Куракина Екатерина
Теоретические основы дошкольной лингводидактики
▼ Скачать + Заказать документы
Главная роль в разработке теоретических основ лингводидактики принадлежит смежным наукам, объектами исследования которых являются язык, речь, речевая деятельность, познание, педагогический процесс: теория познания, логика, языкознание, социолингвистика, психофизиология, психология, социальная психология, психолингвистика, педагогика (разные ее отрасли). Их данные позволяют установить и обосновать место и значение, принципы и задачи, объект и предмет, содержание и методику работы с детьми.
Публикация «Теоретические основы дошкольной лингводидактики» размещена в разделах
Учитывая вышесказанное, можно отметить, что лингводидактика как методика речевого развития дошкольников должна подтверждаться лингвистически (соответствие по языковому материалу, психологически (учет психологических особенностей возраста, психологической природы формируемого навыка, специфик его функционирования, дидактически (соответствие общим дидактическим принципам).
Цель данной работы: выявить объект и предмет лингводидактики, рассмотреть закономерности и принципы развития речи детей дошкольного возраста, определить языковые способности детей дошкольного возраста.
Лингводидактика – это наука, исследующая закономерности общедидактического характера, сопряженные с обучением языку и протеканием процесса овладения языком – родным и неродным.
Лингводидактика сформировалась как новая научная область во второй половине прошедшего века.
Лингводидактические основы обучения языку включают изложение теоретических основ обучения : представление о содержании, целях, задачах, принципах, методах, средствах процесса обучения, исследования, рассматривая при этом связь с базовыми для него науками. Лингводидактика, подобным образом, представляет собой интегративную научную дисциплину, являясь их конкретным центром.
Объектом лингводидактики является теоретическое подтверждение процесса обучения языкам и его исследования: концепции, содержание языкового образования, организационные формы обучения, механизмы исследования и конструирования процесса обучения.
Предмет лингводидактики – теоретическое подтверждение закономерностей взаимодействия преподавания языка (деятельность преподавателя, учения (деятельность студента, содержания учебного материала и технологии овладения персонифицированными знаниями.
В концепции «речевого онтогенеза» Леонтьева А. А. процесс формирования речевой деятельности подразделяется на ряд последовательных периодов:
1-й – подготовительный (с момента рождения до года);
2-й – преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
Формирование разных сторон речи (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и несинхронно, то есть на разных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. На каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.
В развитие словаря детей выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов.
Количественный рост словаря. Рост словаря ребенка во многом зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. Развитие пассивного словаря в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет жизни наблюдается огромный скачок в обогащении активного словаря, и к концу второго года жизни он составляет примерно 300-400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря происходит не только за счет речи взрослых, которую слышит ребенок, но и за счет овладения разными способами словообразования. Такое словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса и к четырем годам количество слов достигает 1900 слов, в пять лет – 2000-2500, в 6-7 лет - до 3500 – 4000 слов.
Обогащение словарного запаса происходит в основном за счет существительных и глаголов, так как прилагательные для ребенка являются наиболее абстрактной частью речи и взрослые уделяют мало внимания признакам и качествам предметов.
Примерно с 10 - 11 месяцев происходит качественное развитие словаря ребёнка, он начинает реагировать на содержание звуковой оболочки слов. Сначала слово ассоциируется с конкретным предметом, затем начинает развиваться способность обобщать, формирование которой М. М. Кольцова разделила на четыре степени:
1 степень обобщения (1 год) : слово замещает чувственный образ одного предмета, то есть кукла – это одна определенная кукла.
2 степень обобщения (2 год) : слово замещает чувственный образ рада однородных предметов, то есть кукла – это любая кукла, независимо от ее размеров, цвета, материала.
3 степень обобщения (3 - 3,5 лет) : слово обозначает несколько групп предметов, например, игрушки, посуда, транспорт и т. д.
4 степень обобщения (к 5 годам) : слово достигает высшей степени интеграции, то есть слово вещь – это и игрушки, и посуда, и мебель, и т. д.
К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что этот язык становится действительно родным.
Рассмотрим основные периоды в формировании грамматического строя русского языка, которые выделил Гвоздев:
1 период (1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев) : период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном виде во всех случаях.
2 период (1 год 10 месяцев – 3 года) : период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.
3 период (3 года – 7 лет) : период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений.
Особенности овладения синтаксической стороной речи. Сначала появляются слова, обозначающие действующие лица, предметы, действия (дай, на). Они дополняются до предложения мимикой, жестами.
В период от 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяца появляются двухсловные предложения. К двум годам наблюдаются трех- и четырехсловные предложения. К 1 году 9 месяцам появляются предложения с однородными членами. Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 год 8 месяцев, а с двух – трех лет наблюдаются сложные предложения с союзами. На пятом году жизни предложения усложняются, появляются сложноподчиненные предложения, а так же придаточные предложения времени, причины, места.
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
Освоение звуков начинается на первом году жизни на основе согласованной деятельности слухового анализатора, речевых центров и речедвигательного аппарата.
К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким. Далее начинается усвоение социально закрепленных согласных звуков.
Большинство звуков формируются не сразу, а через промежуточные, переходные звуки. Например, звук [с] переходит в звук [ш] через стадии: [ с- с’ – ш. ] Однако при переходе к правильному произношению дети начинают произносить новый звук даже там, где этого не требуется (явление гиперкоррекции). Это объясняется тем, что новый звук становится сильным раздражителем, и вследствие недостаточной дифференциации с заместителем начинает вытеснять последний даже с законных мест.
Основное развитие фонетической стороны речи происходит в раннем возрасте. К трем годам ребенок овладевает основными группами звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие, сонорные и свистящие звуки.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но ребенок выражает ими в основном свои желания и потребности. И только к полутора годам жизни слова начинают служить для обозначения предметов. С этого возраста ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому. Сначала слово имеет смысл целого предложения, постепенно появляются первые предложения, состоящие из двух слов. А к двум годам и из трех и четырех слов. К этому возрасту слова начинают грамматически оформляться.
На третьем году жизни речь начинает усложняется структура предложений. В основном дети пользуются диалогической формой речи, которая связана с практической деятельностью ребенка. Дети налаживают сотрудничество внутри совместной предметной деятельности. Речь состоит из обращения к собеседнику, выражает просьбы и ответы на вопросы взрослого. Смысл дополняется жестами, мимикой, интонацией.
К 4 – 5 годам происходит переход к контекстной речи. Он связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умений произвольно использовать средства языка. Дети активно вступают в разговор, участвуют в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы. Однако речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять товарищей. Их рассказы в основном копируют речь взрослого, содержат нарушения логики.
Осваивая навыки разговорной речи, формулируя свои мысли несложными и сложными предложениями, дети подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного характера. Начинают пользоваться разнообразными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, придерживаясь при этом структуры. Хотя дошкольники еще нуждаются в предшествующем образце или поддержки взрослого.
В старшем дошкольном возрасте дети готовы активно участвовать в беседе, полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и исправлять ответы других, предлагать подходящие реплики, формулировать вопросы. Совершенствуется и монологическая речь с опорой на наглядный источник и без нее.
Рассмотрев ключевые закономерности развития детской речи можно сделать последующие выводы:
Раннее детство является сензитивным периодом к усвоению речи. Автономная речь ребенка достаточно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Удивительные и по звучанию, и по смыслу слова сменяются словами «взрослой» речи.
Онтогенез речевой деятельности представляет собой сложный процесс неравномерного развития всех сторон речи и коммуникации в целом. Определенные количественные показатели сочетаются со значительными преобразованиями качественной, содержательной стороны.
Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста и обучение родному языку базируется на основе общедидактических принципов:
1. доступности;
2. наглядности;
3. системности;
4. последовательности;
5. сознательности и активности;
6. индивидуализации и дифференциации и др.
Однако определённые средства обучения педагог выбирает на основе общих положений обучения речи в дошкольном учреждении. Эти принципы выведены российским учёным В. И. Яшиной в соответствии с закономерностями усвоения языка и речи детьми и отражают специфику обучения детей дошкольного возраста родному речи.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Развитие речи как речемыслительной деятельности тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления детей, которые составляют основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому развивать речь детей дошкольного возраста необходимо на основе активного и деятельного познания ими окружающей действительности, развития содержательной стороны мышления.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи. Он является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Он указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку. Реализация принципа означает развитие речи у детей как средства общения и в процессе коммуникации в ходе различных видов деятельности. С учетом этого принципа должны проводиться и специальные занятия по развитию речи. На первый план выходит формирование у детей умения создавать речевое высказывание.
Принцип развития чувства речи. Языковое чувство - это неосмысленное знание закономерностей языка. Оно возникает на подсознательном уровне в процессе многократного восприятия речи и использования в собственной речи подобных форм. Дети не только запоминают случаи употребления слов, словосочетаний, но и используют их в различных ситуациях речевого общения, которые постоянно меняются. Эту способность нужно поддерживать и развивать. С развитием языкового чувства связано формирование способности к языковым обобщениям.
Принцип формирования элементарного понимания явлений речи. В основе овладения речью лежит не только имитация, подражание речи взрослых, но и неосмысленное обобщение языковых явлений. Ребенок неосознанно выводит для себя правила речевого поведения, что позволяет ему создавать новые высказывания. Поэтому в основе обучения языку лежит формирование языковых обобщений, творческих речевых способностей, элементарного осмысления явлений языка.
Принцип взаимосвязи работы над разными компонентами речи, развития речи как целостной системы. Усвоение лексики, грамматического строя речи, развитие речевых навыков является взаимосвязанным процессом овладения системой языка. Во время развития одного из компонентов речи одновременно развиваются и другие. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором воплощаются все достижения ребенка в овладении речью.
Принцип взаимосвязи обучения разным видам речевой деятельности. Говорение включает два обязательных процесса-восприятие (и понимание) и говорение. Понимание является предпосылкой развития самостоятельной, активной речи. В детском саду необходимо уделять должное внимание обоим процессам.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Как уже отмечалось, речевая деятельность всегда мотивированна: она вызвана естественными потребностями ребенка в представлениях, в активной деятельности. В процессе занятий коммуникативность речи часто снижается. Поэтому важной задачей педагога является создание ситуаций, которые вызывают потребность в речевом общении.
Принцип обеспечения активной речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Под речевой активностью понимается не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Активную речевую практику необходимо обеспечивать как в повседневной жизни, во время различных видов деятельности, так и на занятиях.
Языковая способность представляет собой особый род умственной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющейся в творческом применении освоенных ранее средств языка. Формирование речевой деятельности в онтогенезе в отечественной психолингвистике принято понимать как развитие языковой способности (А. М. Шахнарович).
Понятие языковой способности имеет комплексный характер и в качестве компонентов включает:
- понимание вербальной информации;
- наблюдение предметных и речевых действий, ассоциирование предметных связей с языковыми, подражание ребенка взрослому в выполнении разнообразных движений и действий;
- понимание аналогий и регулярностей в речевых средствах в соотнесении с системой языка;
- повторение речевых высказываний по образцу и символизацию.
В 6—7 лет у детей с нормальным развитием речи завершается формирование подструктур языковой способности, объединенных функциональными связями. На данном этапе преимущественно важными становятся связи вокруг семантического компонента. Начинается стадия вторичной интеграции. Дети не только активно пользуются разнообразными типами связей слов внутри предложения, между частями высказывания, но и начинают осваивать разные типы текстов.
В условиях бурного развития межкультурной коммуникации увеличивается потребность к исследованию языковых способностей.
Традиционно при анализе способностей учитывается роль задатков в развитии способностей; различия в степени их развития рассматриваются как своеобразное сочетание разнообразных способностей; способности понимаются как складывающиеся на протяжении всей жизни новообразования. При этом особые языковые способности трактуются как индивидуально-психологические особенности личности, характеризующие легкость и быстроту получения лингвистических знаний, обеспечивающие скорость овладения языком и эффективность употребления языка в процессе коммуникации.
Основные принципы организации условий по развитию языковой способности старших дошкольников : баланс между общей и личной деятельностью детей, предоставление условий свободы выбора, соответствие интересам воспитанников, зона актуального и ближайшего развития, принцип речевого комментирования и обыгрывания элементов среды, моделирование языковых явлений и экспериментирования, полифункциональности использования помещений и оборудования.
Специальным образом организованная среда оказывает положительное воздействие на развитие способности ребенка к самообучению, к самостоятельной речевой активности. Такая среда содействует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности индивидуального развития на ступени дошкольного детства.
Развивающая среда дает дошкольнику возможность проверять и использовать свои способности, разрешает ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.
Для развития языковой способности старших дошкольников возможно применение специально созданных педагогических ситуаций, проблемных, ситуаций-иллюстраций, упражнений, языковых игр и литературных проектов.
Таким образом, решая задачи речевого развития дошкольников, развитая речь, умение ориентироваться в жизненных ситуациях речевого общения — ключ к успеху во всех видах деятельности человека, а дошкольный возраст, наиболее плодотворный к развитию как коммуникативных, так и языковых способностей человека.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых необходимых приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая база воспитания и обучения детей.
Методика развития речи непосредственно связана с дошкольной лингводидактикой. Они имеют общий объект исследования - педагогический процесс детского сада. Являясь частной дидактикой, методика использует ключевые понятия и термины дошкольной дидактики (цели, задачи, методы и приемы обучения, их классификация, дидактический материал и др., а также ее положения, касающиеся закономерностей, принципов, средств, методов. Так, дидактическим принципам доступности, последовательности и систематичности, развивающего обучения и др. должны соответствовать задачи, содержание, отбор методов и приемов развития речи.
Лингводидактика или методика обучения языку, исследует
существующую практику обучения, проблематику того, как обучают языку: цели, программы, содержание обучения, субъектов обучения, их потребности и др., технологии и методы обучения, обобщая их в виде целостных систем, которые реализуются в определенных курсах обучения. Предстает также как наука, которая накапливает представления о методах обучения.
Язык и речь обычно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь главным средством человеческого общения, познания действительности, язык служит ключевым каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также важным условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является важным условием решения проблем умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях является главной, основной задачей, которая обычно осуществляется в разнообразных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех других занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Языковые способности традиционно рассматриваются как индивидуально-психологические особенности личности, содействующие быстрому и прочному овладению языком. Языковая способность - это прижизненное,онтогенетическое образование, основную роль в формировании и развитии которого играет среда, обучение и воспитание, а врожденной предпосылкой является наличие задатков, анатомо-физиологических свойств мозга и нервной системы.
Языковая способность имеет многокомпонентную структуру, вбирающую в себя интеллектуальный (общий) и специальный компонент (состоящий из речевой и языковой части, ядром которой является "чувство языка", языковая интуиция. В языковую способность личности также входят логико-языковые и творческие компоненты, обуславливающие умение ребёнком выполнять логико-языковые и творческие операции с языковым материалом.
В дошкольной лингводидактике языковое образование дошкольника и его речевое развитие всё более основательно и обоснованно объединяются в единый процесс. Одним из аспектов указанной взаимосвязи является внимательное отношение в обучении к функциям (роли) языка как средства общения, познания окружающего мира,а также саморазвития личности со своими интересами,потребностями и возможностями их осуществить. Также в младшем дошкольном возрасте обращает на себя внимание контрастность в речевом развитии детей. Это обусловлено закономерностями развития речи ребёнка.
Цель данной работы достигнута. Выявлены объект и предмет лингводидактики, рассмотрены закономерности развития речи и принципы развития речи детей дошкольного возраста, определены языковые способности детей дошкольного возраста.