Кристина Кляшко
Тренинг для детей старшего дошкольного возраста по снижению уровня тревожности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Обереговая кукла-колокольчик»
Цели:
1. Повышение контактности и общительности; уверенности и активности; позитивного самовосприятия; снижения уровня тревожности.
2. Привлечь внимание к культурному наследию русского народа;
Материалы:
заготовки ткани, нитки, бубенчики, схемы изготовления куклы «Колокольчик», вата.
Оформление: музей «Древняя Русь», музыка.
ТСО: мультимедийный проектор, проекционный экран.
Используемые методики: сказкотерапия, куклотерапия.
Ход мероприятия:
Этап 1. Организационный
Темочки:
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Приветствие. Упражнение «Хорошее настроение»
Психолог: Добрый день ребята. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим частичку своего настроения друг- другу! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. (Дети садятся в круг и каждый смотрит друг на друга с улыбкой, даря частичку хорошего настроения.)
Этап 2. Мотивационный
Психолог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, где узнаем много интересного и получим много позитивных эмоций. А для того чтобы узнать, что нам предстоит узнать послушайте сказку.
Бабушка, бабушка, купи Барби! - вопила сквозь слёзы девчушка лет пяти. Глядя на неё Таисия Петровна задумалась. Вспомнила своё детство. Другие в те времена были забавы у детей. Её взгляд упал на швейный коробок.
- А хочешь, сделаем куклу? - предложила она внучке.
- Какую? Барби -O- - изумилась Анютка.
- Нет. Другую. Она будет оберегать ваш дом.
- А такие бывают?
- Бывают.
Баба Тая, открыв коробку, стала выбирать из вороха подходящие кусочки ткани.
- Мы её шить будем? - спросила внучка.
- Нет. Иголкой и ножницами к ней прикасаться нельзя. Только руками.
Таисия проворно разорвала светлую бязь, свернула рулончиком, затем сложила его пополам - получилось туловище. Кусочками тесёмки обозначила шею и талию.
Из другого рулончика, потоньше, приладила ручки. Сама приговаривала:
- Раньше на Руси супермаркетов не было. В поле сеяли лён, ухаживали за ним, потом собирали, пряли пряжу и ткали на станке. Тяжело доставалась ткань. А кукол мастерили из старой, ненужной одежды.
- А что мы на неё оденем? - недоверчиво наблюдая за процессом, спросила внучка.
- Смотри: из этого лоскутка получится красивая красная юбка, из этого - синяя кофта. а сверху повяжем кружевной платочек и фартук.
- Бабушка, у моей Барби есть красные бусы! Принести? - залепетала внучка.
- Конечно, эта тоже щеголиха! Спустя пять минут кукла предстала во всей красе.
- Ой, - воскликнула Аня, - а где глазки?
- Анечка, это не простая кукла - а Берегиня. Глаза ей не нужны. Она чувствует, когда нужна защита. А если ей зеркальце подаришь - то исполнит желание. Но ты тоже должна беречь её. Попусту не беспокоить.
- Я хочу ещё такую.
Психолог: Ребята кто догадался о чем пойдет речь на нашем занятии?
-Сегодня мы узнаем много интересного о куклах.
Кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось что куклы сделанные своими руками обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Безликая кукла служила «оберегом».
Оберег-амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью.
И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи.
Поэтому к ним обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.
Не только детские куколки были оберегами. Но, жили в домах и домовые.
Открывая дверь, домой – на пороге домовой!
(появляется домовенок)
Новая рубашка. Стильные замашки.
Мужичок, ну хоть куда! И в руках, то красота!
Домовенок:
Принес я вам сундук для умелых, добрых рук.
Сундук я свой открою и секрет вам свой раскрою.
Как через многие века сохранилась красота!
(Открывается сундучок, и достают куклу «Колокольчик»)
Психолог:
-Если в семье всегда царят
Счастье и веселье,
Хорошее настроение,
Тогда и телу хорошо,
И радостно душе.
Кукла «Колокольчик»
Поможет в этом нам!
Домовенок:
Колокольчик – куколка добрых вестей. Она может стать незаменимой помощницей, если что-то не ладится. Куколка поможет тому, кто отправится в дорогу. А тот, кто в жизни ждет чего-то хорошего, без этой куколки не сможет обойтись.
Психолог:
Родина этой куклы - Валдай, оттуда пошли Валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и золотое. Счастье тоже складывается из трё х частей: если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен - человек счастлив. Кукла Колокольчик - весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Домовенок:
Есть поверье, что звоном-голосом колокола с нами говорит Бог. Звук от колокола идет, словно круги по воде, поэтому и юбка у куклы колокольчика круглая. Если куколку посадить, она похожа на солнышко, если держать в руках, она как яркий веселый колокольчик.
Психолог:
Как зарядить и активировать куклу Колокольчик?
Домовенок:
Колокольчик без активации останется просто забавной игрушкой или оригинальным сувениром. Чтобы кукла стала настоящим оберегом и работала на защиту дома от дурных вестей, её нужно правильно зарядить. Начинать нужно ещё во время работы. Мастерица должна общаться с поделкой, делиться с ней светлыми мыслями, вкладывая свою душу в изделие. Так оберег станет проводником добрых вестей и будет нести хозяевам только радость.
Психолог:
Колокольный звон – один из самых сильных оберегов, и если мы поверим своему тряпичному колокольчику, он станет обладать и обережными свойствами.
Домовенок, а давай наших гостей научим создавать такую красоту. Чтоб у них было всегда радостное и веселое настроение.
Домовенок:
А чудеса продолжаются, маленький сундучок закрываем. А большой открываем.
Психолог:
А что же в сундуке. Богатства же сколько, и парча и ситец.
Домовенок:
И бубенчиков сколько.
(раздаем материалы для изготовления куклы)
Этап 3. Практический
1. Нам понадобятся 3 круглых лоскута ткани разного цвета, один меньше другого; диаметр большего около 20 см, второго – 18-19 см, третьего – 16-17 см. В центре большого лоскута кладем ветошь (или вату, обвязываем бубенчиком на нитке, формируем голову и обвязываем нитью на шее. Аккуратно расправляем складочки. Поверх на голову одеваем второй круглый лоскут, также перевязываем на шее, а затем и третий, самый маленький. Получается основа – куколка в трех юбках.
2. Квадратный лоскут ткани по диагонали надеваем на голову куклы, уголки расправляя в стороны. – это будут руки. Перевязываем на шее. Формируем ладошки, подгибая уголки внутрь и перевязывая нитью. Уголки «рубахи» спереди и сзади также подгибаем внутрь к телу куколки.
3. Чтобы повязать колокольчику платок, подворачиваем край лоскутка-платка, который будет обрамлять лицо куклы, надеваем платок на голову и ведем концы под ручками назад, где и завязываем. Получается куколка в платочке, край рубашечки может быть виден. Платок должен охватывать лоб, в основном так и завязывали. Наша куколка «Колокольчик» готова.
Домовенок:
Вот какая красота получилась. Эх притомилися мы.
Этап 4. Рефлексивный
Упражнение «Комплименты»
Психолог:
-Ребята возьмитесь за руки и глядя в глаза своему соседу скажите несколько добрых слов, можно похвалить за что-то.
(Принимающий комплимент кивает головой или говорит «спасибо, мне очень приятно. Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.)
-на этом наше занятие завершается, до свидания!
Технология изготовления