Надежда Викторовна Боярова
Тетрадь взаимосвязи педагога-дефектолога с воспитателями
▼ Скачать + Заказать документы
старшая группа с ЗПР
тема недели: «Дом»
Программное содержание:
• Закрепить знания детей о частях дома (подъезд, крыльцо, лестница, квартира, лифт, дверь, стены, крыша, окна, балкон);
• Вспомнить какие комнаты есть в квартире, их назначение (гостиная, кухня, прихожая, спальня, ванная);
• Формировать понятия высокий – низкий, выше – ниже, верху – внизу;
• Вспомнить домашний адрес с каждым ребенком.
Пальчиковая гимнастика «Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (ударяют, чередуя, кулачком о кулачок)
Молоток бери, мой друг!
Публикация «Тетрадь взаимосвязи педагога-дефектолога с воспитателями» размещена в разделах
Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки «стены»)
Есть окошко в доме том. (складывают указательные пальцы палочкой, остальные соединяют «крышей»)
Есть ещё одно повыше,
Есть труба вверху на крыше. (мизинец отставляют в сторону – труба)
Дом готов, зовё м гостей: (показывают оба указательных пальца)
«Проходите поскорей!» (делают приглашающий жест рукой)
Физкультминутка
У медведя дом большой, (Стоим, руками над головой показать «крышу»)
А у зайки маленький. (Присесть на корточки, руки снова «крыша»)
Наш медведь пошёл домой, (Ходьба на внешней стороне стопы «как медведь»)
Поскакал и заинька. (Скачем на двух ногах «как зайки»)
Учим загадки:
Пока её за ручку
Рукою не возьмёшь,
Ни из дому не выйдешь,
Ни в дом не попадёшь. (ДВЕРЬ)
Одной ручкой всех встречает,
А другою провожает. (ДВЕРЬ)
Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры. (ЛИФТ)
Что за дорога такая,
Кто ходит по ней,
Тот хромает? (ЛЕСТНИЦА)
Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной,
Нет пути передо мной.
Я и дома – и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте-ка, друзья,
Где же я? (НА БАЛКОНЕ)
Мы играем: Конструирование домов и целых улиц из разного материала: счетные палочки, деревянный конструктор, «LEGO», мягкие модули, бросовый материал.
Можно почитать: «Теремок», «Заюшкина избушка»
Тема недели: «Семья»
Программное содержание:
• Уточнить и закрепить знания детей о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, дом. адрес, состав семьи);
• Отработать родственные связи: папа, мама, дочь, сын, сестра, брат, дедушка, бабушка, внук, внучка;
• Заучивать имя, фамилию, возраст, дом. адрес с каждым ребенком.
Семья – это родственники, которые живут в одной квартире, имеют общую фамилию и заботятся друг о друге.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка.
А это я! Вот и вся моя семья!
(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.
Сжать руку в кулак несколько раз).
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре. (загибать одновременно пальцы на двух руках)
Мы считалочку учили: (хлопки в ладоши)
Мама в доме подметает, (имитировать подметание пола)
Папа сказки нам читает, (соединить перед собой раскрытые ладони-"книжка")
Вяжет бабушка носок, (прямыми указательными пальцами имитировать вязание на спицах, остальные сжаты в кулак)
Чинит дедушка совок, (стучать кулаком правой руки по кулаку левой)
Брат играет на гармошке, (соединять и разводить руки в стороны - имитация игры на гармошке)
А сестрёнка гладит кошку. (правой рукой гладить согнутую в локте левую)
Рассказал считалку я. (хлопки в ладоши)
Вот и вся моя семья! (нарисовать руками большой круг)
Учим загадки:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная … (СЕМЬЯ)
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И у лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (ИМЯ)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, (ПАПА)
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя. (МАМА)
Кто любить не устает
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (БАБУШКА)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед,
Мой родной, любимый… (ДЕД)
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он - старший (БРАТ)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?-
Очень модная девчонка –
Моя старшая … (СЕСТРЕНКА)
Тема «Мамин праздник. Женские профессии»
Программное содержание:
• рассказать о празднике 8-е Марта — кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день»;
• научить детей словам поздравления для того, чтобы они сказали их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитательнице в детском саду;
• прочитать и обсудить стихотворение С. Маршака «А что у вас?» побеседовать о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача;
• объяснить ребенку, кто что делает на работе, какую пользу приносит, кому что нужно для работы.
Упражнение на координацию речи с движениями.
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, и ни разу,
И ни разу ни словечка не скажу.
(Ребенок выполняет соответствующие движения).
Дидактическая игра «Кто что делает?» (подбор действий к существительным) : повар — варит, учитель — (врач —. , продавец —. , воспитатель —.).
Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление винительного падежа имен существительных) : повар варит (что) —. ; врач лечит (кого) —.
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа имен существительных).
Повару нужны (что) — кастрюля, поварешка.
Учителю нужны (что) —.
Дидактическая игра «Найди ошибку» (развитие логического мышления).
Врачу нужны. (бинт, вата, шприц, кастрюля,.).
Врач варит суп. Повар лечит людей.
Дидактическая игра «Подбери признак» : мама (какая) —. (сестренка, бабушка, воспитательница).
Дидактическая игра «Назови ласково» : мама — мамочка, мамуля, матушка (бабушка, сестра, тетя).
Учим загадки:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя. (мама)
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая. (мама)
Тема «Магазин. Профессия продавец»
Программное содержание:
- Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические
представления о нём;
- Расширять знания детей о профессиях взрослых;
- Познакомить детей с профессией – продавец;
- Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к труду взрослых;
- Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы.
Пальчиковая гимнастика «Продавец»
Продавец ребятам рад,
В магазине для ребят
Есть матрёшки расписные,
Есть машинки заводные,
Золотые рыбки,
И всем нам по улыбке.
Учим загадки:
Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить,-
Сумку мы с собой берём,
И на улицу идём,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в (Магазин)
У него есть на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь - справа, ткани - слева
Чашки - на витрине
Продает он все товары
В огромном магазине. (Продавец)
Нам даёт товар и чек
Не философ, не мудрец
И не суперчеловек,
А обычный. (Продавец)
За прилавком магазина
Где красивая витрина,
Покупателей он ждет
И товары продает. (Продавец)
У него товара горы-
Огурцы и помидоры,
Кабачки, капуста, мед.
Все он людям продает. (Продавец)
Можно почитать: С. Маршака «А что у вас?»
Продавец
Продавец - молодец!
Он товары продаёт
Молоко, сметану, мёд
А другой - морковь, томаты
Выбор у него богатый
Третий продаёт сапожки
Туфельки и босоножки
А четвёртый стул и шкаф
Стулья, вешалки для шляп.
Выбор у него богатый
Продавцы товары знают,
Даром время не теряют
Всё что просим продадут
Это их привычный труд.
Тема недели: «Транспорт ПДД»
Программное содержание:
- закрепите названия видов транспорта: наземный (движется по земле, воздушный (летит по воздуху, водный (движется по воде).
- объяснить для чего нужен транспорт … перевозить людей и грузы). Транспорт, который перевозит пассажиров – пассажирский, который перевозит грузы – грузовой.
- для закрепления знаний о транспорте и уличном движении обязательно обращайте внимание на транспорт на улице, побеседуйте о необходимости соблюдения правила уличного движения, обязательно обратив внимание на светофор
Пальчиковая гимнастика «Посчитаем»
Раз, два, три четыре, пять –
Буду транспорт я считать.
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.
(сжимают и разжимают пальчики поочерёдно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки)
Физминутка «Мы летаем»
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Игра «Пересчет различных видов транспорта» (порядковый счет) : первый автобус, второй, пятый автобус.
Игра «Кто чем управляет?» Автобусом управляет водитель, самолетом – летчик, кораблем – капитан.
Игра «Кто на какой машине работает». На машине «скорой помощи» работает врач. На пожарной…
Игра «Четвертый лишний» (можно использовать имеющиеся картинки). * Разложить перед ребенком картинки: легковая машина, автобус, яблоко, самосвал. Важно, чтобы ребенок не только показал яблоко, но и смог объяснить, почему оно лишнее. (Лишнее яблоко, потому что это фрукт, а все остальное – транспорт). Если ребенок легко справляется с заданием, можно усложнить и разложить картинки: машина, автобус, самолет, самосвал. (Лишний самолет, потому что это воздушный транспорт, а все остальное – наземный). Если ребенок не справляется с заданием, сами давайте объяснения, чтобы ребенок понял.
Учим загадки:
Дом по улице «бежит»,
Дом колесами шуршит.
Подъезжает к остановке,
Всех желающих берет,
А потом едет вперед (Автобус)
В городах глубокой ночью
Спят автобус и трамвай.
Если транспорт нужен срочно –
Ты машину вызывай.
Та приедет: "Я свободна!
Довезу куда угодно!" (Такси)
Поднял в небо я глаза -
Там большая стрекоза,
Неживая, из металла,
Все летала и летала,
Грохотала и парила
И пропеллером крутила. (Вертолет)
Я важная машина,
Есть кузов и кабина.
Вожу любые грузы
По ленточкам дорог.
И парты, и арбузы
Я вам доставлю в срок. (Грузовик)
Железная рыба живет под водой.
Она с огоньками и с длинной трубой.
Плывет в океане не кит, не селедка,
А с моряками подводная. (Лодка)
По дороге из железа
Быстро еду мимо леса,
Мимо тундры и песков,
Деревень и городов.
Мне уже немало лет.
Паровозом был мой дед. (Поезд)
Что за птица смелая
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От неё осталась? (Самолет)
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль —
По волнам плывет. (Корабль)
И не лодка, и не плот,
Не паром, не теплоход.
Солнце. Море. Ветерок.
Мчит быстрый. (Катерок)
Тема «Почта. Профессия почтальон»
Программное содержание:
- Рассказать детям о том, что такое почта, для чего она предназначена;
- Познакомить с профессией почтальон;
- Учить узнавать здание почты по внешнему виду;
- Дать представление о том, как можно отправить письмо или посылку.
Пальчиковая гимнастика «Почтальон»
Что принес нам почтальон?
С толстой сумкой ходит он.
Перевод, журнал, газету,
В бандероли 2 кассеты.
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
(сжимать и разжимать кулаки, шагать пальчиками по столу,
загибать пальцы, начиная с большого).
Физминутка «Почтовый ящик»
На скамейку я встаю,
Еле ящик достаю.
Открываю ящик
Голубой, блестящий.
Посыпались из ящика
Письма настоящие.
Поднимаются на носочки
Тянутсяза руками вверх
«Открывают»,
Приседают
Встают с вытянутыми руками.
Учим загадки:
Ждет письма мой старший брат,
Я журналу буду рад,
Папа ждет газету.
Где же взять все это?
Принес нам это он -
Наш знакомый… (Почтальон)
Я синего цвета,
Вишу на стене.
И много приветов
Хранится во мне. (Почтовый ящик)
Сбоку — марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица
Если захочешь -
За море умчится. (Письмо)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
Мы читаем: С. Я. Маршак «Почта»
Тема «Поликлиника. Профессия врач»
Программное содержание:
- Рассказать детям о том, что такое поликлиника (больница, аптека, для чего они нужны;
- Познакомить с профессией врач; Что делает врач? (Врач лечит людей). Что врачу нужно для работы? Врачу для работы нужны (таблетки, бинты, мазь, шприц).
- Учить узнавать здание поликлиники, аптеки по внешнему виду;
- Вспомнить правила поведения в больнице.
Дидактическая игра "Узнай по вкусу".
Врач (кто-то из взрослых) проверяет: умеет ли ребенок с закрытыми глазами определять, что это за продукт, не видя его? (*Апельсин, лимон, шоколад) Скажите, ребенку какими бывают продукты на вкус. (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
Сюжетно – ролевая игра «В поликлинике»
Учим загадки:
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней? (Врач)
Вот так погода, ну и погода
Ветер сбивает с ног пешехода.
Но пешеход с чемоданчиком черным
Ветру на встречу шагает упорно.
Что ему холод, что ему ветер,
Если распухло горло у Пети.
Что ему слякоть, что ему лужи,
Если Андрюше становиться хуже.
Зной или стужа. День или ночь.
Кто же торопиться детям помочь? (Врач)
Мы читаем: К. Чуковский «Айболит». Обсудите, что есть врачи, которые лечат людей, а есть врачи, которые лечат животных.
Стихотворение:
Все болезни лечит врач,
Он уколет – ты не плач.
Веселей смотри вокруг:
Детский врач – ребятам друг!
Тема «Весна»
Программное содержание:
- Расширить представления детей о весне;
- Во время прогулки понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче обратить внимание детей на изменения, происходящие в живой и неживой природе весной;
- Учить правильно называть весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц — март;
- Учить рассказывать о приметах наступившей весны (солнце светит ярче и пригревает, тает снег, день стал длиннее, звонче поют птицы, на деревьях набухают почки).
Пальчиковая гимнастика «Капель»
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап!
Это к нам пришё л апрель: Кап-кап, кап-кап!
Солнце припекло сильней
И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап!
Из ладошек сделали «крышу»
Пальцы стучат по ладошке в медленном темпе.
Увеличиваем темп.
«Солнышко» из ладошек.
В быстром темпе.
Физминутка «Дождик»
Капля раз, Капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Прыжки на носочках,
руки на поясе.
Быстрый бег на месте
Развести руки в стороны.
Сомкнуть руки над головой полукруго
Мы играем:
Игра «Почемучка» (установление элементарных причинно-следственных связей)
- Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко).
- Почему бегут ручьи?
- Почему прилетают птицы?
- Почему набухают почки? и т. п.
Игра «Один-много» (образование множ. числа существительных)
Проталина – проталины
Почка - …
Сосулька - …
Ручей -
Игра «Есть – нет» (образование существительных в род. падеже)
Подснежник – нет… подснежника
Сосулька – нет…сосульки
Игра лото «Времена года»
Учим загадки:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла. (весна)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою,
Но солнце её припечет,
Растает она и умрет. (сосулька)
Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли. (почки)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький. (подснежник)
Веселится весь народ —
Льдины двинулись в поход!
Мы на речке каждый год
Наблюдаем. (ледоход)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап — звенит. (капель)
Вдоль дорожек без труда
Мчится талая вода.
Снег от солнечных лучей
Превращается в. (ручей)
Посмотрите-ка, ребята,
В небесах повисла вата —
К нам плывут издалека
В синем небе. (облака)
Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется. (трава)
Смастерим для птичек дом
С круглым маленьким окном.
Вот скворец сел на орешник,
Строем мы ему. (скворечник)