МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия «Традиционные ремесла Тульского края»

Ольга Носова
Конспект интегрированного занятия «Традиционные ремесла Тульского края»
▼ Скачать + Заказать документы

Традиционные ремесла Тульского края

Цель: Формирование осознанного отношения к ценностям материальной и духовной культуры, оставленной нам многими поколениями людей. Ознакомление детей старшей группы с культурным наследием России, земли Тульской.

Образовательные задачи: расширять представления о традиционных народных

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Традиционные ремесла Тульского края“» размещена в разделах

промыслах Тульской области (гармонь, тульский пряник, самовар, Филимоновская игрушка, оружие); познакомить детей с народными играми («Золотые ворота»). Развивать коммуникативные навыки

Воспитательные задачи: воспитывать терпеливость и организованность; чувство уважения к труду, чувство гордости наследием тульских мастеров. Воспитывать духовный интерес к традициям своего народа; чувства любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре.

Развивающие задачи: способствовать развитию образного восприятия. Содействовать становлению духовно - нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, Развивать внимание и любознательность; навыки произвольного поведения: внимания, терпения.

Предварительная работа:

Рассматривание открыток, альбомов, разучивание частушек, игры со свистульками. Подготовка презентации к занятию : иллюстрации по содержанию занятия, фильм о процессе изготовления Тульского пряника.

Интеграция ОО : Познание, Безопасность, Музыка, Физическая культура Ход занятия :

Воспитатель: - Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

(Входит девочка в костюме Мухи под народную музыку и находит «денежку»).

Муха: - Пойду-ка я на базар и куплю самовар.

Воспитатель: - Муха- Цокотуха, а ты нас с собой возьмёшь?

Муха: - Конечно, возьму! (Дети вместе с Мухой-Цокотухой идут «на

ярмарку», где представлены самовары, филимоновские игрушки, гармошки, тульские пряники и др. изделия народных промыслов).

(Детей встречает на ярмарке Хозяйка в русском народном костюме).

Хозяйка: - Заходите, заходите и товар мой посмотрите.

- Здравствуйте дети! Я очень рада вас видеть! Какие вы все ладные, да складные! Наверное, в детский сад

ходите? (Ответы детей)

- А как называется ваш детский сад? (Ответы детей)

- А где находится ваш детский сад? (В поселке Бородинском).

- Знаю такой поселок, очень он мне нравится. Только вот подзабыла я, в какой области он находится?

- А как называется главный город вашей области?

- Вижу, вы ребята умные, всяким наукам обучены.

Да и я не лыком шита. Товар в моей лавке весь в нашем Тульском крае произведен. Хотите, расскажу вам о нем? - Слушайте внимательно и для начала отгадайте загадку:

Стоит толстячок Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

(Самовар)

- Ну-ка, волшебное зеркало, покажи нам, правильно ли ребята угадали?

(На экране мультимедийного проектора появляется самовар).

- Вот в народе говорят: «В Тулу со своим самоваром не ездят». Да и в самом деле, и зачем? Ведь самовар для Тулы - особая гордость. За рубежом самовар называли «Русской чайной машиной», а туляки величали его «самогреем». Но позже название «самовар» понравилось больше. Потому что «сам варит».

- Самовары бывают разные - большие и маленькие, сувенирные, чайникообразные и др. Самовары делают из различных металлов: из меди, латуни, серебра и даже из золота.

Тульские самовары известны во всем мире и признаны одними из

лучших.

(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов с изображением различных

самоваров). - Сначала были жаровые самовары: в них клали дрова и разжигали, внутри кипела вода. Давайте посмотрим, как устроен старинный самовар.

(Дети рассматривают устройство самовара, пробуют заложить деревянные щепочки

в топку.) - Ребята, а как вы думаете, самовар разжигали в доме?

(Ответы детей)

-Правильно, чтобы не было беды и не случился пожар, самовар растапливали на улице.

- На ярмарках люди в старину не только покупали товары, но и веселились от души: пели, плясали, играли в игры. Давайте и мы с

вами поиграем в игру «Золотые ворота»

Хозяйка: - Самовары хорошо, а какое чаепитие без сладостей!

- Дети, отгадайте еще одну мою загадку:

Очень ароматные,

Сладкие, печатные,

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце!

- Что это? (Ответы детей)

- Давайте посмотрим, волшебное зеркало согласно с вашим ответом?

Где родился Пряник Тульский?

Там где медом, в день июльский Пахнут русские луга А зимой метут снега.

-Когда появились первые Тульские пряники, никто не знает. Сохранилась только песня про пряники, вот как она звучит:

«. Может бабка, может дед замесили тесто Из муки и патоки выпекали пряники,

Пряники Тульские, мятные вкусные.»

- Прежде чем замесить тесто надо сделать пряничную доску - это форма для выпечки пряников. Доски для формы вырезали из березы и груши. Высушивали от 5 до 20 лет. Сушили в специальных сараях, чтобы не попадали солнечные лучи. Вот доска и готова, теперь резчик-художник наносит рисунок и можно тесто готовить. И сейчас пряники выпекают в деревянных формах.

-А наше зеркало точно знает, как правильно выпекать пряники. Давайте его попросим нам показать.

(Дети садятся на стульчики и смотрят видеоклип о процессе выпечки на экране мультимедийного проектора).

-Но не только пряниками и самоварами славится земля наша тульская. Отгадайте еще одну загадку:

Есть под Тулой деревушка,

Филимоново зовут.

Лепят из глины там игрушки И добро в дома несут!

- Что это? (Филимоновская игрушка)

Зеркало показывает правильный ответ.

- Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?

- Взрослые были заняты работой, а детей надо было чем-то забавлять. Ведь детского сада раньше не было и вот в селе Филимоново Одоевского района начали делать из белой глины свистульки и другие игрушки. В народе эти игрушки называли «маленькой радугой» или «солнышком», ведь посмотрите, какие они красивые, разноцветные.

- А хотите поиграть еще в одну игру, с филимоновской игрушкой?

знает. Сохранилась только песня про пряники, вот как она звучит:

«. Может бабка, может дед замесили тесто Из муки и патоки выпекали пряники,

Пряники Тульские, мятные вкусные.»

- Прежде чем замесить тесто надо сделать пряничную доску - это форма для выпечки пряников. Доски для формы вырезали из березы и груши. Высушивали от 5 до 20 лет. Сушили в специальных сараях, чтобы не попадали солнечные лучи. Вот доска и готова, теперь резчик-художник наносит рисунок и можно тесто готовить. И сейчас пряники выпекают в деревянных формах.

-А наше зеркало точно знает, как правильно выпекать пряники. Давайте его попросим нам показать.

(Дети садятся на стульчики и смотрят видеоклип о процессе выпечки на экране мультимедийного проектора).

-Но не только пряниками и самоварами славится земля наша тульская. Отгадайте еще одну загадку:

Есть под Тулой деревушка,

Филимоново зовут.

Лепят из глины там игрушки И добро в дома несут!

- Что это? (Филимоновская игрушка)

Зеркало показывает правильный ответ.

- Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?

- Взрослые были заняты работой, а детей надо было чем-то забавлять. Ведь детского сада раньше не было и вот в селе Филимоново Одоевского района начали делать из белой глины свистульки и другие игрушки. В народе эти игрушки называли «маленькой радугой» или «солнышком», ведь посмотрите, какие они красивые, разноцветные.

- А хотите поиграть еще в одну игру, с филимоновской игрушкой?

( На экране мультимедийного проектора картинки с ярмарки: карусель, хоровод и т. п. Проводится подвижная игра «Золотые ворота», повторять 3 раза).

«. Может бабка, может дед замесили тесто Из муки и патоки выпекали пряники,

Пряники Тульские, мятные вкусные.»

- Прежде чем замесить тесто надо сделать пряничную доску - это форма для выпечки пряников. Доски для формы вырезали из березы и груши. Высушивали от 5 до 20 лет. Сушили в специальных сараях, чтобы не попадали солнечные лучи. Вот доска и готова, теперь резчик-художник наносит рисунок и можно тесто готовить. И сейчас пряники выпекают в деревянных формах.

-А наше зеркало точно знает, как правильно выпекать пряники. Давайте его попросим нам показать.

(Дети садятся на стульчики и смотрят видеоклип о процессе выпечки на экране мультимедийного проектора).

-Но не только пряниками и самоварами славится земля

наша тульская. Отгадайте еще одну загадку:

Есть под Тулой деревушка,

Филимоново зовут.

Лепят из глины там игрушки И добро в дома несут!

- Что это? (Филимоновская игрушка)

Зеркало показывает правильный ответ.

- Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?

- Взрослые были заняты работой, а детей надо было чем-то забавлять. Ведь детского сада раньше не было и вот в селе Филимоново Одоевского района начали делать из белой глины свистульки и другие игрушки. В народе эти игрушки называли «маленькой радугой» или «солнышком», ведь посмотрите, какие они красивые, разноцветные.

- А хотите поиграть еще в одну игру, с филимоновской игрушкой?

- Для этого нам нужно разделиться на две команды.

Проводится игра-эстафета «Собери картинку» : дети собирают разрезную картинку (пазлы) с изображением филимоновской игрушки. Последний игрок каждой команды свистит в филимоновскую свистульку.

- Русские люди любят очень трудиться. А после работы и повеселиться тоже.

- Что же помогало веселиться? Отгадаете загадку - узнаете!

У нее вся душа нараспашку. И хоть пуговки есть, но не рубашка? (Гармошка) Зеркало показывает правильный ответ, рассказ воспитателя сопровождается слайдами. На радость и на счастье- Как ветер парусам В наследство тульский мастер Гармонь оставил нам!

-Давным-давно, (в 1770 году) Тула стала родиной первой гармошки. Она была сделана Николаем Ивановичем Белобородовым и всегда помогала людям отдохнуть и повеселиться после тяжелого труда. -А вы ребята веселые? Частушки знаете?

(Дети поют частушки о Тульских умельцах)

Хозяйка: - Да, убедилась я, что вы и веселиться умеете

- Хотите дальше послушать мой рассказ?

- Тогда отгадайте загадку:

Огнем дышит,

Пламенем пышит,

Но не печь?

(Ружье)

- Посмотрим, зеркало с нами согласно?

Зеркало показывает правильный ответ, рассказ воспитателя сопровождается слайдами с изображением тульского оружия, Музея оружия.

- Да, ребята, Тула славится еще и своими оружейными мастерами. Тульское оружие не только надежное, но и красивое!

- Посмотрите!

-В Туле есть Музей оружия, где можно посмотреть, какое оружие делали в старину и какое делают сейчас на оружейном заводе.

Ребенок читает стихотворение «Тула веками оружье ковала.»

Хозяйка: -Я рассказала вам о мастерах земли Тульской, а теперь хочу узнать, что же вы запомнили.

Игра «Вопросы-ответы» : дети встают в круг и под музыку передают коробку с тульским пряником друг другу, тот, на ком музыка заканчивается, отвечает на вопрос Хозяйки:

- Почему самовар так называется?

- Из чего делают самовары?

- Что бы испечь тульский пряник, что сначала надо приготовить?

- Для чего в старину были сделаны филимоновские игрушки?

- Из чего они сделаны?

- Как называется музыкальный инструмент, которым славится Тула?

- Как называется музей, где можно посмотреть оружие?

-Молодцы, ребята, всё хорошо запомнили. Мы с вами живём на Тульской земле и должны гордится мастерами нашего края. А когда вы вырастите, то вы тоже должны стать знатными мастерами своего дела!

-Ну, Муха-Цокотуха, давай свою денежку, получай самовар тульский, а в придачу, пряники к чаю и приглашай ребят на чаепитие.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Чем пахнут ремесла» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 67 «Умка» Конспект непосредственно.

«Природа родного края»«Природа родного края» Природа родного края. [/h3]Я родом из города Бутурлиновка. В разных частях земного шара природа отличается. Поэтому родная природа для каждого.

«Птицы нашего края»«Птицы нашего края» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная, двигательная, работа с родителями. Образовательные области:.

«Традиционные праздники бурят». Конспект занятия по ознакомлению с изобразительном искусством Конспект «Традиционные праздники бурят»по ознакомлению с изобразительном искусством. Для того, чтобы узнать настоящую душу народа, необходимо.

Педсовет «Традиционные и нетрадиционные подходы в ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой» .

Консультация по теме «Местные традиционные праздники и обряды» Консультация по теме «Местные традиционные праздники и обряды». Подготовила муз. руководитель Козлова И. С. Актуальность избранной темы состоит.

Конспект НОД «Традиционные праздники казаков» Программные задачи: формировать первоначальные представления об обычаях и традициях кубанских казаков, учить делиться впечатлениями с окружающими,.

Природа Самарского края.Природа Самарского края. Быстро пролетело лето, но остались приятные воспоминания от встречи с природой. Многие педагоги согласятся, что лучший отдых – это отдых.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями. Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова”, “Здоровью цены нет”. Вырастить.

Знатоки края. Знатоки края. Номинация «Лучший конспект занятий»Авторы: [/b] Аникеева Светлана Геннадьевна, воспитатель Сословская Ольга Алексеевна, воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Традиционные ремесла Тульского края»
Опубликовано: 11 октября 2015 в 10:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия «Традиционные ремесла Тульского края»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Носова (УИ 142917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД