Татьяна Антонова
Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция слоговой структуры слова — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой – это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.
Публикация «Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей» размещена в разделах
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слов мы используем современные кинезиологические упражнения, которые позволяют развивать способности ребенка и корректировать имеющиеся проблемы.
В работе можно выделить 2 этапа:
подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
1. Работа над ритмом.
- Отхлопывание в ладоши с использованием ритмического рисунка.
- Узнавание ритмов и соотнесение их с определенными символами.
- Воспроизведение определенного ритма по образцу, по заданному рисунку.
- Произвольное воспроизведение ритма с последующей записью ритмического рисунка символами.
2. Упражнения на развитие динамического праксиса рук.
Выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками одновременно) по образцу, по словесной инструкции или под счет).
3. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет : кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь.
Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)
Умение чередовать различные позы рук, переключаться с одного упражнения на другое.
На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие.
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
• уровень гласных звуков;
• уровень слогов;
• уровень слов;
• уровень коротких предложений;
• уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Работа над словами осуществляется последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Данное пособие используем при работе над слоговой структурой слова на каждом этапе. Оно многофункционально.
Данная игра привлекает внимание детей.
Варианты заданий:
1. Продолжи ритм
Цель: развитие чувства ритма и мелкой моторики.
Предложите ребенку продолжить предложенный вами ритмический рисунок; 2. Развитие межполушарных связей. Детям предлагают одновременно нажимать «пузырьки-пупырки» в определенной последовательности.
3. Развитие ориентировке в малом пространстве, закрепление понятий «лево-право», «верх-низ». Игра проводится по принципу графического диктанта.
4. Развитие слоговой структуры слова и определение количества слогов в слове. Детям предлагают карточки с цифрами от одного до четырех. Ребенок нажимает на пузырек на каждом слоге, а затем подбирает карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов.
Нейропсихологические исследования последних лет показывают, что любой серийной двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается. Двигательная реализация вербального стимула возможна при наличии скоординированной серийной последовательности артикуляторных актов.
Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность ребенка. Это в свою очередь способствует успешному формированию слоговой структуры дошкольников.