Папки-передвижки

Традиции и современные стратегии воспитания детей дошкольного возраста

Наталья Ванькаева
Традиции и современные стратегии воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Традиции и современные стратегии воспитания детей дошкольного возраста

Воспитатель : Ванькаева Наталья Борисовна

МКДОУ «Детский сад «Алтн Булг»

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» - фраза, сказанная Оскаром Уайльдом, остается современной и в наши дни, так как каждая семья хочет видеть своего ребенка только счастливым»

Публикация «Традиции и современные стратегии воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современная стратегия воспитания детей должна опираться на принципиально новое понимание глобальных трансформаций российского социума и феномена детства, как ресурса развития страны, необходимости системных изменений целей и принципов воспитания сегодняшних и будущих поколений детей.

Дошкольное образование – это самый яркий период жизни, который является первой образовательной ступенью ребенка.

Немного истории

Советская система дошкольного воспитания (традиционный детский сад, система, через которую прошли практически все граждане Советского Союза. В течение многих десятилетий эта система была единственной и обязательной для всех детей до семилетнего возраста, посещавших детские сады. Являлась единственным и обязательным документом для всех работников дошкольного воспитания. Для реализации образовательных задач в Советском Союзе была создана уникальная по широте охвата и по масштабности государственного обеспечения сеть детских дошкольных учреждений, выполнявших две главные функции — социально-бытовую (уход за детьми и освобождение женщины) и воспитательную (всестороннее развитие и коммунистическое воспитание.

Такой подход ставил на первое место фигуру взрослого — воспитателя, поскольку только он, уже владеющий культурно-общественным опытом, мог передать его ребенку. Это определяло ведущую и руководящую роль воспитателя в развитии ребенка. При этом воспитатель выступал как носитель знаний и способов деятельности, как посредник между культурой и ребенком. Его основной задачей было передать детям знания и умения, существующие в обществе.

Исходным принципом воспитания в данной системе являлась «идейная направленность всего педагогического процесса в детском саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания». Связь содержания воспитания и обучения с жизнью советских людей — один из важнейших принципов советской дошкольной педагогики. Решающую роль в развитии ребенка советская педагогика придавала целенаправленному обучению и воспитанию.

Формирование личности происходит в различных видах деятельности ребенка — в игровой, трудовой, учебной, поэтому так важно, чтобы воспитательно-образовательная работа с дошкольниками не только включала разные виды детской деятельности, но и способствовала формированию различных навыков.

К традициям ДОУ можно отнести :

1. Создание условий комфортного пребывания в группе;

2. Расширение и создание условий для реализации представлений и взглядов детей об искусстве народов России и народа края;

3. Проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на удовлетворение духовной потребности детей и активизации их творческой деятельности;

4. Соответствие режима дня в зависимости от возрастной категории групп;

5. Уважение и соблюдение прав ребенка, личности;

6. Сотрудничество воспитателей и родителей с помощью проведения собраний;

7. Учет этнокультурного досуга;

8. Проведение образовательного процесса, направленного на приобщение детей к моральным нормам, социальным, традициям в семье;

9. Поддержание и сохранения уникальности возрастного периода детства.

Стратегия развития воспитания до 2025 года

Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Цель стратегии - определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в России с учетом интересов детей, актуальных потребностей общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны.

Основные направления развития воспитания : поддержка семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений, гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей, популяризация научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.

Актуальность исследуемой темы связана еще и с тем,

что в наши дни существует достаточно много различных методик как продолжающих традиции, так и основывающихся на новых технологиях воспитания. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей дошкольного возраста.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегическая цель государственной политики в области воспитания- повышение доступности качественного воспитания, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки современных стратегий и подходов к воспитанию детей дошкольного возраста

В настоящее время дети развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями – компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, сотовые телефоны, рекламные ролики, новинки кинематографа. Какой же он, современный ребёнок? Он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, общительный, раскрепощённый и застенчивый, поверхностный и глубоко мыслящий, беззаботный и деятельный – в общем, противоречивый.

Сегодняшние дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию информации.

Современные дети говорят много, но плохо. Дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Их трудно удержать на одном месте. У них повышена возбудимость и гиперактивность. Задача воспитания дошкольника должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития концентрации внимания, а также двигательного опыта и физического здоровья.

У современных детей повышены тревожность и агрессия. Чаще всего дети проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Если воспитатель занимает позицию опытного партнёра, то это выражается в детской инициативности и самостоятельности. У современных детей преобладает рефлекс свободы.

Учитывая факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, развитие их духовной сферы должно протекать в рамках системы отношений (семейных, отношений между воспитателем и ребёнком, когда ребёнок выступает равноправным партнёром по общению и совместной деятельности). При таких условиях у детей развивается ощущение успешности и уверенности в собственных силах.

К нововведениям (новациям) в ДОУ можно отнести:

1. По отношению к содержанию дошкольного образования – изменения в учебно-воспитательной работе в соответствиями с требованиями ФГОС;

2. По масштабам преобразований (частный, системный и модульный);

3. По взаимодействию с другими организациями: проведение мероприятий с целью взаимодействия детей и ознакомления их с праздниками, всемирными днями.

4. По инновационному потенциалу в связи с техническим прогрессом: усовершенствование образовательной деятельности благодаря техническим устройствам, игр и игрушек.

Вся жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми. Для этого необходимо изменять технологию образовательного процесса и создать условия для социального развития ребенка.

Важнейшей составляющей современной стратегии является идея качественной перестройки социально-педагогических отношений детей и взрослых на основе осознания их изменившихся ролей и функций в обществе, достижения детьми нового уровня жизненной самостоятельности и социальной активности как субъектов воспитания.

В заключение следует сказать, что сравнивая современного дошкольника со сверстником конца XX века, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение инновационными технологиями.

Стратегия — общая руководящая линия, установки, направленные на достижение конечной цели в какой-либо деятельности.

Целеустремленность — качество, формирующееся уже в раннем детстве, в дошкольном учреждении, в начальной школе благодаря тому, что педагог-воспитатель не ограничивается тем, что называет цель предстоящей деятельности, а задает вопросы: «Зачем мы это будем делать?», «Для чего?», «Для кого?» и т. п.

Работоспособность — качество, которое также развивается не сразу. Причем есть ряд характеристик, от которых зависит работоспособность, которые могут быть сформированы только у дошкольников или младших школьников.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Конспект НОД «Семейные традиции» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Семейные традиции» для детей старшего дошкольного возраста Цель: -развивать интерес к семейным традициям, -обозначить роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи. Задачи: -продолжать прививать.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Традиции праздника Пасха. Обрядовые игры для детей дошкольного и младшего школьного возрастаТрадиции праздника Пасха. Обрядовые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста Когда все кушанья приготовлены, и праздничный стол полность готов, не забудьте о развлечении. Сколько радости и веселья доставляют и детям.

Современные игрушки детей дошкольного возрастаСовременные игрушки детей дошкольного возраста "Современные игрушки детей дошкольного возраста" Каждая игрушка чему-то учит и развивает малыша. Машинки куклы, мягкие игрушки – все эти.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиции и современные стратегии воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 октября 2022 в 20:11
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Традиции и современные стратегии воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ванькаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД