Галина Молчанова
Тесто пластика и песочная техника для детей с ограниченными возможностями: «Ум ребенка находится на кончике пальцев».
▼ Скачать + Заказать документы
Наше будущее – это наши дети.
А на сегодняшний день, по статистическим данным, в нашей стране число детей с ограниченными возможностями стремительно увеличивается.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей : "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Публикация «Тесто пластика и песочная техника для детей с ограниченными возможностями: „Ум ребенка находится на кончике пальцев“,» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся :
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Многочисленные психологи и педагоги, такие как: М. М. Безруких, М. В. Антропова, Л. Ф. Бережков и другие считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную работоспособность ребёнка, является здоровье, которое в свою очередь непосредственно зависит от организации воспитательно – образовательного процесса. Поэтому в коррекционных учреждениях необходимо использовать всё, что может помочь в решении этой проблемы.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети особенные, а значит и учить их надо по - особому, развивать каждую секунду, вливая не только умения и знания, но и надежду.
Естественно, что красной линией в нашем учреждении, как впрочем, как и во всех заведениях данного вида, ведется оздоровительно – коррекционная работа, направленная на оздоровление детей, поддержание и улучшение их психофизического здоровья. Специалисты проводят комплексные процедуры и занятия.
Немаловажное значение для развития детей с ОВЗ является развитие мелкой моторики и творчества. Как говорят ученые: «Ум ребенка находится на кончике пальцев». Следуя именно этой гипотезе, мы построили свое обучение именно на развитии творчества детей, обучению передавать свои чувства и мысли через поделки, рисунки. Обогащать кинестетику организма, развивая память и восприятие, так им необходимые.
На своих занятиях мы используем как классические методы, так и нетрадиционные.
В процессе работы дети раскрываются и раскрепощаются. У них появляется возможность прошептать о своих мечтах, рассказать о своих чувствах, прокричать о своей боли и переживаниях. Такое воздействие позволяет развивать в особенных детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Изобразительная деятельность является прекрасным фоном для реализации всех образовательных областей. Эта взаимосвязь имеет большой воспитательный и развивающий потенциал в обучении детей с различными ограничениями.
Так же перед нами стоит еще одна немаловажная задача: раскрыть все творческие потенциалы детей, найти одаренных.
На начальных этапах было интересно работать с бусинами, пуговицами и прищепками. Дети изготавливали бусы различной формы и величины, интересные панно из пуговиц и камешков, замечательные игрушки из разноцветных прищепок. И тут мы поняли, что надо двигаться дальше в этом направлении.
Свою работу мы продолжили, осваивая технику тесто пластики. Этот вид лепки, на наш взгляд, наиболее доступен и интересен детям, особенно если они видят весь процесс с начала: с замешивания и до окраски теста. У детей вызывает восторг сам процесс работы: разминание, скатывание шариков, колбасок, соединение деталей, просушка, роспись.
Детские работы интересны и причудливы, в них видна радость и жизнелюбие.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда я использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование картинок, шапочек, игрушек и различных сценариев позволяет не только развивать познание и речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.
Следующим шагом на пути к развитию творчества стало рисование на песке. Это удивительный способ превращения несчетного количества маленьких песчинок в единую картинку благодаря нескольким движениям пальцев.
Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека "возиться" с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой водой) и формочки для игры с песком. Игрушки "жили" в коробке. Маленькие пациенты Института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли "миром". Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод "мировой методикой".
Мы со своими воспитанниками придумали целый сказочный мир игр с песком, в результате которых линии, круги, дуги превращаются во что то очень интересное, пробуждающее фантазию и параллельно успокаивающее своей сыпучестью, возможностью исправления в ту же секунду.
В процессе таких упражнений как «Сделай отпечаток», «Веселые рыбки», «Археологи» и др. дети не только отдыхают и расслабляются, играя с песком, но и развивают свои познавательные функции, так необходимые для этой группы детей.
Для работы мы используем необычные, на первый взгляд, дополнительные приспособления: грабельки, дуги, расчески, гребенки, шарики. Все то, что помогает детям в процессе рисования.
Таким образом, для нас важно не только научить методам работы с тестом или песком, но и понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в работе и контактируют друг с другом. Кто-то из них проявит себя лидером, кто-то — ведомым. Один будет играть обособленно, другой «распространится» на всю территорию песочницы. Вы заметите, что в песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом формируется эмпатия — способность понимать ближнего и сопереживать ему, а это на наш взгляд очень важно для наших детей.