Любовь Тепайкина
Тестопластика как метод арт-терапии в работе воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Берёзка»
Тестопластика
как метод арт-терапии
в работе воспитателя ДОУ
Подготовила: воспитатель Тепайкина Л. Н.
Ардатов - 2014
Наступило время информационной насыщенности, скорого ритма жизни, в результате чего, как отмечают специалисты, даже у детей дошкольного возраста возникают эмоциональные и физические перегрузки, стрессы. Вследствие этого возросло значение здоровьесберегающих технологий. А именно такой технологией и является арт-терапия. Физическое и духовное развитие ребенка зависит от того, каким он увидит окружающий мир.
Публикация «Тестопластика как метод арт-терапии в работе воспитателя ДОУ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. Существуют разные виды арт-терапии : сказкотерапия, фототерапия, ароматерапия, библиотерпия, изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и т. д. Я, как воспитатель детского сада решила обратиться к арт-терапии, потому что педагогическая практика показывает, что часто в детский сад приходят агрессивные, неспокойные дети с неустойчивой психикой.
Арт-терапевтическая методика позволяет погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию.
Противопоказаний для проведения данной методики нет, однако большую пользу занятия принесут детям с искаженной самооценкой, с трудностями эмоционального развития (импульсивным, агрессивным, с высоким уровнем тревожности, детям, у которых наблюдаются конфликтные ситуации в семье, неадекватность реагирования на внешние раздражители.
Идеей применения арттерапии в детском саду поделилась с заведующей детского сада. Вместе мы обсудили данную тему и выбрали такой вид арт терапии, как тестопластика. Внедрить этот метод решено было через организацию кружка для детей 3-4 лет «Тесопластика».
Почему я выбрала именно тестопластику? В первую очередь потому, что тесто доступно всем, это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Работая по теме, поставила перед собой следующие цели:
- гармоничное развитие ребёнка с проблемами в развитии,
- расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства,
- участие в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.
Через использование арттерапии решаю следующие педагогические задачи:
- учить детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку;
- корригировать психоэмоциональное состояние ребёнка процессом творчества;
- прорабатывать мысли и чувства, которые ребёнок привык подавлять;
- способствовать формированию качеств позитивного общения
- развивать чувство внутреннего контроля;
- концентрировать внимание на ощущениях и чувствах;
- развивать художественные способности;
- формировать положительную самооценку дошкольников.
В самом начале кружковой работы я изучила методическую литературу по тестопластике, подобрала художественную литературу, пальчиковые упражнения, шаблоны, эскизы для лепки. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, которые подойдут в работе с детьми.
Составила рабочую программу кружка, разработала серию занятий по теме, которые служат творческим толчком для обучения детей лепке из соленого теста.
Составила перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному.
На первых занятиях происходило знакомство детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами (раскатывание на определенную толщину, смачивание для склеивания частей и т. д.). Тесто замешивалось в присутствии детей. Им давалась возможность подействовать с тестом : потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте : твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки, сердечки и т. д. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.
Для раскатывания использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы. Основа формы – неваляшка, т. е. на большой шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянного стержня (зубочистка или спичка). А потом к основе можно добавить характерные признаки – ушки, носик, глазки, хвост.
В процессе деятельности у детей часто возникали ситуации, которые требовали особой психологической поддержки ребенка (похвала, комплименты, одобрение, восхищение) и необходима поддержка, которая ориентирует детей на переосмысление и переживание возникающих негативных ситуаций (порицания, критика, неодобрение). Четко и понятно указывала на это ребенку, например, «Ты сегодня быстро выполнил свою работу», «Сегодня ты был не очень внимателен, думаю, что на следующем занятии ты исправишься».
Особо хочется остановится на тех методах и приемах которые я использую в работе с детьми.
Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого я изготовила много разнообразных фигурок из соленого теста. Дети любят рассматривать игрушки, делятся своими впечатлениями, высказываются о том, как можно слепить такую игрушку.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Включаюсь в игру сама. Задаю детям наводящие вопросы, например: «Меня зовут Мышонок. Я люблю сыр! А ты что любишь?» Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
Включаю в занятия элементы моделирования - использую графические и предметно-схематические модели, где существенные признаки уложены в схему или изображены условно.
Как известно развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Поэтому на занятиях широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.
Все это позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли, ребёнок начинает лучше понимать других, учится преодолевать робость, страх перед тем, что не получается. Независимо от методов, приёмов и техник, используемых на занятиях, моя цель – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё место в окружающем мире.
Считаю, что каждый родитель должен активно участвовать в жизни детского сада и знать, «чем живет» ребенок в детском саду. Задача воспитателей – донести это до каждого из родителей. В нашей группе постоянно выставляются работы детей из соленого теста. У родителей это вызывает интерес. Многие интересуются технологией тестопластики, а некоторые дома с детьми с удовольствием занимаются лепкой из теста. Затем дети приносят готовые изделия в детский сад и с гордостью заявляют, что это они изготовили вместе с мамой. А что может быть лучше проведенных часов совместно ребенка и матери за полезным занятием?
Под моим руководством дети участвуют в творческих интернет-конкурсах. Мой сын и воспитанник детского сада Иван Тепайкин за работу «Снегири» стал лауреатом конкурса Талант с колыбели. И я думаю, что это не последние достижения. Я планирую и дальше выставлять детские работы на различные конкурсы.
Хочу представить вашему вниманию некоторые работы, выполненые совместно с детьми на занятиях кружка «Тестопластика» (см. презентацию).
Проведенная работа за год показала следующие результаты.
страхи и переживания, связанные с жизнью в детском саду стали для ребят менее стрессогенными;
дети способны к зрелой самокритике, ровно относятся к замечаниям воспитателей;
изменилась самооценка дошкольников на более позитивную;
в группе стало больше детей с позитивным настроем на различные трудности, благоприятным фоном настроения.
Результатом своей работы по тестопластике, как одной из форм арт-терапии я считаю : не столько научить ребёнка лепке, сколько помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции. В дальнейшем я планирую продолжить кружковую работу с детьми по данной теме.
Нам, взрослым следует помнить, что метод арт-терапии не имеет ограничений и противопоказаний. Скорее, здесь работает принцип «чем больше, тем лучше», чем больше ребенок творит, будь то рисунок, скульптура, маска или ваза, сделанная из старой бутылки, тем комфортнее, свободнее и счастливее ему живется. Давайте дадим маленькой личности развивать свой потенциал.