психолога на мир дошкольника».
Детство- всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) мало понятное явление мира личности. Специального определения нет в психологических и педагогических словарях, однако сам термин используется широко, многопланово и многозначно. Но маленький ребёнок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребёнок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Приобретая все новые черты в поведении, обнаруживая все большее совершенство внутренних психических качеств, ребёнок все-таки остается ребёнком. Общий психологический облик малыша сохраняет своеобразие, отличающее его от взрослого, да и от школьника (даже младшего).
Каковы же приметы этого психологического облика? Прежде всего, непосредственность, импульсивность поведения, более или менее резко выраженная на всех ступенях раннего и дошкольного детства. Чаще всего малыш действует, не особенно задумываясь, под влиянием именно тех чувств и желаний, которые возникли у него вот сейчас, в данный момент. Конечно, сами эти чувства и желания не берутся неизвестно откуда, они основаны на общих потребностях и интересах ребенка.
В раннем детстве они вызываются главным образом тем, что непосредственно окружает малыша, что попадается ему на глаза. Взрослый может все очень хорошо объяснить, а ребёнок все поймет и даже соберётся делать именно то, что у него просят, но… в решающий момент непосредственная ситуация и то, что он видит, окажут на его поведение бесповоротное влияние.
Чувства малыша менее осознаны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко, столь же быстро могут они и гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен- бурное веселье, а через минуту- слёзы. Управлять своими переживаниями ребёнок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило в данный момент. Не умеет он «таиться», как взрослый,- у ребёнка все на виду, все выражается.
Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, всё, что имеет для него интерес и значение. Это взаимоотношения с другими людьми- взрослыми (сначала близкими) и детьми: остро чувствует ребёнок и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом на обиду.
Разумеется, на протяжении раннего и дошкольного детства происходит «воспитание чувств»- и они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными. Но любой взрослый, наблюдавший дошкольников, а тем более воспитатель, согласится, что, тем не менее, именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность ребенка- бесспорный психологический факт.
4. «Деловая игра»
Проводится с целью предоставления педагогам возможности практического применения полученных теоретических знаний.
Участники делятся на микрогруппы. Каждой группе предлагается ситуация и время на её обсуждение (5 мин., по окончании которого необходимо озвучить свой вариант разрешения ситуации. Остальные участники присоединяются к обсуждению предложенного варианта.
Ситуации:
- Ребёнок отказывается есть или ест слишком медленно.
- Ребёнок, придя к вам в группу, хватает и изучает каждую мелочь, не делая исключение даже для выдвижных ящиков. Неоднократные замечания игнорирует.
- Ребёнок направляется к вам в самый неподходящий момент: вы чем-то очень заняты.
- Ребёнок отказывается убирать игрушки.
5. Медитация «Встреча с ребёнком внутри себя».
Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслабленно. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.
Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового теплого моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку… Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.
Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве,- в три, четыре, пять лет.
Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?
Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив».
После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко-крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с тобой». Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.
Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох-выдох, откройте глаза. Скажите себе: «Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью».
Список используемой литературы:
1. Е. В. Шитова «Практические семинары и тренинги для педагогов», Волгоград: Учитель, 2014г.
2. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ», Волгоград: Учитель, 2014г.
3. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева «Педагогика взаимопонимания», Волгоград: Учитель, 2013г.