Наталья Ванькаева
Традиции и современные стратегии воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Традиции и современные стратегии воспитания детей дошкольного возраста
Воспитатель : Ванькаева Наталья Борисовна
МКДОУ «Детский сад «Алтн Булг»
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» - фраза, сказанная Оскаром Уайльдом, остается современной и в наши дни, так как каждая семья хочет видеть своего ребенка только счастливым»
Публикация «Традиции и современные стратегии воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Современная стратегия воспитания детей должна опираться на принципиально новое понимание глобальных трансформаций российского социума и феномена детства, как ресурса развития страны, необходимости системных изменений целей и принципов воспитания сегодняшних и будущих поколений детей.
Дошкольное образование – это самый яркий период жизни, который является первой образовательной ступенью ребенка.
Немного истории
Советская система дошкольного воспитания (традиционный детский сад, система, через которую прошли практически все граждане Советского Союза. В течение многих десятилетий эта система была единственной и обязательной для всех детей до семилетнего возраста, посещавших детские сады. Являлась единственным и обязательным документом для всех работников дошкольного воспитания. Для реализации образовательных задач в Советском Союзе была создана уникальная по широте охвата и по масштабности государственного обеспечения сеть детских дошкольных учреждений, выполнявших две главные функции — социально-бытовую (уход за детьми и освобождение женщины) и воспитательную (всестороннее развитие и коммунистическое воспитание.
Такой подход ставил на первое место фигуру взрослого — воспитателя, поскольку только он, уже владеющий культурно-общественным опытом, мог передать его ребенку. Это определяло ведущую и руководящую роль воспитателя в развитии ребенка. При этом воспитатель выступал как носитель знаний и способов деятельности, как посредник между культурой и ребенком. Его основной задачей было передать детям знания и умения, существующие в обществе.
Исходным принципом воспитания в данной системе являлась «идейная направленность всего педагогического процесса в детском саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания». Связь содержания воспитания и обучения с жизнью советских людей — один из важнейших принципов советской дошкольной педагогики. Решающую роль в развитии ребенка советская педагогика придавала целенаправленному обучению и воспитанию.
Формирование личности происходит в различных видах деятельности ребенка — в игровой, трудовой, учебной, поэтому так важно, чтобы воспитательно-образовательная работа с дошкольниками не только включала разные виды детской деятельности, но и способствовала формированию различных навыков.
К традициям ДОУ можно отнести :
1. Создание условий комфортного пребывания в группе;
2. Расширение и создание условий для реализации представлений и взглядов детей об искусстве народов России и народа края;
3. Проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на удовлетворение духовной потребности детей и активизации их творческой деятельности;
4. Соответствие режима дня в зависимости от возрастной категории групп;
5. Уважение и соблюдение прав ребенка, личности;
6. Сотрудничество воспитателей и родителей с помощью проведения собраний;
7. Учет этнокультурного досуга;
8. Проведение образовательного процесса, направленного на приобщение детей к моральным нормам, социальным, традициям в семье;
9. Поддержание и сохранения уникальности возрастного периода детства.
Стратегия развития воспитания до 2025 года
Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Цель стратегии - определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в России с учетом интересов детей, актуальных потребностей общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны.
Основные направления развития воспитания : поддержка семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений, гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей, популяризация научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.
Актуальность исследуемой темы связана еще и с тем,
что в наши дни существует достаточно много различных методик как продолжающих традиции, так и основывающихся на новых технологиях воспитания. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей дошкольного возраста.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Стратегическая цель государственной политики в области воспитания- повышение доступности качественного воспитания, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки современных стратегий и подходов к воспитанию детей дошкольного возраста
В настоящее время дети развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями – компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, сотовые телефоны, рекламные ролики, новинки кинематографа. Какой же он, современный ребёнок? Он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, общительный, раскрепощённый и застенчивый, поверхностный и глубоко мыслящий, беззаботный и деятельный – в общем, противоречивый.
Сегодняшние дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию информации.
Современные дети говорят много, но плохо. Дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Их трудно удержать на одном месте. У них повышена возбудимость и гиперактивность. Задача воспитания дошкольника должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития концентрации внимания, а также двигательного опыта и физического здоровья.
У современных детей повышены тревожность и агрессия. Чаще всего дети проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Если воспитатель занимает позицию опытного партнёра, то это выражается в детской инициативности и самостоятельности. У современных детей преобладает рефлекс свободы.
Учитывая факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, развитие их духовной сферы должно протекать в рамках системы отношений (семейных, отношений между воспитателем и ребёнком, когда ребёнок выступает равноправным партнёром по общению и совместной деятельности). При таких условиях у детей развивается ощущение успешности и уверенности в собственных силах.
К нововведениям (новациям) в ДОУ можно отнести:
1. По отношению к содержанию дошкольного образования – изменения в учебно-воспитательной работе в соответствиями с требованиями ФГОС;
2. По масштабам преобразований (частный, системный и модульный);
3. По взаимодействию с другими организациями: проведение мероприятий с целью взаимодействия детей и ознакомления их с праздниками, всемирными днями.
4. По инновационному потенциалу в связи с техническим прогрессом: усовершенствование образовательной деятельности благодаря техническим устройствам, игр и игрушек.
Вся жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми. Для этого необходимо изменять технологию образовательного процесса и создать условия для социального развития ребенка.
Важнейшей составляющей современной стратегии является идея качественной перестройки социально-педагогических отношений детей и взрослых на основе осознания их изменившихся ролей и функций в обществе, достижения детьми нового уровня жизненной самостоятельности и социальной активности как субъектов воспитания.
В заключение следует сказать, что сравнивая современного дошкольника со сверстником конца XX века, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение инновационными технологиями.
Стратегия — общая руководящая линия, установки, направленные на достижение конечной цели в какой-либо деятельности.
Целеустремленность — качество, формирующееся уже в раннем детстве, в дошкольном учреждении, в начальной школе благодаря тому, что педагог-воспитатель не ограничивается тем, что называет цель предстоящей деятельности, а задает вопросы: «Зачем мы это будем делать?», «Для чего?», «Для кого?» и т. п.
Работоспособность — качество, которое также развивается не сразу. Причем есть ряд характеристик, от которых зависит работоспособность, которые могут быть сформированы только у дошкольников или младших школьников.