Лучший педагог года Итоги 2024

Тренинг для педагогов детского сада «Сила Я»

Старикова Ольга
Тренинг для педагогов детского сада «Сила Я»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение профессиональной самооценки и развитие чувства позитивного само-восприятия.

Задачи:

• Повышение групповой сплоченности коллектива.

• Формирование позитивного отношения к своему профессиональному «Я»

• Создание условий для рефлексии собственных профессиональных возможностей.

• Повышение профессиональной самооценки.

• Снятие эмоционального напряжения педагогов.

• Повышение стрессоустойчивости и открытости новому опыту.

Правила общения на тренинге

1. Доверительный стиль общения.

Темочки:

2. Общение по принципу «здесь и сейчас» (говорить только о том, что волнует участ-ников в данный промежуток времени, и обсуждать то, что происходит в группе. Стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно, и не заглядывать далеко в будущее).

3. «Я высказывания» (Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю.», «я счи-таю.». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают.», «никому не нравится.», «все согласны.»).

4. «Один микрофон» (Перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо).

5. Конфиденциальность (Происходящее на занятии не выносится за пределы группы).

6. Принцип добровольности. (Это правило означает, что каждый человек ответстве-нен за участие в тренинге. Если вы не готовы ответить — говорите: «Я не готов»).

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

Профессионализм - это состояние ума, а не зарплата.

1-Й ЭТАП — ВВОДНЫЙ

Упражнение «Здравствуйте, моё настроение цвета …» вечернего заката на мо-ре – фиолетов - розовое. Цвета отражают наше настроение. Они могут его повышать и понижать. С помощью данного упражнения вы не только поприветствовали друг-друга, но и увидели с каким настроением и самочувствием пришли участники тренинга.

Упражнение «Угадай цвет» Один участник выходит за дверь. Все остальные выбирают какой-либо цвет. Когда участник возвращается, он должен угадать, какой цвет загадан. Для этого он может попросить любого участника изобразить цвет. Но показывать нужно скорее свое ощущение цвета, а не предметы, имеющие подобную окраску. Если участнику не удается угадать цвет с первой попытки, он просит следующего игрока изобразить тот же самый цвет.

Упражнение «Бумажный человечек»

Возьмите чистый лист бумаги формата А4 и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.

Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ру-гать" : "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д.

После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Как-то так: ругнули- завернули, ругнули - завернули.

Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.

Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен такой скручен-ный человечек?

У меня получилось, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.

Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули.

И понаблюдайте в процессе вот за чем:

1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?

2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?

3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания?

4)На какие действия теперь способен ваш человечек?

Я обычно слышу такие ответы:

- Было гораздо легче ругать. Слова лились сами собой…

- Не хватило хороших слов, чтобы развернуть плечи и голову…

- Человечек получился гофрированный. Эти «шрамы» от критики очень сложно извести…

- Раньше я думала, что надо стимулировать себя к действиям кнутом и пряником, то есть иногда ругать, а иногда хвалить, а теперь поняла, что если я ничего не хочу делать или мои действия неэффективны, то я УЖЕ нахожусь в «скрученном» состоянии. Самокрити-ка в этом состоянии не только не стимулирует к действиям, но и усугубляет ситуацию…

Интересно, к каким выводам придете вы, когда сделаете описанное упражнение.

Упражнение «Порядковый счет»

Цель: установление зрительного контакта со всеми участниками тренинга.

Процедура проведения. Сидящим в круге участникам предлагается досчитать до 30. Делается это следующим образом: первый участник произносит: «Один» — и смотрит на любого участника группы. Тот, на кого посмотрели, произносит: «Два» и т. д.

Упражнение «Атомы и молекулы»

Цель: активизация участников, способ разбить на группы.

Процедура проведения. Участники блуждают по комнате как одинокие атомы. По команде участники совершают «броуновское движение», легко сталкиваясь с другими «атомами». По команде «Стоп» столкнувшиеся образовывают «молекулы». Число атомов в молекуле — 2.

Упражнение «Вы ни за что не поверите.» (в парах)

Цель: знакомство, умение представлять себя, умение выделять главное.

Процедура проведения. Ведущий предлагает в парах пообщаться друг с другом в течение 3 минут. Необходимо рассказать собеседнику что-то необычное, интересное о се-бе, чего другие не знают. Затем каждый участник представит собеседника, начиная слова-ми: «Вы ни за что не поверите, перед вами человек, который.»

2-Й ЭТАП — ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ И ОБУЧАЮЩИЙ

Цель: актуализация своего опыта, рефлексия над собственным эмоциональным со-стоянием.

Содержание: информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания.

Коллеги, давайте вспомним, что является главной причиной эмоционального выгорания и основные его признаки? (Ведущий заслушивает ответы педагогов и подводит итог)

Главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологиче-ское, душевное переутомление. Когда требования длительное время преобладают над ре-сурсами, у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к выгоранию.

Эмоциональное (профессиональное) выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и лич-ностных ресурсов работающего человека.

Основные признаки СЭВ:

• Ухудшение отношений с коллегами и родственниками;

• Нарастающий негативизм по отношению к коллегам;

• Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;

• Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;

• Повышенная раздражительность на работе, дома;

• Упорное желание сменить род занятий;

• Рассеянность;

• Нарушение сна;

Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;

• Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.

Ведущий подводит к мысли о том, что необходимо правильно выстраивать жиз-ненные приоритеты.

Как и во многих других случаях, спасение утопающих — дело рук самих уто-пающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут различные способы саморегуляции (физиологические, естественные, эмоциональные)

Воспитатели называют способы саморегуляции и ресурсы.

Ресурсы

1). Близкие значимые люди (семья).

2). Друзья.

3). Интересы, увлечения, хобби.

4). Работа

Упражнение «Дерево в саду»

Материалы: альбомы для рисования, набор карандашей для каждого участника.

Цель: создание условий для самовыражения, рефлексии собственных чувств по от-ношению к профессиональной деятельности.

Процедура проведения

Часть 1: работа с эмоциональным состоянием

Ведущий. Сейчас мы будем рисовать дерево в саду. Представьте, что дерево — это вы, а сад, в котором оно растет, — ваша работа. Рисуя дерево, подумайте, как оно себя чувствует, какое у него окружение. Помните — это только ваше дерево, а не рисунок на выставку. Старайтесь прислушиваться именно к вашим внутренним ощущениям. После завершения участники делятся своими эмоциями, ассоциациями и метафорами, возни-кающими в ходе процесса.

Часть 2: оценка факторов, влияющих на профессиональное самочувствие.

Ведущий предлагает подумать, как окружающая среда сказывается на дереве. Каж-дый участник делится своим мнением, ведущий составляет список «полезных» и «вред-ных» факторов, оказывающих влияние на рост дерева, помогая раскрыть метафоры и ас-социации, возникающие при описании фактора. Например, для деревьев не хватает мине-ральных веществ — это может быть как недостаток материальных вознаграждений, так и отсутствие поддержки со стороны начальства и коллег, слабое самочувствие педагога.

Часть 3: работа с ресурсами.

Ведущий предлагает нарисовать (подчеркнуть, выделить) те ресурсы, на которые дерево может опереться и выработать само. Например, корни могут стать длиннее, листья больше и получать больше света, дерево могут пересадить и т. д. Необходимо подвести участников к мысли, что у каждого есть возможности изменить окружающую среду, най-ти в себе скрытые ресурсы.

Упражнение «Красная кнопка»

Цель: взбодрить группу, снять напряжение и усталость.

Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам представить, что левая ла-донь — красная кнопка, которая кладется на крестец спины, при нажатии которой «от-ключается» нижняя половина тела. Красную кнопку необходимо защищать, а правой сво-бодной рукой мы можем салить чужие «красные кнопки».

Цель игры — осалить как можно больше других людей, но уберечь свою. Если уча-стника осалили, он не может больше ходить, но может действовать обеими руками и вра-щаться на месте.

Упражнение «Нас с тобой объединяет.»

Цель: групповое сплочение, создание доверительной обстановки.

Процедура проведения. Участники, сидящие в кругу, бросают друг другу мяч со словами: «Нас с тобой объединяет.» и называют качество. Получивший мяч отвечает: «Я согласен» или: «Я подумаю», если не согласен.

Упражнение «Все равно ты молодец, потому что.»

Цель: развитие позитивного профессионального самовосприятия, осознание осо-бенностей восприятия себя другими.

Процедура проведения. Ведущий предлагает разделиться на пары. Первый участник начинает о себе рассказ: «Мне не нравится в себе.» — и рассказывает, что не нравится ему в себе как в педагоге. Второй, выслушав, должен отреагировать на сказанное, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что.» Затем участники меняются ролями. После выполнения участникам задают вопросы: — Расскажите, что вы чувствовали, когда рассказывали о себе. — Что вы чувствовали, когда вас поддерживали?

Упражнение «Я умею лучше всех»

Цель: повышение профессиональной самооценки, развитие чувства позитивного самовосприятия.

Ведущий. Коллеги, профессия педагога предполагает постоянный профессиональ-ный рост и повышение педагогического мастерства, но сегодня, в условиях постоянной модернизации российского образования, нам приходится осваивать информацию в огромных масштабах, с объемом которой не всегда удается справляться, и тогда нам начинает казаться, что мы недостаточно много знаем, не так хороши, не так профессиональны. Падает наша профессиональная самооценка, да так, что делать ничего больше не хочется.

Низкая профессиональная самооценка педагога — серьезное препятствие к обоб-щению и представлению педагогического опыта. Она проявляется в неуверенном поведе-нии не только во время публичных выступлений, но и в обычной повседневной работе педагога : во время занятий, воспитательных мероприятиях, родительских собраниях.

Причинами низкой самооценки у педагога могут стать : постоянное общение с об-ществом негативно настроенных людей; отрицательное отношение к способностям чело-века, внешнему облику или интеллекту. Также низкая самооценка профессиональных ка-честв педагога сформируется и в том случае, если педагог будет переносить единичную неудачу, произошедшую в конкретный момент, на всю свою жизнь и будет воспринимать ее неудачей всей его жизни.

И наоборот, высокий уровень профессиональной самооценки педагога ведет к уве-ренным действиям и правильным решениям, влияет на всю жизнь. Качество жизни скла-дывается из совершаемых действий. Когда самооценка улучшается, то улучшается и отда-ча во всех сферах жизни. Адекватная самооценка придает человеку уверенности в себе, позволяет успешно ставить и достигать цели в карьере, бизнесе, личной жизни, творчест-ве, формирует инициативность, предприимчивость, способность к адаптации в различных социумах. В педагогической деятельности такой педагог способен оптимально выстраивать образовательный процесс, он ощущает удовлетворенность от своей профессиональной деятельности, не испытывает тревожность и внутреннее напряжение при общении с воспитанниками.

Процедура проведения

Упражнение 1. Участники по кругу отвечают на вопрос: «Я умею.» (называют профессиональное качество).

Упражнение 2. Участники по кругу отвечают на вопрос: «Я умею хорошо» (назы-вают профессиональное качество).

Упражнение 3. Участники по кругу отвечают на вопрос: «Я умею лучше всех» (на-зывают профессиональное качество).

Упражнение «Звезда компетенций»

Материалы: ручки, блокноты.

Ведущий. Коллеги, мы с вами уже не раз говорили, как нелегко бывает понять и принять различные нововведения. Перемены — это всегда тревожно, это всегда немного рушит привычную картину мира. Как вы думаете, какие личностные и профессиональные качества необходимы, чтобы освоить новое и справиться с изменениями? Участники называют качества, ведущий записывает и дополняет список, предпочтительное количество — 7—10.

Ведущий. Итак, у нас получилось n качеств. Теперь мы будем рисовать в блокнотах «розу ветров» (тренер рисует аналог векторной диаграммы, n векторов = n качеств). Длина векторов 10 единиц. Теперь попрошу вас оценить, насколько у вас сформировано это качество, по шкале от 1 до 10 и отметить точкой на векторе. Соедините точки. После оценки участники рассказывают друг другу о своих сильных сторонах (по результатам получившейся диаграммы) и зонах роста — те компетенции, которые набрали минимум баллов и которые необходимо проработать. Обсудите, какие способы вы можете предложить коллеге для развития этого качества.

Упражнение «Формула любви к себе»

Вспомните мультфильм «Заветная мечта» про маленького серенького ослика, кото-рому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птич-кой, потом кем-то еще. пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.

Поэтому, прошу вас, оставайтесь самим собой, не забывайте каждый день подхо-дить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».

3-Й ЭТАП — ЗАВЕРШАЮЩИЙ: РЕФЛЕКСИЯ УЧАСТНИКОВ

Ведущий предлагает каждому участнику ответить на вопросы: — Какие ощущения, впечатления и эмоции остались от упражнений? — Что хочется взять на заметку, что нового для себя открыли? — Что запомнилось больше всего?

Публикации по теме:

«Летом весело играем, с музыкой мы отдыхаем!» Консультация для педагогов детского сада«Летом весело играем, с музыкой мы отдыхаем!» Консультация для педагогов детского сада .

Оформление территории детского сада. Мастер-класс для педагогов «Рыбка желаний»Оформление территории детского сада. Мастер-класс для педагогов «Рыбка желаний» редлагаю вашему вниманию скульптуру для оформления территории детского сада На территории нашего детского садика имеется газон в виде.

Консультация для педагогов «Дорожка здоровья на участке детского сада»Консультация для педагогов «Дорожка здоровья на участке детского сада» Лето — замечательное время года, прекрасный оздоровительный для наших детей. Мы педагоги должны создать условия для укрепления здоровья.

Консультация для педагогов младших групп «С песенкой через порог детского сада» С песенкой через порог детского сада Поступление в детский сад – драматическое событие в жизни ребёнка, определённое испытание для его.

Консультация для педагогов «Музыка в повседневной жизни детского сада» Музыка в повседневной жизни детского сада Детский голос звучит так чисто, так нежно, но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов детского сада «Сила Я»
Опубликовано: 19 ноября 2024 в 15:07
+49Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для педагогов детского сада «Сила Я»» (включая файлы) размещена пользователем Старикова Ольга (УИ 1407553) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД