Светлана Морозова
«Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная, двигательная, работа с родителями.
Образовательные области: «Познание», «Речевая», «Художественно-эстетическая», «Физическая».
Цель: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи:
уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида птиц и их питанием, движением, среде обитания.
воспитывать любовь к птицам, заботливое отношение к ним; активизировать внимание, память и мышление, развивать мелкую моторику рук (через раскрашивание силуэтов птиц красками). Расширять словарный запас.
Публикация «„Птицы нашего края“» размещена в разделах
- Птицы нашего края, области
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о птицах, владеет диалогической речью, научился радоваться, удивляться природным объектам; научился относиться к себе как к части природы, контролировать свои поступки, ухаживать за птицами; активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками во время игры.
Материалы и оборудование:
Силуэты птиц, маска - шапочка птички.
Предварительная работа:
Совместно с родителями подготовить сообщение о птицах (описание внешнего вида, повадках, среде обитания). Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, отгадывание загадок.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель вносит ветку, на которой «сидят» силуэты птиц.
- Ребята, посмотрите, к нам в гости «прилетели» птицы. Я буду загадывать загадку о птице, а вы отгадывать и рассказывать о ней.
2. Беседа о птицах.
- Первая загадка:
Эта птица - непоседа
Одного с березой цвета.
Кто это?
Дети: сорока.
- Как она выглядит?
Ребенок: Сорока - крупная птица с красивым черно - белым оперением. За белые бока ее называют «белобокой». Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу. Летают сороки не очень хорошо, им удобнее перепрыгивать с места на место. Ходит с приподнятым хвостом маленькими шажками, а летит - хвост держит веером. Любит блестящие вещи, уносит их и прячет. Истребляет насекомых и грызунов, переносит семена растений. Живет в густых ветвях деревьев или кустарниках.
- Вторая загадка:
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
-Получается прыжок.
Дети: воробей.
- Верно, а как он выглядит?
Ребенок: Воробей маленький, коричневый, с черными пятнами. Клюв тонкий, твердый, к концу заостренный. Короткие, но сильные ножки, ходить не умеет, а только прыгает. Хвостик всегда поднят вверх. Постоянно купается в снегу, лужах, песке- избавляется от насекомых. Они уничтожают много вредных насекомых, питается хлебными крошками и семенами растений. Живут под крышами домов, в заброшенных гнездах.
- Третья загадка:
- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
И она вам всем знакома,
Как зовут её?.
Дети: ворона
- Верно. Опишите ее.
Ребенок: Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет.
Это большая птица, ноги и клюв тоже черные. Она ест все. В лесу охотиться за мышами, поедает яйца и птенцов. Живет на деревьях.
- Молодцы.
Упражнение на расслабление мышц и дыхательное упражнение «Вороны».
Вот под елкой зеленой Прыжки на одной ноге, на другой ноге.
Скачут весело вороны,
Кар-кар-кар. Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.
Целый день они летали, Бег с взмахами рук в стороны.
Спать ребятам не давали,
Кар-кар-кар. Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.
Только к ночи умолкают, Ходьба на месте.
Вместе с нами засыпают, Присед с выдохом.
Ш-ш-ш-ш.
- Четвертая загадка:
Она маленькая птичка, И зовут ее.
Дети: синичка.
- Верно. Как она выглядит?
Ребенок: На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Уничтожает насекомых столько, сколько сама весит. Живут в дуплах дятлов, в щелях гнилых пней и стволов деревьев, синичниках. Назвали ее так за песенку «си - си - си».
Пятая загадка:
Долго дерево долбил,
Всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый пестрый…
Дети: дятел.
- Что вы знаете об этой птице?
Ребенок: Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками. На голове ярко - красное пятнышко, похожее на беретик. У дятла большой и крепкий клюв, а язычок длинный, чтобы легко доставать жуков и насекомых из под коры дерева. За это его прозвали доктором или санитаром леса.
Шестая загадка:
Эта птица – символ мира,
Чердаки ее квартира.
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно.
Дети: голубь.
- Опишите ее.
Ребенок: Это сизый голубь. У него светло- серая поясница и две темные полосы на крыльях. Телосложение плотное, голова небольшая, шея короткая, крылья острые и длинные. Короткие ноги и сильные когти. Лазает плохо, зато быстро и долго летает. Клюв небольшой, прямой. По земле ходит. Питается голубь семенами растений, которые собирает на земле. Голубь пьет воду не поднимая головы. Живут в селениях и гнезда устраивают в постройках человека.
- Ребята, давайте, и вы побудите птичками.
Игра на развитие творческого воображения «Птицы».
- Ребята, представьте себе, что вы птички. Закройте глаза и присядьте - птички сидят на ветке и спят. Вот пригрело солнышко, и птички проснулись, расправили крылышки, перышки, потянулись. Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали птички и устали, опустились на травку возле ручейка, попили водички. Снова полетели птички и опустились на птичью столовую. Поклевали зернышек и стали рассматривать обитателей птичьей столовой. Погостили птички у них и полетели обратно домой. А солнышко уже садиться стало, небо потемнело, птички уселись снова на веточки, сложили свои крылышки и уснули.
- А теперь откроем глаза и снова станем детьми и раскрасим любой силуэт птицы, которую вы видели на птичьей столовой.
Дети выполняют работу!
- Посмотрите, какая красивая стайка птиц у нас получилась.
- Ребята, послушайте, какую историю я вам расскажу: «Однажды мальчик с мамой пошел в лес.
- Смотри, мама, птичка летает низко, я ее поймаю, пусть поживет у нас?
-Нет, этого делать нельзя - сказала мама.
- Почему мама так ответила сыну?
Дети: птиц лесных ловить нельзя, потому что они погибнут.
Самостоятельная театрализованная деятельность.
- А сейчас ребята вам покажут игру-инсценировку по стихотворению А. Пчельниковой «Птичка».
РЕБЕНОК
А, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети;
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!
ПТИЧКА
Ах, зачем, зачем я вам,
Маленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети!
РЕБЕНОК
Нет, не пустим, птичка, нет!
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.
ПТИЧКА
Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю:
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю.
РЕБЕНОК
Там замерзнешь ты зимой,
Где-нибудь на ветке;
А у нас-то! В золотой
Будешь жить ты клетке!
ПТИЧКА
О! Не бойтесь: в теплый край
Улечу зимою.
А в неволе - светлый рай
Будет мне тюрьмою.
РЕБЕНОК
Птичка! Птичка, как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить:
Все б тебя ласкали.
ПТИЧКА
Верю, детки, но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки!
РЕБЕНОК
Правда, правда! Птичка, ты
Не снесешь неволи.
Ну, так Бог с тобой - лети
И живи на воле!
6. Рефлексия.
- У кого мы сегодня были в гостях?
- Назовите этих птиц;
- Много интересного вы про птиц знаете. А какую пользу птицы приносят людям?
Дети: спасают от вредителей деревья, огороды, поля; радуют песнями, украшают природу.
- Скоро зима. Как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: подкормить.
- Поэтому, гнезда и яички не трогайте. Птиц, ребята, берегите.
Список литературы:
1. «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль Академия, Академия Холдинг 2000.
2. sergvlar.ru›tag/opisanie/
3. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4. «Физкульт-привет минуткам и паузам!» С. П. «Детство-Пресс» 2006.
5. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», М. ,2002.
6.florofauna. ru