Получи документы

Требования ФГОС до и основной общеобразовательной программы Чдоу к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников

вера лаптева
Требования ФГОС до и основной общеобразовательной программы Чдоу к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Самое лучшее открытие, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмирсон.

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Публикация «Требования ФГОС до и основной общеобразовательной программы Чдоу к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении направлен на раскрытие личности ребенка, формирование тех необходимых качеств, которые помогут ему в дальнейшем для достижения поставленных целей.

Современная система образования переходит от способа передачи детям знаний информационным путем к поиско-исследовательской деятельности, когда ребенок сам находит ответы на интересующие его вопросы.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы сами находить всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.)

Одна из основных задач ФГОС ДО

– поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной

Основные принципы дошкольного образования

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности

Согласно ФГОС ДОУ детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности, потому как экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку.

По мнению академика Н. Н. Подъякова в опытно-экспериментальной деятельности ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности. Это сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребёнком. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для этого воспитателями создаются все условия; в группах созданы уголки по экспериментальной деятельности со всем необходимым материалом, для экспериментов; создаются специальные педагогические ситуации для исследовательской деятельности, изучения свойств тех или иных объектов, предметов или явлений природы.

Цели экспериментирования:

• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

• Знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть и т. д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); с физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.)

• Формировать у детей элементарные географические представления.

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

• Формировать стремления к выполнению правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли бумажный кораблик? Как достать ключик для Буратино, не касаясь воды? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть? Из какого песка можно сделать конус? Почему? Как поймать воздух? Почему салфетка осталась сухой в стакане, который находился в воде?и др. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

При организации опытно-экспериментальной деятельности педагог должен соблюдать следующие этапы работы:

1. Постановка проблемы (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

2. Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).

3. Уточнение правил безопасности в процессе экспериментирования.

4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст)

5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

6. Наблюдение результатов эксперимента.

7. Фиксирование результатов эксперимента.

8. Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте.)

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Начиная с младшей группы, мы составляем картотеку опытно-исследовательской деятельности, согласно задачам по экологическому воспитанию детей общеобразовательной программы этой группы. Это позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с правилами безопасности. Образное мышление позволяет вместе с детьми строить схемы отдельных опытов, которые дети могут провести самостоятельно под наблюдением воспитателя. Результаты, а порой и сам опыт исследовательской деятельности дети самостоятельно переносят в другие виды детской деятельности и создают новый продукт; постройку, альбом с результатами эксперимента, игры.

Усложнение экспериментирования из группы в группу происходит по причине изменения вида мыслительной деятельности: от наглядно-действенного мышления к образному (что позволяет уже с детьми составлять элементарные схемы опытов, от образного (в старшем дошкольном возрасте) к абстрактно-образному мышлению (где дети самостоятельно по схеме могут проводить и достаточно сложные опыты). Нельзя не учитывать в работе по экспериментальной деятельности с детьми и принципы подачи материала, которые еще в IХ веке определил великий педагог Ян Амос Каменский:

• Постепенность

• Последовательность

• Открытость

Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами образовательной деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Надо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован весь процесс исследования и результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Таким образом, экспериментальная деятельность влияет на остальные виды деятельности дошкольника.

Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. На сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Это говорит о том, что в дальнейшем психологи могут выделить экспериментирование второй ведущей деятельностью в обучении младших школьников.

Литература:

1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

2. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

3. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения.

5. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2012. – 14 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группеФотоотчет о проведении опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группе Фотоотчет о проведении опытно -экспериментальной деятельности в комбинированной группе Детское экспериментирование – эффективный метод.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в средней группе «Радуга приходит к нам» (Skittles)Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в средней группе «Радуга приходит к нам» (Skittles) Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в средней группе «Радуга приходит к нам из Skittles» Задачи: 1).

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Перспективное планирование опытно — экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Требования ФГОС до и основной общеобразовательной программы Чдоу к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
Опубликовано: 17 апреля 2021 в 10:29
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Требования ФГОС до и основной общеобразовательной программы Чдоу к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем вера лаптева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД