Пенкина Татьяна Валерьевна
Теоретические аспекты работы с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования одним из основополагающих моментов
реализации основной образовательной программы дошкольного образования
является «сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с
семьей воспитанников, направленное на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
В Профессиональном стандарте педагога также прописан ряд
профессиональных умений и навыков педагога дошкольного образования,
Публикация «Теоретические аспекты работы с родителями в ДОУ» размещена в разделах
направленных на работу с семьей. Согласно профессиональному стандарту,
педагог дошкольного образования должен «владеть методами и средствами
психолого-педагогического просвещения родителей (законных
представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать
партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач»
, в результате такой работы предполагается высокая активность и
вовлеченность родителей в решение образовательных задач и жизнь
дошкольного учреждения».
Вопрос об успешном взаимодействии педагогов и родителей в
дошкольных образовательных организациях исторически является одним из
важнейших с появление первых детских садов.
В России первые детские сады появились в 1860-х годах, а к концу
столетия насчитывалось «несколько десятков детских садов: платных и
бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также для приютов для
сирот». Поэтому неудивительно, что уже, начиная со второй половины
XIX века о необходимости взаимодействия педагогов и родителей в детском
саду заговорили выдающиеся отечественные педагоги: П. Ф. Лесгафт, К. Д.
Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.
Традиционно для многих из них вышедших из эпохи приоритета
семейного воспитания именно семья являлась лучшей средой для ребенка.
Так, например, основатель оригинальной теории семейного воспитания,
П. Ф. Лесгафт в своих работах указывал, что существование детских садов –
«неизбежность и необходимость для детей, лишенных родительского
попечения и заботы».
Ценным вкладом в развитие вопроса о взаимодействии педагогов и
родителей в дошкольной педагогике, стали исследования отечественного
ученого П. Ф. Каптерева («Задачи и основы семейного воспитания»,
«Энциклопедия семейного воспитания и обучения»). Он утверждал, что на
рубеже веков семья и семейное воспитание переживают кризис. В связи с
этим «семейное воспитание детей с раннего возраста следует сочетать с
общественным воспитанием в детских садах и школах». То есть он
рассматривал «живую связь семьи с общественными организациями» как
«необходимое условие правильного развития детской личности в
семье».
А. С. Макаренко, который понимал
сотрудничество родителей и педагогов, как взаимную товарищескую помощь
коллектива учителей семейному трудовому коллективу. «Мы должны
организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть
школа как представительница государственного воспитания. Школа должна
руководить семьей».
Педагоги рассматривают работу с родителями не
только как пропаганду и просвещение. В работе В. И. Безлюдной в работе
«Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции
отношений дошкольников со сверстниками» доказывается, что семья и
дошкольное учреждение не могут изолированно решать задачи воспитания и
коррекции проблем развития ребенка.
То есть для родителей воспитатель одновременно и
официальное лицо и тактичный, внимательный собеседник. Кроме того, эти
авторы впервые рассматривают детский сад как открытую систему, в которой
родители могут по своему усмотрению знакомиться с деятельностью ребенка
в детском саду, стилем общения воспитателя с детьми, участвовать в жизни
группы. Это позволяет родителям лучше понять своих детей, увидеть их
«другими глазами».
Педагог Л. М. Кларина разработала целый комплекс содержательных и
организационных направлений сотрудничества детского сада и семьи. В
частности в него включалось «создание в детском саду методического
кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для
родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью
возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях
детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба
профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая
может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация
спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по
интересам и др.»
В настоящее время данные теоретические позиции интенсивно
реализуются в практике дошкольного образования для достижения
требования ФГОС ДО.